Начало творческого пути
Василий Кандинский пришел в искусство достаточно поздно — он стал художником лишь в 30 лет. Однако творчество всегда занимало особую часть его жизни. Так, еще в гимназии он получил музыкальное и художественное образование.
Затем выбрал карьеру юриста — а точнее, его родители настояли на этой профессии. Причем в сфере юриспруденции Кандинский имел успех: стал доцентом и получил приглашение преподавать в Дерптском университете.
Но все планы изменились из-за трех важных событий:
- Кандинский посетил выставку импрессионистов и познакомился с произведением «Стог сена» Клода Моне.
- Побывал на опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», где осознал, что может «видеть» музыку.
- Узнал об открытии деления атома, которое произвело на него колоссальное потрясение. Он расценил это событие как «разрушение всего мира».
После этого Кандинский решил углубиться в искусство и поступил в Мюнхенскую академию художеств. Его наставником принято считать немецкого живописца Франца фон Штука. Однако их отношения не задались: Кандинскому не хотелось писать только в черно-белой гамме. Для него было важно использовать разные краски и экспериментировать с цветами. Поэтому художник бросил обучение и начал искать единомышленников, которые поддержат его новаторские идеи.
Поэтому в 1901 году Кандинский с друзьями основал объединение художников «Фаланга» или Phalanx. В нем он проводил выставки, преподавал и делился своим мировоззрением.
Прорыв в творчестве Кандинского произошел примерно в это же время. Художник жил в деревне Мурнау около Мюнхена: там он создавал пейзажи с акцентом на ярких пятнах, контрасте и толстых мазках. Ключевая цель в таких работах — передать настроение, а не изобразить реальный мир.
Помимо художественных работ в 1911 году Кандинский написал трактат «О духовном в искусстве». В нем художник отвергает идею, что искусство должно стремиться к подражанию внешнему миру, и заявляет, что художественные произведения должны выражать душу создателя и передавать его чувства зрителям.
Центральным понятием книги стал термин «абстракция». Кандинский утверждал, что абстрактные формы и цвета могут быть более выразительными, чем предметное изображение, ведь они способны обращаться к более глубоким человеческим чувствам.
Также в трактате Кандинский наделил каждый цвет собственным смыслом. Например, желтый ассоциировался с энергией жизни, зеленый — со спокойствием, а белый — с неподвижностью. Но этого было недостаточно: каждый оттенок был сопоставлен с определенным музыкальным инструментом. Так, синий похож на виолончель, голубой — на флейту, а красный — на трубы или барабан.
Объединение «Синий всадник»
Продолжая развивать свои идеи вместе с художником Францем Марком, Кандинский основал в 1911 году объединение «Синий всадник». Творческая группа просуществовала недолго — всего лишь три года, — но вошла в историю как дерзкая и новаторская.
Такое название выбрали не случайно: Кандинский шутил, что оба художника любили синий цвет и лошадей. Но есть и более глубокий смысл, который отражает стремление к духовному возрождению искусства и уход от материализма.
Члены объединения пропагандировали эксперименты: они стремились к выражению эмоционального содержания через абстрактные формы и яркие цвета. Выступали за синтез искусства, поэтому объединяли в работах музыку, живопись, литературу, философию и театральную деятельность. Главная цель — сделать искусство единым целым, в котором все уместно.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Стили Кандинского
Кандинский творил в разных направлениях. В ранний период он создавал картины под влиянием символизма и импрессионизма и тогда большое внимание уделял фигуративным пейзажам. Художник вдохновлялся немецким и русским фольклором и рисовал произведения с помощью цветовых пятен.
Читайте также:
Что такое сторителлинг и как использовать его в иллюстрации
Затем Кандинский перешел в абстрактную живопись. На картинах появляются геометрические формы и символы, которые по-прежнему напоминают реальный мир. Например, люди изображены с помощью кругов и овалов.
После событий 1917 года Кандинский начал использовать больше темных оттенков. Это связано с тем, что Октябрьская революция разделила людей на левых и правых. Художник чувствовал опустошение из-за того, что его идеи не совпадали с видением правительства. Эти переживания и были запечатлены на картинах.
Постепенно Кандинский отказался от фигуративной живописи и начал создание произведений, которые никак не связаны с реальным миром. Для этого он использовал яркую палитру с теплыми и холодными оттенками. В это же время он усовершенствовал идею с геометрическими формами и начал четко изображать треугольники, круги, линии.
В последние годы жизни стиль картин вновь изменился: художник начал использовать пастельные тона вместо ярких. В духе сюрреализма Жоана Миро он рисовал биоморфные образы, которые напоминают бактерии под микроскопом.
Виды абстракции
Кандинский делил свои нефигуративные произведения на три категории:
- импрессия;
- импровизация;
- композиция.
Под импрессией Кандинский подразумевал те работы, которые больше всего напоминают внешний мир. На них видна связь с реальностью — например, на картине «Импрессия III (Концерт)» можно увидеть очертания сцены и зрительного зала.
«Импровизации» художника сделаны в моменты, когда он сильно потрясен или воодушевлен каким-то событием. Главное — все образы рождены в потоке бессознательного. А «композиции» — наиболее продуманные произведения, которым Кандинский уделял больше всего времени: тщательно подбирал формы и цвета и делал черновые варианты.
Ключевые работы Кандинского
Городская панорама
В 1916 году Кандинский решил запечатлеть вид из своего окна. Так родилась картина «Москва. Красная площадь». На ней художник отразил суматоху города: множество церквей, зданий, архитектурных памятников, птиц. А с помощью разноцветной палитры подчеркнул контрастный колорит Москвы и ее многообразие.
Игра цветов
Одну из своих работ Кандинский посвятил связке трех цветов — желтому, красному и синему. Художник демонстрирует сочетание оттенков, тем самым объясняет, как устроена цветовая гармония. Также он анализирует взаимодействие между формами. Сам художник рекомендовал сначала сосредоточиться на изолированной краске, а затем наблюдать за взаимосвязью остальных.
Морская тематика
Изначально Кандинский хотел назвать свою работу «Потоп», но позже понял, что лучше оставить публике почву для размышлений. На первый взгляд на «Композиции VI» изображено нечто странное: обилие линий, геометрических фигур, различных цветов. Но если посмотреть внимательнее, то можно увидеть тонущий корабль, волны и даже животных с людьми.
Главное о Василии Кандинском
- Он пересмотрел использование цвета и формы. Его работы показали, как цветовая палитра и формы могут влиять на эмоциональное восприятие зрителя.
- Кандинский разработал свою теорию цвета, которая легла в основу художественных работ. Основы из этого трактата до сих пор могут быть полезны дизайнерам при выборе цветовой схемы для их проектов.
- Художник верил, что искусство должно вызывать эмоции и открывать внутренний мир зрителя.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую