Коллекция сложных фантастических 3D-текстур от Anthony Lacaes. Источник
В компьютерной графике под 3D-текстурой понимаются растровые изображения, которые накладываются на поверхность трехмерной модели, чтобы сделать ее рельефной, задать ей определенный оттенок и создать эффект того, что модель сделана из конкретного материала. Это помогает добиться большей реалистичности объекта за меньшее время, так как дизайнеру не нужно отрисовывать множество элементов — достаточно лишь задействовать ту или иную карту 3D-текстур.
В чем различия между текстурой и фактурой?
Многие путают данные понятия, ведь они оба относятся к свойству материалов. Но на самом деле между ними есть существенные различия.
- Фактура — свойство материала или предмета, которое обусловлено особенностями обработки его поверхности и которое можно оценить при прикосновении или взгляде. Например, стекло гладкое, кора шершавая, ткань ворсистая. Когда речь идет про фактуру, то в большей степени имеется в виду характер поверхности. Его можно оценить, если пощупать реально существующий предмет: меховую шапку, кожаную сумку, пластиковый корпус смартфона.
- Текстура — свойство, которое транслирует информацию о внутренней структуре этого предмета. К примеру, деревянная доска плотная, состоит из отдельных волокон и имеет трещины, а стеклянный стакан прозрачный, хрупкий и преломляет лучи света. Если разговор заходит о 3D-текстурах, то под данным термином понимается прежде всего имитация какого-либо материала со всеми его особенностями.
Как и где используются текстуры
Классический пример использования текстур — живопись: художники применяют ряд приемов, которые помогают подчеркнуть особенности того или иного материала. В частности, берут на кисть одновременно несколько оттенков, чтобы создать более высветленные и затененные участки, или набирают большой объем краски, чтобы щетина оставляла не только цветной, но и рельефный след.
«Боярышня у окна» кисти К.Е. Маковского. Художник ясно обозначил текстуры ткани, дерева, цветов и украшений. Источник
В промышленном дизайне текстурирование важно для улучшения эргономики используемого объекта. Например, добавление на пластиковый предмет резины с характерной для нее текстурой часто повышает комфорт использования этого предмета, так как резина приятная на ощупь, мягкая и упругая.
В интерьерном дизайне текстуры дают возможность создавать 3D-визуализацию материала на предварительном проекте, а во время реализации — имитировать дорогой материал с помощью более дешевых, обладающих похожей текстурой. Классика жанра: вместо дорогостоящего натурального мрамора часто применяют более дешевый искусственный, который выглядит точно так же.
Коллекция текстур дерева для 3D-дизайна интерьера от Nicolai Becker. Источник
Дизайнеры могут использовать различные текстуры и при подготовке проектов к презентации. В области 3D-дизайна и моделирования HD-текстуры играют одну из главных ролей — они отвечают за реалистичность изображения.
Авторская коллекция 3D-текстур для Cinema 4D от Sergio Salemi. Источник
Встретить текстуры можно в любой компьютерной игре, часто они приковывают к себе много внимания и являются главной изюминкой. Текстуры в играх обычно дополнены реалистичной физикой материалов: на снегу остаются следы персонажей, песок сыплется и разлетается в стороны, а вода красиво течет и преломляет лучи солнца. Всё это передает уникальную атмосферу игрового мира.
Красивые реалистичные текстуры материалов — одна из фишек игры Horizon Forbidden West. Источник
Что такое процедурное текстурирование
Под процедурным текстурированием понимается методика, при которой изображение текстуры создается компьютером посредством написанного заранее алгоритма. Самый простой пример — текстура шума (серого визуального мусора). Она часто используется для придания трехмерной модели более реалистичного вида: в реальной жизни почти не бывает идеально гладких поверхностей, и шум позволяет показать небольшой рельеф (легкие потертости, шероховатости и т.д.).
Пример созданной алгоритмом текстуры ржавого металла. Источник
Результатом работы процедурного текстурирования является процедурная (текстурная) карта — растровое изображение текстуры, которое можно впоследствии накладывать на объемную модель в 3D-редакторе. Все процедурные текстуры обратимы: они содержат полную информацию о своем создании, и их легко корректировать, например изменять крупность элементов. Если при их создании были использованы исключительно числовые значения, то готовые текстурные карты имеют небольшой размер, но при этом могут масштабироваться.
ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями
бесплатно
ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями
Какие они — востребованные в IT дизайн-профессии? Знакомьтесь с ними в течение недели, выбирайте подходящую и получайте полезные подарки каждый день.
Принципы создания текстур вручную
- Выразительность делает материал более реалистичным. Недостаточно раскрасить кожу модели человека в телесный цвет, а стальные доспехи — в серый. Необходимо создать такое изображение, при взгляде на которое пользователь сразу сможет понять, что же за материал перед ним. Чтобы текстура стала более выразительной, нужно подготовить карты отражений в редакторе Photoshop, настроить их контрастность и яркость, а также исключить области, где отражения вообще не нужны. В итоге те же доспехи станут выглядеть более реалистично: свет будет по-разному отражаться от различных участков, подчеркивать рельеф и объем.
Пример реалистичной 3D-модели от Ilya Zotov. Свет по-разному отражается от вазы, листьев и бутонов. Источник
- Базовый материал упрощает работу. Нет смысла создавать текстуру с мелких деталей. Для начала работы над объектом стоит подготовить базовый материал — простую текстуру с однородным рельефом. Если нужно добавить повреждения и иные особенности, то это можно сделать уже в процессе дальнейшей работы. Базовый материал рекомендуем обязательно сохранить в библиотеку — это сэкономит время при создании похожих объектов в будущем.
3D-модель радиоприемника от Alexey Musienko. Созданную однажды текстуру дерева дизайнер сможет использовать и в следующих своих проектах. Источник
- Мелкие детали придают больше реализма. Царапины, сколы краски, вмятины на металле — все это не бросается в глаза при первом взгляде на трехмерную модель, но делает текстуру более интересной и живой. В качестве примера можно взять модель поваленного дерева: коричневый ствол с рельефом коры будет выглядеть более реалистично, если добавить на него небольшие колонии мха, опавшие листья, горсти земли и т.д. Важно не переусердствовать с детализацией, чтобы не вызвать обратный эффект.
Детализированные текстуры металла от Sergio Salemi. Источник
- Баланс между четкостью и размытостью скрывает мелкие артефакты. Фильтр четкости позволяет улучшить детализацию и сделать объект более реалистичным. Но важно дозировать степень использования четкости: выкрученные на максимум значения спровоцируют появление множества мелких дефектов (царапин, сколов, слишком ярких пикселей), а сведенные к минимуму создадут эффект пелены (размытые контуры, нечеткие шрифты и т.д.).
Как наложить текстуру в 3Ds Max
Рассмотрим процесс наложения текстуры на заранее подготовленную трехмерную модель. Для этого необходимо запустить 3Ds Max и создать простой куб со стороной 300 см. Для удобства можно уменьшить масштаб модели. Далее следует открыть панель материалов и выбрать из выпавшего списка стандартный материал. Затем нужно открыть меню параметров и выбрать пункт Diffuse color, после чего нажать на одноименную кнопку в открывшемся окошке. После этого во вкладке Maps в новом окне нужно кликнуть на Bitmap: появится форма для загрузки текстур. Далее следует выбрать необходимую текстуру и нажать кнопку ОК — текстура будет нанесена на трехмерную модель куба, которую вы создали ранее.
ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями
бесплатно
ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями
7 дней, которые разожгут в вас искру интереса
к дизайну. Получайте подарки каждый день,
знакомьтесь с востребованными профессиями
и выберите ту, которая подойдет именно вам.