Начало творческого пути
Василий Кандинский пришел в искусство достаточно поздно — он стал художником лишь в 30 лет. Однако творчество всегда занимало особую часть его жизни. Так, еще в гимназии он получил музыкальное и художественное образование.
Портрет Василия Кандинского. Источник
Затем выбрал карьеру юриста — а точнее, его родители настояли на этой профессии. Причем в сфере юриспруденции Кандинский имел успех: стал доцентом и получил приглашение преподавать в Дерптском университете.
Но все планы изменились из-за трех важных событий:
- Кандинский посетил выставку импрессионистов и познакомился с произведением «Стог сена» Клода Моне.
- Побывал на опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», где осознал, что может «видеть» музыку.
- Узнал об открытии деления атома, которое произвело на него колоссальное потрясение. Он расценил это событие как «разрушение всего мира».
После этого Кандинский решил углубиться в искусство и поступил в Мюнхенскую академию художеств. Его наставником принято считать немецкого живописца Франца фон Штука. Однако их отношения не задались: Кандинскому не хотелось писать только в черно-белой гамме. Для него было важно использовать разные краски и экспериментировать с цветами. Поэтому художник бросил обучение и начал искать единомышленников, которые поддержат его новаторские идеи.
Василий Кандинский. «Ахтырка. Красная церковь», 1908. Источник
Поэтому в 1901 году Кандинский с друзьями основал объединение художников «Фаланга» или Phalanx. В нем он проводил выставки, преподавал и делился своим мировоззрением.
Прорыв в творчестве Кандинского произошел примерно в это же время. Художник жил в деревне Мурнау около Мюнхена: там он создавал пейзажи с акцентом на ярких пятнах, контрасте и толстых мазках. Ключевая цель в таких работах — передать настроение, а не изобразить реальный мир.
Василий Кандинский. «Осень в Мурнау», 1908
Помимо художественных работ в 1911 году Кандинский написал трактат «О духовном в искусстве». В нем художник отвергает идею, что искусство должно стремиться к подражанию внешнему миру, и заявляет, что художественные произведения должны выражать душу создателя и передавать его чувства зрителям.
Центральным понятием книги стал термин «абстракция». Кандинский утверждал, что абстрактные формы и цвета могут быть более выразительными, чем предметное изображение, ведь они способны обращаться к более глубоким человеческим чувствам.
Обложка книги Кандинского «О духовном в искусстве». Мюнхен, 1911. Источник
Также в трактате Кандинский наделил каждый цвет собственным смыслом. Например, желтый ассоциировался с энергией жизни, зеленый — со спокойствием, а белый — с неподвижностью. Но этого было недостаточно: каждый оттенок был сопоставлен с определенным музыкальным инструментом. Так, синий похож на виолончель, голубой — на флейту, а красный — на трубы или барабан.
Василий Кандинский. «Желтый аккомпанемент», 1924. Источник
Объединение «Синий всадник»
Продолжая развивать свои идеи вместе с художником Францем Марком, Кандинский основал в 1911 году объединение «Синий всадник». Творческая группа просуществовала недолго — всего лишь три года, — но вошла в историю как дерзкая и новаторская.
Такое название выбрали не случайно: Кандинский шутил, что оба художника любили синий цвет и лошадей. Но есть и более глубокий смысл, который отражает стремление к духовному возрождению искусства и уход от материализма.
Члены объединения пропагандировали эксперименты: они стремились к выражению эмоционального содержания через абстрактные формы и яркие цвета. Выступали за синтез искусства, поэтому объединяли в работах музыку, живопись, литературу, философию и театральную деятельность. Главная цель — сделать искусство единым целым, в котором все уместно.
Члены объединения «Синий всадник». 1911–1912. Источник
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Стили Кандинского
Кандинский творил в разных направлениях. В ранний период он создавал картины под влиянием символизма и импрессионизма и тогда большое внимание уделял фигуративным пейзажам. Художник вдохновлялся немецким и русским фольклором и рисовал произведения с помощью цветовых пятен.
Читайте также:
Что такое сторителлинг и как использовать его в иллюстрации
Затем Кандинский перешел в абстрактную живопись. На картинах появляются геометрические формы и символы, которые по-прежнему напоминают реальный мир. Например, люди изображены с помощью кругов и овалов.
Василий Кандинский. Эскиз к «Композиции II», 1913. Источник
После событий 1917 года Кандинский начал использовать больше темных оттенков. Это связано с тем, что Октябрьская революция разделила людей на левых и правых. Художник чувствовал опустошение из-за того, что его идеи не совпадали с видением правительства. Эти переживания и были запечатлены на картинах.
Василий Кандинский. «Смутное», 1917. Источник
Постепенно Кандинский отказался от фигуративной живописи и начал создание произведений, которые никак не связаны с реальным миром. Для этого он использовал яркую палитру с теплыми и холодными оттенками. В это же время он усовершенствовал идею с геометрическими формами и начал четко изображать треугольники, круги, линии.
Василий Кандинский. «Центр», 1924. Источник
В последние годы жизни стиль картин вновь изменился: художник начал использовать пастельные тона вместо ярких. В духе сюрреализма Жоана Миро он рисовал биоморфные образы, которые напоминают бактерии под микроскопом.
Василий Кандинский. «Изолированные объекты», 1934. Источник
Виды абстракции
Кандинский делил свои нефигуративные произведения на три категории:
- импрессия;
- импровизация;
- композиция.
Под импрессией Кандинский подразумевал те работы, которые больше всего напоминают внешний мир. На них видна связь с реальностью — например, на картине «Импрессия III (Концерт)» можно увидеть очертания сцены и зрительного зала.
Василий Кандинский. «Импрессия III (Концерт)», 1911. Источник
«Импровизации» художника сделаны в моменты, когда он сильно потрясен или воодушевлен каким-то событием. Главное — все образы рождены в потоке бессознательного. А «композиции» — наиболее продуманные произведения, которым Кандинский уделял больше всего времени: тщательно подбирал формы и цвета и делал черновые варианты.
Ключевые работы Кандинского
Городская панорама
В 1916 году Кандинский решил запечатлеть вид из своего окна. Так родилась картина «Москва. Красная площадь». На ней художник отразил суматоху города: множество церквей, зданий, архитектурных памятников, птиц. А с помощью разноцветной палитры подчеркнул контрастный колорит Москвы и ее многообразие.
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь», 1916. Источник
Игра цветов
Одну из своих работ Кандинский посвятил связке трех цветов — желтому, красному и синему. Художник демонстрирует сочетание оттенков, тем самым объясняет, как устроена цветовая гармония. Также он анализирует взаимодействие между формами. Сам художник рекомендовал сначала сосредоточиться на изолированной краске, а затем наблюдать за взаимосвязью остальных.
Василий Кандинский. «Желтое-красное-синее», 1925. Источник
Морская тематика
Изначально Кандинский хотел назвать свою работу «Потоп», но позже понял, что лучше оставить публике почву для размышлений. На первый взгляд на «Композиции VI» изображено нечто странное: обилие линий, геометрических фигур, различных цветов. Но если посмотреть внимательнее, то можно увидеть тонущий корабль, волны и даже животных с людьми.
Василий Кандинский. «Композиция VI», 1913. Источник
Главное о Василии Кандинском
- Он пересмотрел использование цвета и формы. Его работы показали, как цветовая палитра и формы могут влиять на эмоциональное восприятие зрителя.
- Кандинский разработал свою теорию цвета, которая легла в основу художественных работ. Основы из этого трактата до сих пор могут быть полезны дизайнерам при выборе цветовой схемы для их проектов.
- Художник верил, что искусство должно вызывать эмоции и открывать внутренний мир зрителя.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую