обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Blender 3D

13 октября, 2023
8 мин

Blender 3D ― это многофункциональный профессиональный софт для создания и редактирования трехмерной графики. Программа распространяется бесплатно и мало весит. 

Кому подойдет Blender

Софт используют: 

Программу легко освоить, поэтому она отлично подходит новичкам.

Для чего нужен Blender

C помощью программы можно создавать:

  • трехмерную графику на сайте;
  • модели для игр; 
  • архитектурные визуализации; 
  • рекламные видеоролики; 
  • модели для 3D-принтера и анимационные фильмы. 

Основные возможности Blender 3D

3D-моделирование 

Программа позволяет пользоваться разными видами и техниками моделирования, начиная от стандартного полигонального моделирования по жесткой поверхности (hard_surface) и заканчивая моделированием кривыми и скульптингом (процессом, похожим на лепку скульптур в реальной жизни).

Создание анимации

В программе можно создавать анимации любой сложности ― для этого в Blender предусмотрено множество инструментов, позволяющих анимировать практически любой параметр и любое свойство объектов. Для продвинутых анимаций (вроде анимации персонажа) существует риггинг ― это процесс, в котором создается скелет персонажа. Риггинг также можно сделать целиком и полностью, не выходя из Blender.

Работа с текстурами

В «Блендере 3Д» можно накладывать текстуры. Они создаются как в самой программе, так и импортируются из других источников. На объекты можно накладывать скачанные текстуры, создавать их самостоятельно с помощью ручного рисования (hand-paint) или процедурно (с помощью очень мощной системы нодов). Для правильного наложения текстур можно создавать и использовать UV-развертки. 

Работа с 2D 

Помимо работы с 2D-анимацией можно рисовать в 2D прямо в окне программы. Для упрощения процесса Blender поддерживает работу с несколькими слоями.

Как пользоваться Blender 

Скачать установочный файл можно на официальном сайте

Главное окно

Как выглядит главное окно в Blender 3D
Как выглядит интерфейс программы Blender 3D
  1. Область трехмерного просмотра (3D View)

Это основная рабочая зона. Здесь отображается проекция трехмерной сцены. По умолчанию содержит куб, камеру и источник света. Для управления используются такие приемы. 

  • Изменить угол обзора можно, зажав среднюю кнопку мыши и перемещая ее.
  • Перемещаться вверх-вниз или назад-вперед можно, зажав кнопку Shift и среднюю кнопку мыши, а затем двигая ее.
  • Изменить масштаб можно колесом прокрутки.
  • Выбрать объект можно, кликнув по нему левой кнопкой мыши. Для отмены выбора нужно кликнуть левой кнопкой вне объекта.
  • Чтобы выделить несколько объектов, нужно удерживать кнопку Shift во время выбора.
  • Для выбора всех объектов нужно нажать A. Объекты подсветятся желтым. Для отмены нужно нажать А еще раз. 
  1. Редактор свойств

Позволяет менять настройки (свойства) сцены и объектов. Из-за большого количества они разбиты на несколько групп. Переключаться между группами можно с помощью панели с иконками слева от свойств. Если она не помещается полностью на экране, ее можно прокрутить колесиком мыши. 

  1. Панель инструментов

Это часть области трехмерного просмотра. Здесь находятся кнопки (операторы) инструментов, доступных в текущем режиме. Панель вызывается и прячется клавишей T.

  1. Временная шкала

Цифры обозначают кадры анимации, а цветная полоса отмечает текущий выбранный кадр (по умолчанию 1). Прокручивать шкалу можно ползунком либо средней кнопкой мыши. Изменить масштаб шкалы можно колесиком мыши (или средней кнопкой + Ctrl). Изменить текущий кадр можно кликом по нужному делению. Также можно использовать клавиши-стрелки вправо (перемещение на кадр вперед), влево (на кадр назад). На шкале есть кнопки паузы воспроизведения и перехода по ключевым кадрам.

  1. Основное меню

Здесь можно загрузить, сохранить или начать новый проект, сбросить настройки, отрендерить проект, найти дополнительную информацию по программе и многое другое. 

Режимы работы

Режимы работы Blender 3D
Режимы работы программы Blender 3D

Редактор трехмерной графики Blender работает в нескольких режимах.

  • Object mode (режим объекта). Позволяет выбирать, перемещать, поворачивать и двигать отдельные объекты.
  • Edit mode (режим редактирования). Позволяет изменять вершины, ребра и грани конкретного объекта. 
  • Sculpt mode (режим лепки). Помогает редактировать сетку, имитируя процесс «лепки» 3D-модели.
  • Vertex Paint mode  (режим рисования по вершинам). Позволяет раскрашивать объект по вершинам.
  • Texture Paint mode (режим рисования текстур). Позволяет рисовать текстуры вручную.
  • Weight Paint mode (режим весовой раскраски). Позволяет изменять веса конкретных частей, что важно для дальнейшего анимирования.
  • Particle mode  (режим частиц). Используется для работы с системами частиц.

Перемещение и изменение размеров объекта

Стрелки указывают на направления системы координат. Красная — ось X, зеленая — Y, синяя — Z. Стрелки помогают точнее перемещать объекты.

Изменить положение объектов можно разными способами:

  • перетащив левой кнопкой мыши (с использованием инструмента Tweak);
  • нажав G и перетащив объект в нужное место;
  • нажав на одну из стрелок и перемещая объект вдоль нее.
Перемещение объекта в «Блендере»
Перемещение объекта в Blender 3D

Чтобы повернуть объект, нужно выделить его и нажать кнопку R. Чтобы  повернуть объект вокруг конкретной оси, нужно нажать R, а затем клавиши X, Y, или Z. Они соответствуют осям координат.

Чтобы изменить масштаб, можно нажать клавишу S. Для масштабирования по одной из осей — X, Y или Z.

Масштабирование объекта по оси в Blender 3D
Масштабирование по оси координат в Blender 3D

Создание объекта

В программе Blender 3D объект будет вставлен там, где находится 3D-курсор. По умолчанию он расположен на пересечении осей координат. Его можно переместить, выбрав инструмент Cursor и кликнув левой кнопкой мышки в нужном месте. Затем откройте меню Add и выберите категорию объектов, например меши (Mesh), а потом саму фигуру. Она появится рядом с курсором. Так можно добавить любой базовый объект.

как создать объект в Блендере
Создание объекта в Blender 3D

Редактирование объектов

Можно менять характеристики и размеры объектов либо их отдельные части: вершины, ребра и грани. 

Панель редактирования части объекта в «Блендере»
Редактирование элементов объекта в Blender 3D

Работа выглядит следующим образом: необходимо выбрать какую-либо часть объекта, а затем воспользоваться нужным инструментом.  

Пример редактирования части объекта в Blender 3D
Редактирование части объекта в Blender 3D

Например, экструдирование (Extrude) позволяет вытягивать части объекта. Для этого нужно выбрать грань, вершину или плоскость, а затем нажать E и перетащить элемент.

Внутри объекта можно создать петлю ребер (loop cut). Для этого нужно нажать Ctrl+R и выбрать часть, двигая мышь.

Пример редактирования элементов объекта в Blender 3D
Редактирование элементов объекта в Blender 3D

Использование модификаторов

Модификаторы позволяют менять характеристики объекта по определенным алгоритмам. Чтобы использовать их, нужно вернуться в режим объекта, затем справа на панели выбрать вкладку с иконкой ключа.

Выбор модификатора в Blender 3D
Использование модификаторов в Blender 3D

Затем нужно нажать Add Modifier и выбрать нужный модификатор. Например, Subdivision Surface позволяет добавить больше геометрии (полигонов). Так можно сгладить объект. Параметры модификатора находятся на панели справа. 

Выбор модификатора Subdivision Surface в Blender 3D
Использование модификатора Subdivision Surface в Blender 3D

Сохранение работы

Для сохранения результата нужно открыть меню File и выбрать Save. В этом случае документ сохранится в формате редактора Blender  3D — .blend. Продолжить редактирование можно в любое время. Если файл требуется в другом формате (например, подходящем для других 3D-редакторов), в меню File нужно выбрать пункт Export, а затем формат проекта. 

Выбор формата для экспорта в Blender 3D
Экспорт объекта в Blender 3D

Преимущества программы

Бесплатность. Blender распространяется как свободное и открытое программное обеспечение. Это open-source проект (с открытым исходным кодом), поэтому программа всегда будет открыта и бесплатна для всех пользователей. К тому же любой человек с навыками программирования может принять участие в разработке.

Высокая скорость работы. По сравнению с другими 3D-пакетами  Blender запускается и работает гораздо быстрее. Во многом благодаря тому, что он весит в разы меньше, чем любой другой подобный софт. 

Широкий функционал. Blender позволяет решать огромное количество задач в области 2D и 3D без использования дополнительного софта. Программу можно скачать, установить и сразу пользоваться, тогда как аналоги могут требовать установку дополнительных плагинов для каждого инструмента.  Blender также обладает большим количеством плагинов, упрощающих работу и улучшающих пользовательский опыт, но все они строго опциональны и могут подключаться и отключаться пользователем в зависимости от задач.

Работа на EEVEE. Среди плюсов Blender ― движок, который позволяет очень быстро рендерить все текстуры и наложенные эффекты в режиме реального времени. Это упрощает и облегчает процесс работы. 

Универсальность. Благодаря инструментам можно сразу заниматься несколькими направлениями работы без использования дополнительного ПО. 

Удобный интерфейс. Он интуитивно понятный и доступный пользователю без опыта работы с программами для 3D-моделирования. Цель разработчиков Blender — создание современного продукта, отвечающего потребностям рынка, поэтому программа регулярно обновляется.

Другие термины на букву «B»

← Все термины

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент