Встреча с футуристами и поиск собственного стиля
В 1914 году в Казань с лекцией приехали футуристы Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Публика раскритиковала выступление, но студент художественной школы Александр Родченко был в восторге. Он твердо решил, что хочет присоединиться к футуристам и создавать новое искусство.
«Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклонником, а гораздо больше, я был приверженцем».
Александр Родченко
Год спустя Родченко вместе с женой, художницей Варварой Степановой перебрался в Москву. Там он познакомился с Владимиром Татлиным, Казимиром Малевичем, Георгием Якуловым и другими художниками русского авангарда. Ближе всего Родченко оказались идеи Татлина. Родченко разделял его увлечение конструкцией и материалами и считал своим учителем. Татлин организовывал футуристическую выставку «Магазин» и предложил Родченко поучаствовать в ней.
«Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».
Александр Родченко
Родченко начинал с беспредметной живописи, экспериментировал с пространством и формой. В 1919 году он написал «Черное на черном» — работу, выполненную полностью черной краской, где разница фактур достигается за счет того, что художник одни части заливает лаком, а другие оставляет матовыми.
В 1921 году на выставке «5 × 5 = 25» Родченко показал триптих «Гладкий цвет». Он разделил всю живопись на основные цвета (красный, желтый и синий) и окончательно отказался от изобразительности на холсте.
После этого Родченко сосредоточился на производственном искусстве: промышленном дизайне, плакате и фотографии.
ВХУТЕМАС и новый советский дизайн
Родченко говорил, что искусство будущего не может быть «уютным украшением семейных квартир», а должно быть равным «небоскребам, грандиозным мостам и подводным судам».
Во ВХУТЕМАСе Родченко учил студентов «производственному искусству»: он считал, что дизайн должен быть максимально практичным и утилитарным, а форма — сливаться с функцией. Например, он любил давать студентам задания трансформировать какой-либо предмет: убрать съемные декоративные элементы, открыть и изменить конструкцию, сделать вещь функциональнее и удобнее.
Родченко был уверен, что любой бытовой предмет эстетичен. Поэтому на его занятиях студенты создавали натюрморты из максимально «нехудожественных материалов»: кирпичей, листов железа, бумаги и стекла. Так он учил дизайнеров работать с реальными материалами, выразительными фактурами и видеть красоту в обыденном.
Первое в СССР рекламное агентство
В 1920 году Родченко познакомился с Маяковским. Их тандем «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко» начался с курьеза. Родченко работал над плакатом для авиатранспортной компании «Добролет» и пытался сочинить рекламный слоган из фразы «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером Добролета».
«Махнув рукой, я сделал просто небольшую перестановку слов. Получились неуклюжие стишки: «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер»».
Александр Родченко
Маяковский увидел плакат и рассмеялся. А Родченко обиделся и ответил: «Если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то и хороших никогда не будет». Маяковский перестал смеяться, задумался и предложил работать вместе.
Маяковский находил клиентов и придумывал слоганы, а Родченко отвечал за графическую композицию. Родченко и Маяковский создавали рекламные плакаты для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций. Работы было очень много, заказы накладывались друг на друга: на эскизы обложки, рекламу или фирменный знак Родченко отводил всего день.
«Вся Москва была в наших рекламах. Все киоски Моссельпрома, все вывески, все плакаты, все газеты и журналы были наполнены ими. Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, или, вернее, переменили старый, царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский».
Александр Родченко
В то же время он очень стеснялся своих коммерческих работ: Родченко казалось, что это несерьезное занятие для художника. А Маяковский, слыша такие комментарии, злился. Он говорил, что подписывался под всеми своими стихами на плакатах, а Родченко не может снизойти до обслуживания широких масс. По словам Маяковского, обертки и плакаты не более ценны, чем картины Родченко для выставок.
Фотография через призму конструктивизма
Создавая плакаты, Родченко изучал советские и иностранные фотожурналы, а в 1924 году купил собственный фотоаппарат и увлекся фотографией.
Он первым стал делать фотоколлажи и фотомонтажи: для коллажа брал вырезки из журналов, а для монтажа снимал сам. Родченко создал плакаты к фильмам Дзиги Вертова «Шестая мира», «Киноглаз» и для «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Придумывал фотомонтажные иллюстрации к книгам: поэме Маяковского «Про это» и книгам «Сифилис» и «Сергею Есенину».
На фотографию Родченко тоже смотрел через призму конструктивизма: использовал диагональ для построения композиции, чтобы придать снимку динамику и ритм, часто применял двойную экспозицию.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Он любил снимать с непривычного ракурса: сверху вниз или снизу вверх. Сейчас это кажется обычным, а тогда вызывало критику и возмущение. Например, цензура раскритиковала снимок «Пионер-трубач». По мнению цензоров, мальчик из-за «неправильного ракурса» был больше похож на «откормленного буржуа», чем на пионера.
Особенности стиля и композиции
Родченко считал, что главное в дизайне — это новаторство и экспериментальный подход. Геометризация форм, модульность и структурность преобладают в его работах над всеми остальными композиционными принципами. Родченко последовательно придерживался идей конструктивизма во всех отраслях: дизайне, графике, фотографии и фотоколлажах. Его работы отличаются геометричностью, лаконичностью и кричащими, рублеными брусковыми шрифтами.
Родченко использовал прямые линии и диагональ как основу для построения композиции. Диагональ привносит в его фотоколлажи и плакаты динамику, а четкие геометрические формы и яркие цвета мгновенно привлекают внимание.
Например, плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» с Лилей Брик стал одним из символов авангардной рекламы. В нем соединились все излюбленные Родченко приемы: фотомонтаж, диагональ, геометрическая конструкция и яркие цветные акценты.
Вклад в искусство
Современные дизайнеры и фотографы до сих пор используют принципы, разработанные Родченко. В профессиональную среду вошел термин «перспектива Родченко», а также «родченковская композиция».
В 1980-х фирменные приемы его графики — диагональ, крупные планы и броские шрифты — переняли многие известные зарубежные журналы. Например, обложка The Face с юным Феликсом Ховардом, отсылающая к знаменитому фото Маяковского, до сих пор считается одной из лучших в истории популярной прессы.
«То, что произошло между 1914 и 1935 годами, определило развитие любой области дизайна».
Арт-директор The Face Невилл Броуди
Родченко вдохновляет не только дизайнеров, но и музыкантов. В начале нулевых группа Franz Ferdinand выпустила сингл Take Me Out, дизайн пластинки отсылал к плакату Родченко «Шестая часть мира».
Родченко любил экспериментировать с типографикой и сочетать в своих плакатах различные шрифты. На основе его работ компания ParaType разработала шрифт Rodchenko. Шрифт, вобравший в себя тенденции шрифтового дизайна конструктивистов, передает эстетику авангарда.
В 2021 году, к 130-летию дизайнера, академия ВХУТЕМАС создала дипфейк (видео, которое сделано на основе искусственного интеллекта) художника и назвала в его честь три цвета: Rodchenko Red, Rodchenko Blue и Rodchenko Yellow, как они представлены в системе цветов американского института и компании Pantone.
Сто лет назад кадры в резком ракурсе сверху или снизу казались зрителям вызовом, а сейчас этот прием используют повсеместно. Также современные дизайнеры вдохновляются композиционными приемами Родченко, геометрией, акцентными шрифтами и чистыми цветами:
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую