Поиск творческого языка: от анимированных рисунков и экспериментов с гипсом к тончайшей светотени
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Леонардо родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи около Флоренции. Его отец, Пьеро да Винчи, был нотариусом. Леонардо — внебрачный ребенок, которого Пьеро признал и поддерживал финансово.
С ранних лет Леонардо наблюдал за природой, птицами, животными и делал анимированные наброски. Так он понимал все детали взмаха крыла или движения стебля.
Есть легенда: к отцу Леонардо пришел крестьянин и попросил расписать круглый деревянный щит. За работу взялся сам Леонардо — и нарисовал голову медузы Горгоны. Чтобы добиться нужного эффекта, он рисовал с натуры: приносил змей, ящериц, гусениц и внимательно их изучал. Получилось так пугающе, что отец впечатлился и крестьянину щит не отдал. В итоге работа попала в коллекцию семьи Медичи и пропала во время одного из восстаний.
Рисовать Леонардо учился во Флоренции, в мастерской художника и скульптора Андреа дель Верроккьо. Учитель не ограничивал учеников, поэтому Леонардо экспериментировал с красками, светом, деревом, металлом и гипсом. Именно в мастерской он впервые пробует совмещать искусство и науку — и, скорее всего, с тех пор уже не может остановиться.
Андреа дель Верроккьо. «Крещение Христа». 1475. Источник
Андреа дель Верроккьо. Скульптура «Давид». Предположительно 1462. Источник
В 1482 году Леонардо да Винчи переехал в Милан. Там он служил у герцога Лодовико Сфорца, организовывал и оформлял праздники. Именно в Милане Леонардо раскрыл свой потенциал и начал рисовать с помощью особой светотени — сфумато. Это техника, при которой цвета и тени переходят друг в друга очень мягко, без резких линий.
Представьте, как дым плавно растворяется в воздухе — вот так же в работах Леонардо одна краска словно перетекает в другую. Благодаря этому лица на картинах кажутся живыми, с настоящими эмоциями. Самый известный пример — «Мона Лиза»: у нее нет четких контуров, но от взгляда и улыбки невозможно оторваться.
Читайте также:
Гений Винсента Ван Гога: творчество на грани безумия
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Леонардо — классик Ренессанса или Возрождения, культурного движения Европы, которое началось в XIII веке. После падения византийского государства его граждане бежали в Европу со своими библиотеками и артефактами искусства. Среди них было много античных источников.
В городах появились новые сословия — ремесленники, банкиры, торговцы. Они организовали центры науки и искусства, их деятельность церковь не регулировала, а значит, не могла навязать свои ценности. Участники этих центров обратились к гуманным взглядам Античности: свободам человека, эстетике его существования, активности в обществе и влиянии на политическую жизнь.
Античная культура продвигалась по Европе через книги. Этому помог Иоганн Гутенберг, когда изобрел печатный станок в 1440-х годах. Так античные образы перетекли и в художественную сферу.
А теперь посмотрим на творчество Да Винчи и проникнем в магию его работ.
Загадки Да Винчи — художника: пасхалки, магия, нарушение правил
Картины Леонардо восхищают мастерством автора и отражают его знания о природе, анатомии и мире вокруг. Загадочная улыбка «Мона Лизы», напряжение «Тайной вечери» — везде Леонардо держит зрительский взгляд. Работы вдохновляют, вызывают восторг и приглашают разгадать тайны, которые великий Да Винчи оставил потомкам.
Мадонна в скалах (Мадонна в гроте). 1483–1486 и до 1508
Первая версия картины. Источник
Вторая версия картины. Источник
Один из ранних шедевров Леонардо да Винчи — «Мадонна в скалах». Но у этой картины есть двойник. Первую версию заказали для алтаря миланского Братства Непорочного Зачатия — сейчас она хранится в Лувре. Вторая, почти идентичная, находится в Национальной галерее Лондона.
Обе картины изображают эпизод из апокрифического текста «Жизнь Иоанна по Серапиону». Согласно ему, во время бегства от царя Ирода семья Иисуса остановилась в пещере в Синайской пустыне. Именно там младенец Иисус впервые встретился со своим двоюродным братом — Иоанном Крестителем.
Хотя композиция у картин схожая, между ними есть отличия. Лондонская версия темнее, с более четкими деталями и синими оттенками. У персонажей появились нимбы, а сама работа немного меньше — на 8 см по высоте. Под слоем краски исследователи нашли еще один, скрытый рисунок. На нем женщина стоит на коленях и протягивает руку к ребенку — возможно, Леонардо сначала собирался написать сцену поклонения младенцу Христу, но позже изменил замысел.
«Тайная вечеря». 1495–1498
Иисус и его ученики на последнем ужине. Источник
«Тайная вечеря» — роспись в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. На ней Иисус беседует с учениками о том, что скоро один из них его предаст. Леонардо писал маслом и водяными красками, темперой. Он искал вдохновения для полотна в людях вокруг и рисовал героев с прохожих на улицах и даже заключенных.
Аккуратно, спойлер!
В книге Дэна Брауна, а затем и в одноименном фильме «Код да Винчи» один из героев выдвигает теорию, что художник оставил скрытое послание в «Тайной вечере». По правую руку от Иисуса находится не апостол Иоанн, а Мария Магдалина, вероятная жена Христа. Это была подсказка для поиска священного грааля, чаши, из которой Иисус пил на этом вечере. В нее же Иосиф Аримафейский собрал кровь из его ран после распятия.
«Мона Лиза» или «Джоконда». 1503–1505
Самая загадочная женщина искусства. Источник
На одной из самых известных и загадочных картин в мире Леонардо изобразил Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо.
Но не все согласны, что это именно ее портрет: есть версии, что это другие близкие художнику дамы, которые сошлись в образе его идеальной женщины. Есть предположения, что на картине юноша в женской одежде или художник нарисовал сам себя.
Леонардо использовал здесь технику сфумато, которая создала мягкие границы между цветами и контурами. Она усилила загадочность картины.
Мона Лиза уезжала из Лувра трижды: в 1963 году — в США, в 1971 — в СССР и Японию и в 1911 — в руки похитителя — работника музея. Он считал, что место картины — на родине Да Винчи, в Италии, а не во Франции, и прятал ее целых два года. Это похищение породило слухи, что картину украли намеренно и таким образом повысили интерес к ней.
Зрители обсуждают улыбку Джоконды: есть ли она на самом деле, с какого ракурса она сильнее, а с какого у героини нейтральное выражение лица.
Читайте также:
Постмодернизм в искусстве: игра смыслов, провокация и отказ от правил
Специалисты из Национального комитета по культурному наследию Италии детально изучили полотно и нашли серию букв и цифр на нем:
- В правом глазу Моны Лизы находятся буквы «LV» — инициалы художника.
- В левом глазу расположились буквы «СЕ» или «В». Ученые не нашли их разгадку.
- На заднем плане на мосту исследователи заметили число «72». Вероятно, это отсылка к наводнению реки Треббия у деревни Боббио в 1472 году, которое его разрушило.
При инфракрасном и лазерном исследовании за основной краской ученые нашли наброски картины: кружево на платье, покрывало на коленях, миниатюрные черты лица и отсутствие улыбки. Возможно, Да Винчи доводил образ своей героини до совершенства с учетом золотого сечения, самой приятной для человеческого глаза пропорции.
Кстати, у Моны Лизы могли быть проблемы с щитовидной железой из-за нехватки йода. Это предположение сделал врач из Бостона с индийскими корнями, Мандип Р. Мехра.
«Дама с горностаем». 1489–1490
Чечилия Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца. Источник
В XV веке женщин из знатных семей традиционно изображали в профиль — так считалось скромнее и благопристойнее. Но Леонардо пошел против правил и написал портрет фаворитки миланского герцога Лодовико Сфорца, Чечилии Галлерани, в необычном ракурсе — в три четверти. Так можно было показать не только черты лица, но и внутренний характер героини.
В ее руках — горностай, и это не случайная деталь. У зверька несколько символических значений: греческое слово «гале» (γαλῆ), от которого происходит «горностай», созвучно фамилии Галлерани. Кроме того, герцог Сфорца состоял в рыцарском Ордене горностая, который основал король Неаполя. Так Леонардо закодировал в одной детали и имя модели, и знак покровителя.
Картину Леонардо написал в три этапа: героиня без горностая, потом с животным серого цвета и только потом зверек получил белый окрас.
«Мадонна Литта». 1490–1491
Мать и младенец. Источник
Литта — имя миланских герцогов, которые владели этой картиной долгое время.
Мадонну и ребенка освещает источник откуда-то спереди картины. Этим «фотографическим» приемом Леонардо вызывал эффект присутствия у зрителей, как будто они находятся рядом с Мадонной.
Обратите внимание на грудь героини — там есть разорванные нити на ткани. Возможно, Мадонна отучала младенца от груди, но не устояла перед его плачем. Кстати, с 1300 года знатные дамы не кормили детей грудью, этим занимались кормилицы. Более бедные сословия использовали коровье молоко.
Анатомические вскрытия
До начала XV века люди верили, что тело состоит из стихий огня, воды, воздуха и земли. Их представляли четырьмя жидкостями: кровью, флегмой, черной и желтой желчью. Здоровый человек тот, у которого все жидкости находились в балансе. В XV веке медицина укрепила свои позиции, а на медицинских факультетах проводили вскрытия.
Леонардо изучал медицину по книгам и на реальной практике вскрытий. Свои эксперименты он рисовал рядом с дневниковыми записями. Вскрытия Да Винчи проводил во флорентийском госпитале Санта Мария Нова. Они длились несколько дней: сначала вскрывали живот, потом грудь, потом сердце и в последний день — конечности.
Анатомические детали руки Да Винчи. Источник
Леонардо да Винчи увлекался анатомией не ради искусства, а ради точности. Он лично проводил вскрытия и внимательно изучал строение тела. Например, он первым заметил, что в крестце не три позвонка, как считали в его время, а пять. Леонардо обращал внимание на изгибы позвоночника и формы костей, исследовал деформации черепа и наблюдал пациентов после неудачных операций, в том числе с расщелиной верхней губы, которую тогда называли заячьей.
Он систематизировал знания: классифицировал мышцы по форме и силе, сухожилия — по типу крепления к костям. Рассматривая череп в трех проекциях, Леонардо создавал объемные анатомические схемы задолго до появления 3D-графики.
Конструкция черепа. Источник
Он же первым нарисовал развитие ребенка в утробе: положение тела, питание через пуповину, внутренние органы — все это появилось в его анатомических зарисовках.
Ребенок в утробе матери глазами Да Винчи. Источник
Да Винчи также поставил под сомнение теорию Галена, который считал, что кровь образуется в печени. Леонардо видел сердце как мощный мышечный насос и считал его ключевым органом, перекачивающим кровь по артериям. Это наблюдение опередило научные открытия на целое столетие.
Процесс кровообращения в дневниках Да Винчи. Источник
Самая известная его работа в этой области — «Витрувианский человек». Это не просто набросок, а попытка совместить анатомию с геометрией, искусство — с наукой. В центре — человек, как идеальная модель Вселенной.
Оцифрованная версия наброска. Источник
На рисунке две мужские фигуры наложены друг на друга и вписаны в круг и квадрат. В основе рисунка — идеальные пропорции человека, которые находятся в гармонии с геометрией и архитектурой.
Текст вокруг наброска разбит на две части. Сверху — пересказ мнения древнеримского архитектора Витрувия о размерах человека в природе:
«Ладонь — четыре пальца, ступня — четыре ладони, локоть — шесть ладоней, четыре локтя составляют человека, шаг четыре локтя, человек двадцать четыре ладони и эти измерения в его строениях. Если вы раздвинете ноги настолько, чтобы ваша голова была опущена на одну четырнадцатую часть вашего роста, и поднимете руки настолько, чтобы ваши вытянутые пальцы коснулись линии макушки, знайте, что центром вытянутых конечностей будет пупок, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником».
Внизу Леонардо написал свои идеи об идеальных пропорциях. Самое главное, что длина раскинутых рук на его рисунке равна росту человека.
Леонардо да Винчи хотел, чтобы человек летал, надолго погружался под воду и жил в чистом городе
Его интересовало все: архитектура, инженерия, земля, вода, воздух. Своими изобретениями он создавал лучшее для человека и думал за пределами разумного. Многие его идеи так и остались чертежами и фантазиями, но другие легли в основу реальных изобретений.
Парашют
Образ парашюта от Да Винчи. Источник
Леонардо да Винчи разработал концепт парашюта — пирамидальную конструкцию из деревянных реек и парусины, около 7 метров в высоту и ширину. В теории она могла удержать человека в воздухе, даже по меркам XV века.
Но было одно «но»: такой парашют оказался бы слишком тяжелым. Современная реконструкция 2000 года весила около 85 кг. Ее испытал парашютист Адриан Николас, прыгнул с высоты 3000 метров. Ближе к земле он все же раскрыл обычный парашют — но показал, что расчеты Леонардо действительно работали.
Чистый город будущего
Чертежи «идеального» города Да Винчи. Источник
Леонардо стремился к идее красивого и чистого города, где есть канализация, улицы очищает вода из реки, а на крыше домов растут сады. Он думал о гармоничном размещении зданий, парков и открытых пространств, чтобы городская среда была в балансе. Он верил в широкие улицы и более яркое уличное освещение. Да Винчи соединил соборную и торговую площади, чтобы получился единый городской центр. В стенах сделал окна и проходы — так город стал просторным и открытым.
Все нечистоты в его плане находились на нижних уровнях зданий. Похоже на современное расположение подземных коммуникаций. Еще он придумал идею разноуровневых улиц и перекрестков, которая разделила бы пешеходов и повозки с лошадьми.
А еще ни одно здание в городе не могло быть выше главного собора.
Водолазный костюм
Устрашающий образ для погружения в воду. Создан по рисунку Да Винчи руками Луиджи Турсини в середине 20 века. Источник
Главная цель изобретения Леонардо — помочь человеку как можно дольше находиться под водой. Он разработал подводный костюм как способ защиты Венеции от нападения с моря.
Конструкция была продумана до мелочей: тростниковые трубки с металлическими кольцами помогали справляться с давлением воды, в качестве воздушного резервуара использовался винный бурдюк. Даже про бутылочку для сбора мочи Леонардо не забыл — чтобы ныряльщик мог оставаться под водой максимально долго.
Самонесущий мост
Норвежский мост. Источник
В 2001 году в Норвегии появился пешеходный мост по проекту Да Винчи. Он придумал его для султана Османской империи Баязида II еще в 1502 году.
Да Винчи стоял в начале разных технологий для мостов. Поворотный или вращающийся мост — прототип мобильной конструкции для переброски войск. Он легко собирается и разбирается. Его секрет — в противовесе, который балансирует обе стороны. А еще Да Винчи придумал деревянный мост, в котором зубья усиливают несущую способность балок.
Робот-лев
Современная конструкция льва по рисункам Да Винчи. Источник
Фигуру льва Леонардо придумал для праздника в честь коронации Франциска I в Лионе. Лев прошел по сцене, в процессе шевелил головой и хвостом.
В наше время итальянские инженеры воссоздали механического льва из дерева, сделали его три метра в длину и два в высоту. У него есть металлические пружины для накопления энергии. Двигается он благодаря веревочным тягам: ходит, наклоняет голову и делает реверанс для короля.
И еще несколько инженерных идей Да Винчи
Танк
Макет изобретения по рисункам Да Винчи. Берлин. Источник
Это проект — скорее домик на колесах, чем танк. По задумке, это четырехколесное сооружение везли восемь человек, по периметру — 16 пушек. Наверху — смотровая башня. Леонардо планировал его очень высоким — чтобы усложнить врагам его захват.
Дельтаплан
Джуди Лиден в воздухе. Источник
В 2002 году в по чертежам Да Винчи сделали дельтаплан, который испытала чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Она продержалась в воздухе 17 секунд на высоте 10 метров.
Вертолет
Чертежи винта Да Винчи. Источник
Идея Леонардо выглядит так: на базу из металлической спирали натянуто полотно парусины. Винт двигается за счет четырех пассажиров, которые тянут стержни. Винт своим движением гонит воздух вниз и поднимается.
Однако конструкция неспособна летать: винту нужно гораздо больше энергии.
Самоходная тележка (машина)
«Часовая машина» Да Винчи. Источник
Чем-то эта конструкция напоминает часовой механизм. Машина двигается благодаря двум симметричным пружинам. А плавность обеспечивает балансовое колесо, прямо как в часах. Эта тележка трехколесная — переднее колесо направляет машину.
Главное о творчестве Леонардо да Винчи
Леонардо был художником, изобретателем и исследователем. Он изучал анатомию, ботанику, геологию, инженерию. Его анатомические рисунки сделали человеческое тело понятным и помогли развитию медицины.
Он придумывал механизмы и инженерные конструкции: летательные аппараты, прототипы машин и даже гидрокостюм.
Основа творчества Да Винчи — наблюдение. С детства он следил за движением людей, животных, птиц и предметов и зарисовывал их. А еще он использовал античные и библейские сюжеты и мастерски переносил их на холст. В своих работах он зашифровывал символы — пропорции золотого сечения, цифры и инициалы.
Да Винчи внес большой вклад в развитие науки: по его чертежам построили мосты, делали механические фигуры, такие предметы как парашют, гидрокостюм и дельтаплан. Он придумал образ красивого и современного города: с подземной канализацией, садом на крыше, разделением пешеходов и транспортных средств.
Уже в 1500-е годы он изображал город будущего, в котором теперь живем мы, люди 21 века.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться