Пять принципов архитектуры Ле Корбюзье
Ле Корбюзье, как и все модернисты, считал, что форма важнее декора, а здания в первую очередь должны быть функциональными. В 1920-х годах он сформулировал пять ключевых принципов архитектуры, которых придерживался в своих работах.
- Дома следует поднимать над землей на колоннах. Так архитектор может рациональнее использовать пространство — остается свободное место для сада или парковочных мест.
- Крыши нужно делать плоскими. На крыше-террасе можно устроить место для отдыха или оранжерею.
- Здания должны быть со свободной планировкой. Благодаря железобетонному каркасу стены не несущие и планировка комнат не зависит от них.
- Лучше использовать ленточное остекление. Оно позволяет добавить в пространство больше света.
- Зданию нужен свободный фасад. Поскольку внешние стены не несущие, а столбы-опоры находятся не на плоскости фасада, а внутри дома, то фасады можно оформлять как угодно.
Воплощением этих принципов стала вилла Савой, которую Ле Корбюзье спроектировал в 1929 году. Это небольшой загородный дом в городе Пуасси, в часе езды от Парижа, построенный для состоятельной пары — Пьера и Евгении Савуа.
Дом с большой общей комнатой, террасой на крыше, тремя спальнями, кухней и комнатами для прислуги предназначался исключительно для отдыха. Снаружи вилла выглядит как параллелепипед, приподнятый над лужайкой на цилиндрических колоннах.
Что такое модулор
Модулор — это система гармонических величин, в центре которой находится человек в полный рост.
Модулор используется как инструмент для пропорционального построения архитектурных форм. По словам Ле Корбюзье, основная задача модулора — ввести в архитектуру механику и размеры, согласованные с человеческими масштабами. Также модулор позволяет стандартизировать методы строительства, поскольку объединяет две разные системы мер: фут-дюймовую и метрическую.
На практике Ле Корбюзье использовал модулор при проектировании многих зданий — например, при строительстве первого многоквартирного дома «Жилая единица» в Марселе. Это 17-этажный жилой дом с планировками для разных типов семей — именно он послужил прототипом для будущих советских панелек.
Другие архитекторы критиковали модулор — например, за то, что Ле Корбюзье использовал довольно произвольный условный рост человека для своих расчетов — 6 футов (около 182 см) и не учитывал этнических и половых различий. К тому же потолки в его домах были довольно низкими.
Уникальная палитра — архитектурная полихромия
Ле Корбюзье считал, что цвет может менять пространство и воздействовать на человека, поэтому он не менее важен, чем форма и конструкция. Собственная уникальная палитра, разработанная Ле Корбюзье, называется «архитектурная полихромия». Она состоит из 63 цветов, которые близки к природным оттенкам, гармоничны и хорошо сочетаются друг с другом.
Сегодня эксклюзивными правами на архитектурную полихромию владеют Foundation Le Corbusier и компания Les Couleurs Suisse AG. Они предоставляют право использовать оригинальную палитру только избранным производителям.
Например, швейцарский бренд Rado выпустил коллекцию часов в эксклюзивных цветах архитектурной полихромии Ле Корбюзье.
Компания Jung сделала коллекцию выключателей, выполненных в цветах, подобранных Ле Корбюзье. Чтобы передать всю глубину цветов архитектурной полихромии, модели окрашивали вручную по специальной технологии.
дизайнер интерьеров
профессия
дизайнер интерьеров
Любите, чтобы пространство вокруг было комфортным и уютным? Превратите эту любовь в вашу профессию за 10 месяцев
научиться
Влияние Ле Корбюзье на предметный дизайн
Ле Корбюзье считал, что дом — это «машина для жилья». В предметном дизайне от придерживался тех же принципов, что и в архитектуре, создавая функциональную и минималистичную мебель. Например, он спроектировал кресло-шезлонг, назвав его «машиной для расслабления». Конструкция представляла собой металлический профиль, покрытый кожаной обивкой и снабженный подголовным валиком. Владелец может настроить кресло под себя, так как оно принимает любую форму.
Кресло-шезлонг. Источник
Другой пример — кресло Petit Modele. Оно представляет собой каркас из хромированных трубок, внутри которого лежат ничем не закрепленные подушки. За счет такой простой конструкции достигается максимум комфорта и минимум использования материала.
Кресло Petit Modele. Источник
Как современные дизайнеры переосмысливают работы Ле Корбюзье
Творчеством Ле Корбюзье вдохновлялся графический дизайнер Пол Рэнд. Именно он создал фирменный стиль для IBM, Ford и компании Стива Джобса NeXT Computers.
В рекламе он, следуя принципу Ле Корбюзье, старался избегать бессмысленных украшений. «Для каждого элемента должна быть причина», — говорил Рэнд.
Логотип IBM, разработанный Полом Рэндом. Источник
Шведская студия Claesson Koivisto Rune создает функциональные предметы интерьера, опираясь на принципы модулора, придуманные Ле Корбюзье. Например, стол Edi, который владелец может адаптировать по высоте и размеру в зависимости от потребностей.
Стол Edi. Источник
На Behance много работ дизайнеров, которые черпают вдохновение в творчестве Ле Корбюзье. Причем используют его идеи не только в дизайне интерьера, но и при создании типографики или айдентики.
Источник
Источник
Источник
профессия дизайнер жилых и коммерческих интерьеров
профессия дизайнер жилых и коммерческих интерьеров
Научитесь создавать комфортные пространства для жизни, отдыха и работы. Для реального опыта в профессии — стажировка в дизайн-студии и проекты, которые вы выполните для заказчиков или для себя
Научиться