Если вы новичок в сфере дизайна или просто хотите узнать что-то новое о своей профессии, то эта статья для вас. Разбираемся, почему дизайн — это не просто создание красивых картинок, а способ сделать жизнь людей лучше. Объясним термины, покажем примеры и, возможно, откроем для вас новый мир.
Что такое дизайн?
У термина «дизайн» много трактовок:
- В учебнике «Дизайн: русская версия» говорится, что дизайн — это «внешний вид и качество изготовление предмета».
- Майка Монтейро в книге «Дизайн — это работа» говорит, что это «попытка решить проблему, которая не имеет решения.
- В Museum of Modern Art (MoMA) говорят о том, что дизайн — это глагол, то есть процесс планирования и решения проблемы.
Все термины объединяются одним смыслом: дизайн — это создание вещей, которые упрощают жизнь. Это верно, потому что дизайн не всегда предполагает красоту, но всегда стремится улучшить и наполнить смыслами объект или пространство. Он включает в себя понятия культуры, психологии и даже уровня жизни. Например, за то, насколько комфортно мы чувствуем себя в любимой кофейне, как раз отвечает дизайнер:

А дизайнеры Apple влияют на наш выбор, когда мы смотрим презентации и думаем, стоит ли купить новый iPhone:

Дизайн может сделать жизнь лучше
Дизайн — это функциональность. Дональд Норман в своей книге «Дизайн привычных вещей» писал:
«Принципы, на которых должен основываться качественный, удобный дизайн, не просто облегчают эксплуатацию — они могут спасти человеческие жизни».
Неудобное сиденье в машине заставляет что-то поправлять, и это может привести к потере управления. Ручка на кружке может оказаться непрочной или неудобной, и когда она из-за этого упадет и разобьется, то есть шанс наступить на осколки. Продолжать можно до бесконечности, но суть ясна: удобные вещи с понятным интерфейсом требуют от вас минимальных затрат энергии и позволяют пользоваться ими не отвлекаясь.
Еще одна задача дизайна — психологическое воздействие и поднятие уровня жизни. Хороший дизайн не будет создавать лишнюю нагрузку на мозг, а значит, вызовет симпатию и желание пользоваться этим в будущем.
Дизайнер и создатель бюро Sagmeister & Walsh Стефан Загмайстер в своем выступлении на TED рассказал, как стильный плеер Walkman и новый мотоцикл Yamaha в молодости помогали ему поднять жизнь на новый уровень:
Культовый дизайн
Дизайнеры всегда придумывают что-то новое, но создать то, что запомнится на долгие годы, сложно. Давайте посмотрим на необычные решения, которые уже вошли в историю.
Модульные столы Bauhaus Nesting Side Tables, 1926
Дизайнер: Йозеф Альберс
Их можно использовать как стол, подставку или стул. Основа сделана из твердого дуба, а цветные вставки — из лакированного акрилового стекла. Один экземпляр долго хранился в музее, пока его не разрешили использовать для того, чтобы запустить продажу. Теперь купить прорывное для 1920-х решение можно за 1,8 тысяч евро.

Лампа Anglepoise Lamp, 1932
Дизайнер: Джордж Карвардин
Как говорил сам Карвардин, причиной создания лампы стало плохое освещение в его студии. Он разработал лампу, которую можно настроить и повернуть так, как будет удобно. А черный хромированный корпус и минималистские детали позволяли вписать ее в любой интерьер.

Плакат We Can Do It, 1943
Дизайнер: Говард Миллер
Плакат появился в разгар Второй мировой войны как попытка поднять дух рабочих. Со временем его популярность ушла, но снова вернулась в 1980-х годах, когда «Рози-клепальщица» с плаката стала символом феминизма и других политических демонстраций.

Модель: Стул Eames DSW, 1948
Дизайнер: Чарльз и Рэй Имз
Знаменитый стул из пластика и дерева разработала семейная пара дизайнеров. Для создания мебели они использовали дешевые материалы, чтобы сделать дизайнерские вещи доступными и запустить их в серийное производство. Так Eames DSW стал один из самых популярных и удобных стульев в истории.

Обложка альбома «The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd , 1973
Дизайнер: Сторм Торгерсон
Это знаменитое изображение дисперсии света, то есть преломления лучей в физике. Изображение отсылает к световым эффектам, без которых не обходится ни одно шоу группы Pink Floyd, а треугольник символизирует мысли и амбиции музыкантов. Обложка стала символом отражением группы и ее музыки.

Основные эпохи дизайна
- Появление дизайна в таком виде, как мы привыкли видеть его сейчас, началось примерно в XIX веке. Тогда смешались техническая революция, агитационная деятельность и желание людей жить лучше. Изобретений становилось все больше, а людей, которые придавали бы им приятный облик, было мало.

- Ближе к 1920-м годам все сосредоточились на ар-деко, который ориентировался на геометрические дизайны и яркие цвета. В мире началось резкое развитие графического дизайна благодаря рекламе и агитации.

- В 1930-х стала популярна школа Баухауз (Bauhaus), которая руководствовалась принципами практичности, удобства и доступности. Дизайнеры сосредоточились на окружающих людей вещах и старались показать промышленный прогресс. К 1940-м годам стиль стал более мотивационным, а чаще — агитационным. Дома в этот момент отражали единение, а плакаты — призывы к действию.

- 1950-60-е стали пиком буйства красок: рост экономики, новые товары, красивые дома. Все это нужно было продавать и показывать, как сильно люди нуждаются в новом холодильнике или автомобиле. Изменчивые линии, яркие цвета и отход от идей общности — то, что характеризовало это время.

- В 70-х все больше начали концентрироваться на индивидуализме и проявляли себя через интерьеры, одежду и музыку. Еще более яркие цвета, трехмерные надписи на типографии, градиенты и фотография везде, где только можно. А вот дизайн 80-х немного застыл и не создавал ничего невообразимого. Примечательным в этот период стали пластинки музыкальных групп, которые обращались к образам панка: темный силуэт на размытом фоне, шрифты с засечками и неоновые надписи.

- 1990-е стали пиковым периодом: появились графические редакторы, которые позволили развивать цифровой дизайн. Создание прототипов стало легче, а выглядело все изысканнее. К середине 1990-х стал популярен минимализм, который перетек и в 2000-е. А к 2010-м мы вернулись к плоскому дизайну и упрощению форм.

Направления дизайна
Графический дизайн
Графический дизайнер занимается разработкой логотипов, айдентики, упаковок и баннеров. Его цель — создать правильное первое впечатление у человека, не усложнять восприятие и помочь сориентироваться, если товар сложный. Главное требование в этом направлении дизайна — кратко передавать смысл, использовать образы и ассоциации.

Промышленный дизайн
Промышленный дизайнер создает дизайн почти всего, что нас окружает: посуда, часы, плита, душевая кабина и другие предметы в доме. Его задача — максимально упростить использование любых вещей. Но при этом важно сохранить эргономику и красоту предмета. Ведь никто не хочет пользоваться функциональной, но некрасивой вещью.

Веб-дизайн
Веб-дизайнер продумывает логическую структуру, оформление сайта или приложения. На первом этапе важно составить правильный прототип , а потом добавлять оформление. Поэтому им также важно работать с композицией, иллюстрациями и шрифтами.

UX/UI-дизайн
UX-дизайнер проектирует понятный и удобный прототип интерфейса. UI-дизайнер визуализирует этот прототип, выбирает цветовое оформление, шрифты и общую стилистику. Эти задачи может делать как один человек, так и два разных специалиста.

Архитектурный дизайн
Если есть желание делать города или здания удобными для всех жителей, то это про архитектурный дизайн. Здесь важно понимать, как думают люди, и знать их потребности, чтобы учесть все нюансы для будущей жизни.

Ландшафтный дизайн
Ландшафтные дизайнеры занимаются благоустройством всего, что находится рядом с жилыми зданиями, обустройством парков и других зеленых зон.

Чем занимаются дизайнеры?
Дизайнеры влияют на то, как мы думаем, чувствуем и какое решение принимаем. Исследования Google подтверждают слова ученых о том, что около 80 % информации пользователь считывает визуально. Он успевает составить мнение о компании за 50 миллисекунд, ориентируясь на ее дизайн.
Художник и дизайнер Келли Андерсон говорит о том, что вещи формируют наше сознание, и мы воспринимаем их, как данность. Поэтому ее цель — маленькими шагами разрушать привычное, но некомфортное и заменять на что-то полезное и необычное, чтобы люди обращали внимание на вещи.
Такого же принципа придерживается в работе и инженер-дизайнер iPod Тони Фаделл. Он считает что задача проектировщика — замечать то, к чему привыкли люди, и улучшать это.
MoMA описывает процесс работы всех дизайнеров примерно одинаково:
- Мозговой штурм всех возможных вариантов в форме обсуждения, фотографий, эскизов или видео.
- Выбор лучшего решения проблемы.
- Консультация со специалистом в области. Например, с инженером, чтобы составить правильный прототип.
- Тестирование прототипа, чтобы убедиться в функциональности дизайна и его жизнеспособности.
- Выпуск и доработки.
«Обычно на разработку хорошего дизайна приходится пять-шесть попыток. Если без рисунка, ярлыка или инструкции назначение предмета непонятно, значит, у него неправильный дизайн», — Дональд Норман.
Как бренды передают смыслы через дизайн
Брендам важно сделать так, чтобы их дизайн запоминался и отражал ценности компании. Причем, это может быть айдентика, UI-дизайн приложения или дизайн интерьера:
- Uber создал стиль, который помогает выпускать единообразный и понятный контент. В системе дизайна есть 9 стандартных элементов, которые применяются везде: логотип, цвет, композиция, иконки, иллюстрации, анимация, фотографии и шрифты.

- Косметика Origins передает смысл бренда через лого. Дерево = натуральные ингредиенты и связь с природой. Зеленый цвет отсылает покупателей к той же мысли. В целом на этом выстроена вся рекламная кампания: в Origins рассказывают о штате в 50 ботаников и показывают, как заводят грибные фермы.

- Испанский стейк-хаус Leña в 2021 году получил ресторанную премию за оформление залов. Каталонская студия Astet, которая занималась разработкой концепции, решила провести параллель с примитивными способами приготовления пищи, поэтому для отделки использовали дерево, камень и огонь в каминах. В помещении преобладают землистые текстуры и даже обугленное дерево, намекающее на костер. Цвета в основном темные или оранжево-коричневые, напоминающие обугленное дерево.

Компании заказывают дизайн в студиях или создают собственные дизайн-отделы, в которых выращивают крутых специалистов:
- Продукты Apple часто ассоциируются с именем Джонатана Айва, главного директора по дизайну, который проработал в компании 30 лет.
- Дизайн кроссовок Nike ассоциируется с Тоби Хэтфилдом — старшим директором по инновациям, который разработал модели Air Max и Air Jordan.
- Развитием визуального стиля Spotify занимается дизайн-директор Стэнли Вуд, который отвечает в том числе за удобство приложения
Чтобы найти вдохновение, можно узнать, кто создал дизайн ваших любимых брендов и почитать истории этих людей. Возможно, вы решитесь последовать их примеру и тоже начнете свой путь в дизайне или отметите интересные решения для своих будущих работ.