Детство и начало творчества
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Эль Лисицкий, он же по документам при рождении Лазарь, появился на свет в 1890 году в Смоленской губернии. Когда мальчик немного подрос, его семья перебралась в Витебск, где он начал учиться у местного художника Юделя Пэна. Там он получил первое образование и научился работать в графике.
Окончив школу, молодой Эль поступил на архитектурный факультет в Дармштадте, а потом получил еще и образование инженера в Рижском политехническом институте. Уже в институте было заметно, что молодой человек подходит к работе с математической точностью и сочетает в своих работах научный и творческий подход.
Такая скрупулезность быстро принесла результаты, и в 1916 году он стал одним из организаторов объединения «Культур-Лига», которое занималось продвижением еврейского искусства и литературы. В этот период Лисицкий иллюстрировал книги на идише и добавлял в них авангардные элементы.
Но спустя три года будущий авангардист вернулся в Витебск, чтобы преподавать в Народном художественном училище. Там он познакомился с Казимиром Малевичем и Марком Шагалом. Оба художника стали его наставниками: первый был ментором в еврейской живописи, а второй показал всю инновационность супрематизма, где искусство строилось на чистых геометрических формах и цветах.
Это, кстати, сильно повлияло на Лисицкого, и он перешел на сторону нового искусства. Шагал расстроился и даже написал в мемуарах: «Был у меня ученик, который клялся в верности и преданности, считал меня чуть ли не мессией. Но, став преподавателем, перекинулся к моим врагам и, как мог, честил и выживал меня».
Этот этап работы с именитыми художниками стал началом творческого пути, который привел его к популярности. В этот период Эль Лисицкий как раз застал становление Советского Союза, которое повлияло на тематику выбранных работ. Первым популярным агитационным плакатом стал «Клином красным бей белых» — классика авангарда.
После этого проекта жизнь художника начала стремительно меняться. Уже в 1925 году он стал руководителем кафедры проектирования мебели и художественного оборудования помещений, а потом и вовсе превратил ее в первую школу советского дизайна. Однако это не все, что художник сделал во время своей карьеры. Работы Лисицкого стали поворотными в развитии мирового дизайна и оказали влияние на конструктивизм, абстракционизм и типографику.
Читайте также:
Как Энди Уорхол стал королем поп-арта
Это произошло благодаря тому, что он предложил использовать геометрические формы и минимализм как способ передачи идей и объединил эстетику с функциональностью. Его идеи вдохновили дизайнеров на то, чтобы создавать выразительные и утилитарные объекты, что в итоге стало основой конструктивизма и абстракционизма.
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
«Клином красным бей белых», 1919 год
Эта работа создана во время Гражданской войны в России и для правительства. Лисицкий в то время работал по заказу отделения пропаганды и агитации при Красной армии. Символика плаката ясна и достаточно быстро считывается: красный треугольник символизирует наступление революционных сил, пробивающее круг, олицетворяющий белое движение. Работа хоть и минималистична, но отлично передает все мысли, которые туда заложил автор. Здесь есть динамика борьбы, энергия и оптимизм новой власти.
Плакат имел огромный успех и быстро распространился среди агитаторов. Он стал знаковым примером того, как искусство может быть инструментом политической борьбы. Эта работа даже вдохновила множество художников на то, чтобы использовать абстрактные формы именно в агитационных целях. А по состоянию на сегодняшний день эта работа Лисицкого признана одним из лучших примеров революционной графики.
«Проуны», 1920-е годы
Лисицкий хотел объединить живопись и архитектуру и придумал концепцию «проунов» — проектов утверждения нового. Это абстрактные композиции, в которых он играл с объемом, перспективой и плоскостью так, что они почти становились архитектурными чертежами будущего по мнению художника. Лисицкий хотел, чтобы проуны стали прообразом новой архитектуры — той, которая не знает границ между искусством и техникой.
В каждом «проуне» художник сочетал геометрические фигуры с трехмерными объектами, которые словно парили в пространстве и создавали иллюзию движения. Определенные цвета Лисицкий использовал не просто для красоты: они обозначали плотность и фактуру материалов — от тяжелого бетона до легкого стекла. Так его абстракции постепенно обретали смысл, глубину и выходили за рамки простого искусства.
«Проуны» выставляли на немецких выставках, где они вызвали сильный интерес публики и критиков. Эти работы повлияли на развитие Баухауса и вдохновили многих западных художников на то, чтобы переосмыслить пространство и работу с материалами. Футуристические изображения помогли художникам понять, что они могут использовать абстракцию для изображения будущего. Такого, каким они видят его в своей голове.
Кресло для выставки, 1930 год
В 1930 году Эль Лисицкий разработал кресло D61 для Дрезденской выставки. Для каркаса кресла и ручек он использовал гнутую фанеру, что придавало изделию немного футуристичный вид.
В то время мебель не получила заслуженной популярности, но ее ждала новая жизнь в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Немецкая компания Tecta переиздала это кресло с небольшими коррективами. Вместо фанеры использовали прозрачную акриловую пластмассу, а сиденье обили темно-синим натуральным мохером для дополнительного комфорта.
«Павильон СССР на Международной выставке прессы в Кельне», 1928 год
Когда Лисицкий проектировал павильон для СССР на выставке в Кельне, он хотел показать миру образ нового советского государства — сильного, прогрессивного и открытого. Художник сделал все для того, чтобы образ запомнился, и в качестве главных материалов выбрал стекло и металл. Эль хотел, чтобы зрители ощущали себя внутри новой, динамичной эпохи, и потому пространство павильона было спроектировано так, чтобы каждый посетитель чувствовал свою связь с экспозицией.
К тому же структура павильона позволяла свободно перемещаться и легко просматривать материалы. Это, в свою очередь, соответствовало идеям конструктивизма — искусства, которое отбрасывает все лишнее и ставит на первый план практическое значение. Западная публика восприняла павильон с большим интересом: пресса отзывалась о проекте восторженно, а Лисицкий получил признание как архитектор и дизайнер международного уровня.
Типографика и книги, 1920–1930-е годы
Лисицкий был пионером в области типографики и дизайна книг. Он стремился превратить печатную продукцию в самостоятельный вид искусства. Его работы включали экспериментальные шрифты и макеты, где текст и изображение становились равноправными элементами композиции. Одной из самых известных книг, над которой он работал, стал «Окончательный сборник», где были представлены ключевые идеи конструктивизма: функциональность и утилитарность, синтез искусства и техники и, конечно же, минимализм и идеи коллективного пространства.
Художник уделял особое внимание книгам для детей, увидев в них способ сформировать у нового поколения эстетический вкус и приобщить их к идеям прогресса. Он создавал книги, которые были понятны, но в то же время полны символов и визуальных решений, которые увлекали детей своей яркостью.
Архитектурные проекты Лисицкого
Эль Лисицкий оставил яркий след и в архитектуре: он экспериментировал с формой и пространством. Художник был одним из первых, кто пытался пересмотреть традиционные подходы к городскому пространству. Одной из его самых известных идей стали так называемые горизонтальные небоскребы. Вместо того чтобы тянуться вверх, как обычные небоскребы, здания Лисицкого растягивались в длину, как бы нависая над улицами.
По его идее, это должно было сэкономить место и сделать города более открытыми и удобными для людей. Проект остался только на бумаге по двум причинам. Во-первых, это было тяжело воплотить, так как конструкции требовали развитой системы металлических и бетонных каркасов, а еще сложных инженерных расчетов, чтобы сделать их устойчивыми. Люди просто боялись браться за такие задачи.
Во-вторых, политика государства. Правительство было настроено на строительство многоквартирных функциональных домов, а не на архитектурные изыски. Поэтому небоскребы со сложной проектировкой точно не вписывались в бюджеты.
Влияние Эль Лисицкого на других художников
Эль Лисицкий сильно повлиял на искусство и дизайн XX века, особенно на конструктивизм, графический дизайн и архитектуру. Его работы показали новые возможности для синтеза искусства и техники, а еще помогли переосмыслить функции и формы привычных предметов. Эксперименты Лисицкого вдохновили дизайнеров на то, чтобы создать не только функциональную, но и эстетически привлекательную мебель.
Например, его идеи легли в основу минималистичного подхода к интерьеру: модульная мебель и функциональные стеллажи от USM Haller или мебель IKEA. Обе компании используют линию, которую заложил Лисицкий. Здесь каждый элемент служит своей цели, но при этом остается частью лаконичного и гармоничного пространства.
Но больше всего его идеи запомнились архитекторам. Так, мысль о «горизонтальных небоскребах» была воплощена в жизнь в Грузии архитектором Георгием Чахавой. Он спроектировал здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР.
Проект небоскребов не оставил равнодушными архитекторов из бюро Hadi Teherani Architects. Они разработали проект для набережной Кельна и построили три здания, которые напоминают гигантские подъемные краны, «шагающие» вдоль реки.
Главное об Эль Лисицком
- Лисицкий продвигал идею о том, что искусство должно быть частью повседневной жизни. Даже больше: оно должно помогать менять быт и пространство вокруг в лучшую сторону.
- Он привнес в искусство принципы математической точности и геометрии, которые помогли заложить основы конструктивизма и повлияли на целые поколения архитекторов и дизайнеров.
- Многие идеи художника сильно опередили свое время и были оценены по достоинству только после его смерти. Например, концепция стульев D61 и небоскребы.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться