Как дизайнеру собрать крутое портфолио?

Как дизайнеру собрать крутое портфолио?

Портфолио — это «лицо» дизайнера, именно по нему работодатель будет оценивать уровень компетенций. Вместе с автором модуля про портфолио для курса «Графический дизайнер с нуля до PRO» Степаном Солодковым рассказываем, где лучше всего размещать свои проекты и на что в первую очередь обращают внимание работодатели.

Зачем нужно портфолио?

В дизайне портфолио — это документ с образцами вашей работы, отражающими ваши навыки. На самом деле мы сталкиваемся с портфолио каждый день: они есть во всех сферах, начиная от сайта парикмахерской, на котором выложены фото работ мастеров, до ресторанов, выкладывающих в Instagram фотографии блюд. Если зайти на сайты крупных дизайн-студий, то первое, что вы увидите, — портфолио, ведь это визитная карточка всех дизайнеров.

Аккаунт ресторана Mr.Bo — тоже своего рода портфолио
Аккаунт ресторана Mr.Bo — тоже своего рода портфолио

Оно нужно, чтобы:

  • получить новых клиентов. Даже если клиенты узнают о вас по сарафанному радио, рано или поздно оно может перестать работать. Тогда придется искать клиентов самостоятельно, а для этого в первую очередь понадобится портфолио; 
  • рассказать о себе рынку. Дизайнеров зовут на конференции и мастер-классы именно потому, что у них крутое портфолио; 
  • отследить собственный рост. Увидеть свой прогресс в моменте не всегда получается, а если сравнить свои работы за несколько лет — тут разница заметнее. 

Вот о чем может рассказать ваше портфолио.

  • Навыки. Портфолио показывает, какими инструментами владеет дизайнер. Глядя на него, работодатель может оценить, насколько соискатель хорош в композиции, колористике и типографии, умеет ли пользоваться программами. 
  • Подход к работе. По портфолио можно понять и то, как дизайнер подходит к работе. Если оно сделано небрежно, с разномастными шрифтами или неаккуратной версткой, то и качество работы специалиста вызывает сомнения.

Как человек, который сам нанимает дизайнеров, я всегда обращаю внимание на то, как оформлено портфолио: одно дело — хорошо сверстанное портфолио в PDF или на Behance, другое — когда человек просто залил все работы в архив и выложил на файлообменник. 

Что добавить в портфолио и где взять проекты?

  • Работы по теме. Бывает, что дизайнеры размещают в портфолио все работы: и иллюстрации, и айдентику, и веб. Но чаще всего человек силен в одной дисциплине, а в другой проседает. В портфолио важно показывать сильные стороны — так будет легче понять, чем вы можете быть полезны заказчику. Если вы мультидисциплинарный дизайнер — разделите его на части, в которых концентрируйтесь на отдельных направлениях. Так работодателю будет легче ориентироваться в ваших работах. 
  • Проработанные проекты. Стратегия «Добавить в портфолио все, что вы когда-либо делали» не сработает. Лучше выбрать самые удачные кейсы, где вы сможете показать проект развернуто, а одинокие баннеры и визитки туда включать не стоит. 
  • Лучшие и интересные для вас лично работы. Не включайте в портфолио проекты на темы, которые вам уже наскучили. Клиенты всегда будут ориентироваться на то, что вы уже делали. Поэтому если у вас есть много проектов по тематике, которая вам надоела, — убирайте эти кейсы из портфолио и оставляйте только то, что хотите делать сейчас. 

Где взять кейсы новичку?

  • Стажировки. Можно пойти на стажировку ради опыта работы в реальных проектах. Многие студии готовы брать новичков.
Информация о стажировке на сайте Ermolaev Bureau
Информация о стажировке на сайте Ermolaev Bureau
  • Конкурсы. Есть открытые конкурсы, в которых любой может принять участие, — например, конкурс на создание логотипа города. Участие в них бесплатное, и положить работу в портфолио можно, даже если вы не станете победителем. Бывают случаи, когда концепты с конкурсов или фестивалей впоследствии становятся реальными кейсами — находятся заказчики, готовые использовать этот дизайн. 
  • Работы для друзей и знакомых. Наверняка есть знакомые, которые открыли кофейню или шьют на заказ одежду. Как раз они могут стать вашими первыми заказчиками. На первых порах неважно, заплатят вам за работу или нет. Главное, что у вас будет кейс в портфолио. 
  • Студенческие работы. Часто на курсах по дизайну есть практические части, где можно сделать несколько работ и получить обратную связь от наставников. 
  • «Фейки». Еще одно решение для начинающих дизайнеров, у которых пока мало своих работ, — сделать концепт. Например, переосмыслить известный бренд или найти проблему и решить ее с помощью дизайна, пусть и без реального заказчика. Такие проекты часто дают вам раскрыться как дизайнеру и становятся виральными.
Пример концепта: переосмысление логотипа NASA
Пример концепта: переосмысление логотипа NASA. Источник

Что такое кейс?

Кейсы — это главные элементы портфолио. Они бывают двух видов: полноформатные и объединенные. 

  • Полноформатный — кейс, в котором вы целиком описываете один проект, со всеми деталями и элементами. 
Пример полноформатного кейса ЦИАН
Пример полноформатного кейса ЦИАН. Источник
  • Объединенный — «микс», в котором есть разные работы: логотипы, иллюстрации, — выполненные в одной стилистике. 
Пример объединенного кейса эстонского дизайнера Eiko Ojala
Пример объединенного кейса эстонского дизайнера Eiko Ojala. Источник

Что входит в кейс:

  1. Обложка. Это первое, что видит зритель, и именно от нее зависит, заинтересуете вы клиента или нет. Ваша обложка должна быть максимально привлекательной, чтобы вы сами хотели ее открыть.
Обложки кейсов иллюстратора Maggie Enterrios. Понятно, о чем будут проекты, и в то же время хочется кликнуть и узнать о них подробнее.
Обложки кейсов иллюстратора Maggie Enterrios. Понятно, о чем будут проекты, и в то же время хочется кликнуть и узнать о них подробнее. Источник
  1. Описание проекта. Часто бывает, что картинок недостаточно и, чтобы объяснить, о чем ваш проект, нужно сопроводить его текстом. Тут придется немного побыть копирайтером: старайтесь написать интересный рассказ. Опишите, как создавался проект и для какого клиента, какая была задача, какие решения вы по ходу принимали, как это повлияло на компанию или бренд. Можно добавить, какие варианты не были приняты и почему. 
  1. Инсайт. Тут можно рассказать о том, чем вы вдохновлялись при создании проекта, как нашли именно ту самую форму и почему решили использовать тот или иной дизайн. 
Пример инсайта проекта Hrum Hrum.
Пример инсайта проекта Hrum Hrum.
Пример инсайта проекта Hrum Hrum. Источник
  1. Детали. Если вы веб-дизайнер, покажите, как вы прорабатывали иконки, если иллюстратор — покажите ваши скетчи. Интересно смотреть, как модель рождалась от эскиза до реального воплощения, — детали дополняют и раскрывают его, мы видим весь масштаб проделанной работы. Дьявол кроется в деталях, поэтому важно уделять внимание мелочам.

Где разместить портфолио?

  • Офлайн. Оптимальный вариант — скомпоновать в PDF-файл все проекты, кратко описав каждый из них. Не надо отправлять свои работы отдельными ссылками или тем более архивом.

Во-первых, это неудобно: работодателю придется потратить время на то, чтобы скачать архив и разобраться во множестве файлов. 

Во-вторых, архив с кучей картинок показывает, что соискатель не позаботился о том, чтобы структурировать и красиво подать портфолио.

  • Behance или Dribble. Это две общепризнанные площадки для онлайн-портфолио. На них не только удобно выкладывать свои работы по темам, но и сразу можно просмотреть имеющиеся вакансии. Хорошо иметь оба варианта: и онлайн, и офлайн (PDF).
  • Сайт на Tilda или Readymag. Чтобы сделать страничку на сайтах-конструкторах, не надо уметь программировать, достаточно иметь базовые знания верстки. Конструкторы уже содержат специальные блоки для эффектного размещения контента: картинок, GIF-анимаций или видео. Также есть возможность сделать портфолио ярче и живее за счет использования различных эффектов: например, параллакса или анимации типографики. 

Всегда круто, когда у дизайнера есть собственный сайт, на котором можно и проекты показать, и краткую биографию написать, и похвастаться наградами. Это плюс десять баллов к солидности в глазах клиента. 

Советы по составлению портфолио

  1. Работы должны быть примерно одинаковыми по качеству.

В противном случае работодатель может начать сомневаться в ваших компетенциях. Если я вижу очень качественную работу по соседству с посредственной, у меня сразу возникают сомнения в компетентности человека. А не ворует ли он работы? Или же просто скрывает, что некоторые проекты были выполнены совместно с более сильным дизайнером? 

  1. Проекты должны отвечать духу времени.

Работы должны быть актуальными — это покажет работодателю, что вы развиваетесь и следите за современными тенденциями. Обновляйте портфолио раз в год и смело убирайте то, что уже не соответствует трендам. 

  1. Не добавляйте в портфолио незавершенные работы.

Исключение — длительные проекты, которые помогают понять логику, инструменты и ход работы дизайнера.

  1. Забудьте о бесплатных мокапах.

Mock-up (англ. макет) — это типовые изображения, которые используют, чтобы показать заказчику дизайн фирменного стиля. Зачастую мокапы выглядят ужасно. Клиентов, которые не знают, что такое мокапы, но просматривают профильные сайты в поисках дизайнера, смутит, почему ваша подача и подачи десяти других дизайнеров выглядят одинаково. 

Научитесь делать мокапы самостоятельно. Для этого можно использовать стоковые фото или кастомизировать готовые — так вы сможете создать уникальный визуал. Чем реалистичнее и уникальнее ваша подача, тем выгоднее она смотрится в портфолио. Попробуйте найти уникальные ракурсы или композиционные решения.

Мокап для айдентики компании PLM.
Мокап для айдентики компании PLM. Источник
  1. Используйте реальные фото проекта.

Идеально, если фото сделаны профессионально: в высоком разрешении, с грамотно выставленным светом, правильной композицией и хорошей цветопередачей. Но это дорого, поэтому не у каждого начинающего дизайнера есть такая возможность. Бывают случаи, когда не всё придуманное вами реализуется клиентом, а кейс нужно собрать. В таком случае подойдет 3D-визуализация

Зачастую только 3D дает возможность эффектно показать выгодный ракурс и уникальную форму, аналогов которых не существует.

  1. Следите за стилистическим единством кейса.

Все фото и мокапы должны быть в едином стиле: с одинаковой цветопередачей и похожей цветовой гаммой, чтобы проект смотрелся органично. 

  1. Попросите прокомментировать портфолио опытных дизайнеров.

Напишите знакомым коллегам и спросите их мнения. На самом деле многие с радостью поделятся своей экспертизой. Не бойтесь услышать плохие комментарии — взгляд со стороны поможет вам развиться.

Медиа Contented