Ксения Стернина, партнер консалтинговой фирмы UXSSR, руководитель исследований в Arrival LTD, Лондон; экс-руководитель исследований VK Group, Google
Алексей Секачев, Product Designer в WeTransfer
Дарья Прокуда, Design Team Lead at Sberbank, судья в CSS Design Awards
Оксана Портнова, Product Designer в Тинькофф
Правда ли, что искать таланты явно дольше, чем растить?
Алексей Секачев
«В российских реалиях — скорее, да. На западном рынке выбор специалистов больше, но даже там чаще предпочитают нанять уверенного мидла и вырастить из него крепкого синьора, нежели переманивать более скилловых специалистов, выросших в других компаниях».
Оксана Портнова
«Крупная компания может себе позволить растить таланты изнутри. В российских топовых IT-компаниях есть такие практики. Иногда это проще: не нужно переучивать человека, да и твёрдым навыкам научить достаточно легко. Но человек должен знать основы дизайна — композицию, сетки, колористику, понимать как работают цифровые продукты
Искать опытных — значит конкурировать со всем рынком, а на рынке очень не хватает классных специалистов, иногда поиск занимает до года»
Ксения Стернина
«Нет, искать таланты быстрее, чем растить. Но в некоторых случаях у компаний просто нет выбора, им необходимо их растить — просто потому, что сейчас очень большой спрос на хороших IT-специалистов разного характера, они нарасхват. Есть крупные компании, которые изменили рынок: подняли зарплаты, переманили значительную часть талантливых людей. Компании, у которых нет гигантских бюджетов, растят таланты самостоятельно».
Дарья Прокуда
«Под определенные задачи и проекты искать дизайнера с опытом все-таки быстрее. Но, что абсолютно бесспорно,— растить дизайнера внутри компании, а не переучивать, действительно дает лучшие плоды. Новичок, пришедший в команду, будет более лоялен к изменениям, амбициозен, так как мотивирован ростом и желанием укрепиться в профессии».
Каким должно быть портфолио UX/UI-дизайнера, чтобы его наняли?
Алексей Секачев
«Портфолио должно показывать, как дизайнер мыслит. На каждую красивую картинку должно быть два абзаца описания: какую проблему решали, насколько хорошо получилось, что не получилось,почему все так, а не иначе».
Ксения Стернина
«Зависит от того, какой у компании продукт, в какой стране она находится, какие у нее ожидания от UX/UI-дизайнера. Нельзя сказать, что вот с таким портфолио точно возьмут во все компании. Каждый дизайнер со своим опытом может найти свою компанию, в которую требуется именно он. Могу сказать про зарубеж: сейчас людей ищут не столько в формате UX/UI, — скорее, ищут продакт-дизайнеров, ресерч-дизайнеров, такие истории встречаются чаще».
Дарья Прокуда
«Если это специфическая ниша, то портфолио должно содержать работы, решающие задачи в данной тематике. Рекомендую иметь проекты в нескольких стилях, чтобы показать умение работать не только с компонентами дизайн системы, но и создавать стилистический и образный язык с нуля.
Если у вас есть амбиции для работы с приложениями, не забудьте добавить пару проектов с вебом, AR.
Не забывайте делать небольшие описания и рассказывать, какую задачу решали, за что отвечали в проекте, какие идеи внесли.И никогда не врите, не срисовывайте чужие работы — за это можете оказаться в черном списке».
Оксана Портнова
«Портфолио должно быть четким и структурированным. Формат — либо сайт-портфолио, либо PDF, но только не архив. Показывайте лучшие работы, а не все подряд. И только по UX/UI, а не вперемешку с логотипами и иллюстрациями. Портфолио должно показывать, в каком стиле и с чем вы уже умеете работать. Например, если хотите работать с приложениями, показывайте приложения, а не лендинги. И, конечно, в нем должны соблюдаться базовые правила дизайна, типографики, колористики».
Какие hard и soft навыки дизайнера интерфейсов важны сегодня для компаний?
Алексей Секачев
«Главный хард скилл дизайнера сегодня — умение освоить новый скилл или инструмент за выходные. Мы работаем в самой стремительно развивающейся индустрии, тут все устаревает очень быстро. Уметь быстро учиться и адаптироваться намного важнее строчки «уверенный пользователь Figma и After Effects».
С софт-скиллами попроще, мягкие навыки UX/UI-дизайнера более-менее универсальны: коммуникация, эмпатия, критическое мышление, эмоциональный интеллект и постоянное желание учиться новому».
Ксения Стернина
«Мой прогноз: через 2-3 года в Штатах, а лет через 5 в России, будут востребованы позиции под названием дизайнер-инженер. Это человек, который должен уметь спроектировать продукт, сделать его дизайн и запрограммировать. Здесь нет ожиданий по бэкэнду, но всё что касается фронтенда и приложений — такие требования будут. Что касается текущих хардов и софтов, то это Figma, анимация, понимание аудитории и бизнес-потребностей».
UX/UI-дизайнер с нуля до ПРО
профессия
UX/UI-дизайнер с нуля до ПРО
Делайте мир удобнее. Создавайте продуманные интерфейсы сайтов и приложений без навыков программирования. IT-компании ждут вас.
научиться
Дарья Прокуда
«Требования к junior дизайнерам возросли за последние несколько лет. Знание и владения инструментами (Figma, Miro, Principle), базовыми знаниями композиции, типографики и т.д. — необходимый минимум. К hard skills добавилось понимание и работа с исследованиями, знания методологий, понимание основных метрик продукта. Основой soft skills, как и прежде, являются навыки презентации и питчинга, умение вести коммуникации в команде. Все-таки профессия дизайнера очень социальная, тут не обойтись без эмпатии к пользователям и коллегам».
Оксана Портнова
«Важнее софт скиллы. Твердым навыкам научить проще чем мягким. А если человек не подходит по культуре компании, то твердые навыки уже никак не помогут. Поэтому нужно учиться коммуникации, работе в команде и идти в компанию, ценности которой близки.
Из хард-навыков нужно знание Figma, композиции и понимание того, как строятся пользовательские сценарии и проводятся исследования».
Обязательно ли UX/UI-дизайнеру иметь высшее профильное образование?
Алексей Секачев
«Высшее профильное — нет. Я даже не могу вспомнить хороших примеров UI/UX дизайнеров с профильным образованием. Сфере в том виде, в котором мы ее знаем, около десяти лет, все крутые дизайнеры — самоучки. А вот образование (или прикладной опыт) в любой другой сфере чаще всего позволяет шире смотреть на решаемые проблемы».
Ксения Стернина
«Обучение на художника — не совсем то высшее образование для дизайнеров. Скорее, нужно постоянное дополнительное обучение для прокачки навыков. Если вышка есть — это не лишнее. Если его негде получить и человек старается добрать нужные знания сам — это круто».
Дарья Прокуда
«Не считаю обязательным наличие высшего профильного образования. Я постоянно сталкиваюсь и с молодыми, и со зрелыми талантливыми людьми, решившими поменять сферу работы. Они и без профильного образования отлично обучаются и показывают невероятные успехи в профессии».
Оксана Портнова
«Абсолютно нет. Дизайнерско-архитектурное образование помогло мне с насмотренностью и базовыми дизайнерскими навыками. Но именно UX я изучала на курсах, самостоятельно и на практике. Многие коллеги без высшего образования работают в топовых IT-компаниях. У кого-то есть образование, но вообще не связанное с дизайном».
Какие книги и ресурсы изучить новичку, желающему стать UX/UI-дизайнером?
Алексей Секачев
«Не верю, что говорю это в 2021 году, но лучшей книгой для начинающих дизайнеров уже много лет остается «Ководство». Здесь собрано большое количество практических и теоретических знаний, которые актуальны до сих пор».
Ксения Стернина
«Я бы посоветовала не книги или ресурсы, а направления. Попытаться охватить сознанием все, что происходит с бизнесом, чтобы предлагаемые решения были полезны и актуальны. Например, как влияет на бизнес государство, юридические аспекты, как работают бизнес-модели, экономика, market research, user research.
Я в последнее время вдохновляюсь рассказами предпринимателей о том, как они строили бизнес. Например, историей Wallmart. Хотя эти решения сейчас не актуальны, такие книги хорошо иллюстрируют особый способ мышления».
Дарья Прокуда
««Живая типографика» Александра Королькова — невероятно простая и легкая в чтении книга о шрифтах и тексте, будет идеально прочесть с ней Эрика Шпикермана «О шрифте».
«Дизайн привычных вещей» Дона Нормана уже стал таким же обязательным учебником, как и «Пиши, сокращай» Ильяхова. Рекомендую выйти за границы профессионального чтива и прочитать «Букварь сценариста» Александра Молчанова: там вы почерпнете много идей и инструментов по созданию опыта, сторителлинга и эмоциональных точек в интерфейсе.
А еще советую вдохновляться произведениями, подкастами и каналами смежных индустрий, читать и слушать про технологии, кино, сценарное мастерство и режиссуру».
Оксана Портнова
«Советую смотреть реально разработанные приложения и сайты. Делать скриншоты, скринкасты, подмечать какие-то фишки и повторять, чтобы научиться. Огромная часть моей библиотеки — это скринкасты приложений.
Из ресурсов мне нравится смотреть Product Hunt, читать TechCrunch, ну и, конечно, магазины приложений тоже актуальны. Из сайтов я смотрю Awwwards. Не советую Behance и Dribbble. Там очень мало реально работающих продуктов».
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
Создавайте продуманные интерфейсы сайтов и приложений без навыков программирования. Погрузим в дизайн-среду с первого модуля и дадим опыт, который реально пригодится в работе
Научиться