пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Почему Эль Лисицкий — изобретатель нового мира

Почему Эль Лисицкий — изобретатель нового мира
7 ноября, 2024
8 мин

Эль Лисицкий — одна из самых ярких фигур авангарда, художник и архитектор, который изменил облик советского искусства. Он открыл новые формы в графике и архитектуре, создав свои знаменитые «проуны» — проекты утверждения нового, плакаты и даже предметы мебели. Разбираемся, как Лисицкий опередил время своими идеями. 

Детство и начало творчества 

Эль Лисицкий, он же по документам при рождении Лазарь, появился на свет в 1890 году в Смоленской губернии. Когда мальчик немного подрос, его семья перебралась в Витебск, где он начал учиться у местного художника Юделя Пэна. Там он получил первое образование и научился работать в графике. 

Окончив школу, молодой Эль поступил на архитектурный факультет в Дармштадте, а потом получил еще и образование инженера в Рижском политехническом институте. Уже в институте было заметно, что молодой человек подходит к работе с математической точностью и сочетает в своих работах научный и творческий подход. 

Такая скрупулезность быстро принесла результаты, и в 1916 году он стал одним из организаторов объединения «Культур-Лига», которое занималось продвижением еврейского искусства и литературы. В этот период Лисицкий иллюстрировал книги на идише и добавлял в них авангардные элементы. 

Но спустя три года будущий авангардист вернулся в Витебск, чтобы преподавать в Народном художественном училище. Там он познакомился с Казимиром Малевичем и Марком Шагалом. Оба художника стали его наставниками: первый был ментором в еврейской живописи, а второй показал всю инновационность супрематизма, где искусство строилось на чистых геометрических формах и цветах.

Это, кстати, сильно повлияло на Лисицкого, и он перешел на сторону нового искусства. Шагал расстроился и даже написал в мемуарах: «Был у меня ученик, который клялся в верности и преданности, считал меня чуть ли не мессией. Но, став преподавателем, перекинулся к моим врагам и, как мог, честил и выживал меня».

автопортрет
Автопортрет художника «Конструктор». Источник

Этот этап работы с именитыми художниками стал началом творческого пути, который привел его к популярности. В этот период Эль Лисицкий как раз застал становление Советского Союза, которое повлияло на тематику выбранных работ. Первым популярным агитационным плакатом стал «Клином красным бей белых» — классика авангарда.

После этого проекта жизнь художника начала стремительно меняться. Уже в 1925 году он стал руководителем кафедры проектирования мебели и художественного оборудования помещений, а потом и вовсе превратил ее в первую школу советского дизайна. Однако это не все, что художник сделал во время своей карьеры. Работы Лисицкого стали поворотными в развитии мирового дизайна и оказали влияние на конструктивизм, абстракционизм и типографику. 

Это произошло благодаря тому, что он предложил использовать геометрические формы и минимализм как способ передачи идей и объединил эстетику с функциональностью. Его идеи вдохновили дизайнеров на то, чтобы создавать выразительные и утилитарные объекты, что в итоге стало основой конструктивизма и абстракционизма.

типографика
Типографика Лисицкого. Источник

«Клином красным бей белых», 1919 год 

Эта работа создана во время Гражданской войны в России и для правительства. Лисицкий в то время работал по заказу отделения пропаганды и агитации при Красной армии. Символика плаката ясна и достаточно быстро считывается: красный треугольник символизирует наступление революционных сил, пробивающее круг, олицетворяющий белое движение. Работа хоть и минималистична, но отлично передает все мысли, которые туда заложил автор. Здесь есть динамика борьбы, энергия и оптимизм новой власти.

Плакат имел огромный успех и быстро распространился среди агитаторов. Он стал знаковым примером того, как искусство может быть инструментом политической борьбы. Эта работа даже вдохновила множество художников на то, чтобы использовать абстрактные формы именно в агитационных целях. А по состоянию на сегодняшний день эта работа Лисицкого признана одним из лучших примеров революционной графики.

клин лисицкий
Один из первых пропагандистских плакатов. Источник

«Проуны», 1920-е годы

Лисицкий хотел объединить живопись и архитектуру и придумал концепцию «проунов» — проектов утверждения нового. Это абстрактные композиции, в которых он играл с объемом, перспективой и плоскостью так, что они почти становились архитектурными чертежами будущего по мнению художника. Лисицкий хотел, чтобы проуны стали прообразом новой архитектуры — той, которая не знает границ между искусством и техникой.

В каждом «проуне» художник сочетал геометрические фигуры с трехмерными объектами, которые словно парили в пространстве и создавали иллюзию движения. Определенные цвета Лисицкий использовал не просто для красоты: они обозначали плотность и фактуру материалов — от тяжелого бетона до легкого стекла. Так его абстракции постепенно обретали смысл, глубину и выходили за рамки простого искусства.

«Проуны» выставляли на немецких выставках, где они вызвали сильный интерес публики и критиков. Эти работы повлияли на развитие Баухауса и вдохновили многих западных художников на то, чтобы переосмыслить пространство и работу с материалами. Футуристические изображения помогли художникам понять, что они могут использовать абстракцию для изображения будущего. Такого, каким они видят его в своей голове.

проун
Одно из изображений «проунов». Источник

Кресло для выставки, 1930 год 

В 1930 году Эль Лисицкий разработал кресло D61 для Дрезденской выставки. Для каркаса кресла и ручек он использовал гнутую фанеру, что придавало изделию немного футуристичный вид. 

В то время мебель не получила заслуженной популярности, но ее ждала новая жизнь в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Немецкая компания Tecta переиздала это кресло с небольшими коррективами. Вместо фанеры использовали прозрачную акриловую пластмассу, а сиденье обили темно-синим натуральным мохером для дополнительного комфорта.

стул для выставки
Сейчас на рынке один такой стул стоит от трех тысяч долларов. Источник

«Павильон СССР на Международной выставке прессы в Кельне», 1928 год 

Когда Лисицкий проектировал павильон для СССР на выставке в Кельне, он хотел показать миру образ нового советского государства — сильного, прогрессивного и открытого. Художник сделал все для того, чтобы образ запомнился, и в качестве главных материалов выбрал стекло и металл. Эль хотел, чтобы зрители ощущали себя внутри новой, динамичной эпохи, и потому пространство павильона было спроектировано так, чтобы каждый посетитель чувствовал свою связь с экспозицией.

К тому же структура павильона позволяла свободно перемещаться и легко просматривать материалы. Это, в свою очередь, соответствовало идеям конструктивизма — искусства, которое отбрасывает все лишнее и ставит на первый план практическое значение. Западная публика восприняла павильон с большим интересом: пресса отзывалась о проекте восторженно, а Лисицкий получил признание как архитектор и дизайнер международного уровня.

павильон
Художник добавил интерактив и призвал зрителя взаимодействовать с павильоном. Источник

Типографика и книги, 1920–1930-е годы

Лисицкий был пионером в области типографики и дизайна книг. Он стремился превратить печатную продукцию в самостоятельный вид искусства. Его работы включали экспериментальные шрифты и макеты, где текст и изображение становились равноправными элементами композиции. Одной из самых известных книг, над которой он работал, стал «Окончательный сборник», где были представлены ключевые идеи конструктивизма: функциональность и утилитарность, синтез искусства и техники и, конечно же, минимализм и идеи коллективного пространства. 

книги для взрослых
Обложка книги Мойше Бродерзона «Сихат Хулин». Источник

Художник уделял особое внимание книгам для детей, увидев в них способ сформировать у нового поколения эстетический вкус и приобщить их к идеям прогресса. Он создавал книги, которые были понятны, но в то же время полны символов и визуальных решений, которые увлекали детей своей яркостью.

детские книги
Иллюстрация к книге «Хад Гадья». Источник

Архитектурные проекты Лисицкого 

Эль Лисицкий оставил яркий след и в архитектуре: он экспериментировал с формой и пространством. Художник был одним из первых, кто пытался пересмотреть традиционные подходы к городскому пространству. Одной из его самых известных идей стали так называемые горизонтальные небоскребы. Вместо того чтобы тянуться вверх, как обычные небоскребы, здания Лисицкого растягивались в длину, как бы нависая над улицами.

небоскребы
Горизонтальные небоскребы в Москве. Источник

По его идее, это должно было сэкономить место и сделать города более открытыми и удобными для людей. Проект остался только на бумаге по двум причинам. Во-первых, это было тяжело воплотить, так как конструкции требовали развитой системы металлических и бетонных каркасов, а еще сложных инженерных расчетов, чтобы сделать их устойчивыми. Люди просто боялись браться за такие задачи. 

Во-вторых, политика государства. Правительство было настроено на строительство многоквартирных функциональных домов, а не на архитектурные изыски. Поэтому небоскребы со сложной проектировкой точно не вписывались в бюджеты. 

Влияние Эль Лисицкого на других художников

Эль Лисицкий сильно повлиял на искусство и дизайн XX века, особенно на конструктивизм, графический дизайн и архитектуру. Его работы показали новые возможности для синтеза искусства и техники, а еще помогли переосмыслить функции и формы привычных предметов. Эксперименты Лисицкого вдохновили дизайнеров на то, чтобы создать не только функциональную, но и эстетически привлекательную мебель. 

Например, его идеи легли в основу минималистичного подхода к интерьеру: модульная мебель и функциональные стеллажи от USM Haller или мебель IKEA. Обе компании используют линию, которую заложил Лисицкий. Здесь каждый элемент служит своей цели, но при этом остается частью лаконичного и гармоничного пространства.

разработанное кресло
Минималистичная тумба от USM. Источник

Но больше всего его идеи запомнились архитекторам. Так, мысль о «горизонтальных небоскребах» была воплощена в жизнь в Грузии архитектором Георгием Чахавой. Он спроектировал здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР.

проект чахава
Небоскребы должны были сэкономить важное городское пространство. Источник

Проект небоскребов не оставил равнодушными архитекторов из бюро Hadi Teherani Architects. Они разработали проект для набережной Кельна и построили три здания, которые напоминают гигантские подъемные краны, «шагающие» вдоль реки.

проект в кельне
Идеи Лисицкого опередили свое время. Источник

Главное об Эль Лисицком

  1. Лисицкий продвигал идею о том, что искусство должно быть частью повседневной жизни. Даже больше: оно должно помогать менять быт и пространство вокруг в лучшую сторону. 
  2. Он привнес в искусство принципы математической точности и геометрии, которые помогли заложить основы конструктивизма и повлияли на целые поколения архитекторов и дизайнеров.
  3. Многие идеи художника сильно опередили свое время и были оценены по достоинству только после его смерти. Например, концепция стульев D61 и небоскребы. 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент