«Аалто» (Aalto)
Реж. Вирпи Суутари. 2020
Фильм о связи дизайна и архитектуры — на примере работ знаменитого финна
Иногда архитекторов и дизайнеров вдохновляют неудобства. Однажды Алвар Аалто попал на лечение в стационар, где обнаружил: медицинские заведения сконструированы непрактично и некомфортно для пациентов.
Тогда Аалто спроектировал туберкулезный санаторий в финском Паймио, где помимо хорошо проветриваемых коридоров и минимального количества лестниц продумал и удобные кресла для больных.
Совмещение архитектуры и дизайна для Аалто было важно — вместе с супругой Айно Марсио он основал существующую до сих пор «Артек», выпускающую уникальные предметы для интерьера.
В работах Аалто модернизм сталкивался с классицизмом, дерево — с железобетоном, функциональное удобство — с оригинальными формами. Он строил и элитные виллы, и библиотеки, а также концертные залы, церкви.
Фильм «Аалто», собранный из красивейших съемок главных архитектурных объектов и личных фото- и видеоархивов знаменитого архитектора, рассказывает и о людях, помогавших воплощать идеи гения, а также о других художниках — и даже о социальных процессах, повлиявших на ход творческой мысли Аалто. Поэтому самое ценное в фильме — это установление неочевидных со стороны связей между конечным продуктом дизайнера/архитектора и его личной историей.
«Гельветика» (Helvetica)
Реж. Гари Хастуит. 2007
Захватывающее кино про шрифт
Самый популярный в мире шрифт — это изобретенная в 1957 году «Гельветика» (а не Arial или Times New Roman, как наверняка подумали люди, хоть раз открывшие Word). По крайней мере, так обстоит дело в той части света, где названия брендов пишут латиницей.
«Большинство дизайнеров используют «Гельветику» только потому, что она везде. Это как «Макдональдс» — ты ешь всякую дрянь по той причине, что она на каждом углу», — говорит один из спикеров, довольно критично настроенный по отношению к повсеместному распространению этого шрифта. Его мы можем увидеть на логотипах Google, Toyota, Nestlé и тысяч других компаний, массмаркетов и концернов.
Читайте также:
10 правил типографики в интерфейсах
Но почему вообще кого-то волнует, каким именно шрифтом набрано название магазина одежды или автомобильной марки? По мнению автора фильма и его спикеров, шрифты влияют и на потребительский рынок, и на городское пространство, и, в конце концов, на нас самих. В общем, это тот фильм, после которого вы будете пристальнее всматриваться во все вывески.
«Овеществление» (Objectified)
Реж. Гари Хастуит. 2009
Кино о том, что у каждой вещи, которой вы пользуетесь, есть свой дизайнер
Еще один фильм американского документалиста Хастуита. «Овеществление» — о мире предметов, о том, что можно потрогать, использовать каждый день, а затем нечаянно сломать и выкинуть.
Герои фильма — промышленные дизайнеры, работавшие как с крупными технологическими гигантами типа Apple или BMW, так и с компаниями поменьше. Помимо эстетической привлекательности и следования тенденциям моды, их интересуют и более практические соображения: как адаптировать вещь под имеющиеся станки, сделать ее производство дешевле, а применение — удобнее.
Такой рациональный расчет, долгие споры и эксперименты стоят практически за каждой вещью, которой мы пользуемся в быту, — от шариковой ручки на столе до зажигалки в кармане. Хастуит приводит и более экзотические примеры прагматики в дизайне, например историю про то, как в древности началось серийное производство стрел для вооружения армий одинаковым оружием, или сюжет о поисках оптимальной формы кухонного инвентаря для людей с кистевым артритом.
«Рамс» (Rams)
Реж. Гари Хастуит. 2018
Введение в минимализм гаджетов Braun
«Эпоха бессмысленного дизайна ради бессмысленного потребления осталась в прошлом», — бубнит себе под нос улыбчивый немецкий старичок, набирающий текст на печатной машинке. Это Дитер Рамс, ведущий дизайнер компании Braun, производящей бытовую технику.
Именно Рамс придумал функциональные элементы дизайна электронных девайсов, которые мы считаем чем-то самим собою разумеющимся. Например, помеченные разными цветами кнопки на калькуляторе. Или колесико управления громкостью, совмещенное с кнопкой включения и выключения прибора.
Максимальная функциональность и минимализм — благодаря их сочетанию маленькая компания по производству радиоприемников превратилась в корпорацию, а вдохновившийся работами Рамса Стив Джобс изменил всю технологическую сферу в дальнейшем.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
«Абстракция: Искусство дизайна» (Abstract: The Art of Design)
Реж. Морган Невилл, Брайан Оакс и др. 2017–2019
14-томная энциклопедия дизайна всего — от обложек до городов и автомобилей
Документальный сериал, снятый по заказу Netflix. Два сезона, четырнадцать эпизодов, каждый из которых посвящен отдельной фигуре и творческой сфере.
Например, в первой серии иллюстратор и карикатурист Кристоф Ниманн рассказывает, как непросто работать над обложками для The New Yorker (нужно уместить историю в один рисунок, не привязывая ее исключительно к новостной сводке), где искать вдохновение (ответ: в авангардном искусстве и Берлине) и почему важно осваивать новые инструменты и форматы, даже если кажется, что в ближайшие годы новую работу искать не придется ( оказывается, даже такому блестящему и востребованному художнику могут пригодиться элементарные навыки программирования).
Среди других героев: графический дизайнер Пола Шер, разработавшая типографику Музея современного искусства (MoMA), сотрудничавшая с Windows и журналом Esquire; автомобильный дизайнер Ральф Жиль — исполнительный директор бренда Chrysler; Бьярке Ингельс — архитектор офисов Google по всему миру и автор множества удивительных урбанистических проектов, вдохновленных, с одной стороны, функционализмом Алвара Аалто, с другой — фантастическими фильмами (жилой комплекс 8 House в предместье Копенгагена легко представить в каком-нибудь «Стартреке»).
«Гении дизайна» (The Genius of Design)
Реж. Крис Уилсон, Тим Кирби. 2010
Развернутая история промышленного дизайна как дисциплины: от конвейеров Форда до IKEA
Британский сериал из пяти эпизодов, рассказывающий об истории промышленного дизайна и разработке привычных нам бытовых вещей: от зубных щеток до кухонных гарнитуров. Каждая серия посвящена определенной теме и одной эпохе.
Для разговора о зарождении индустрии дизайна мы отправляемся в начало прошлого века, к Генри Форду, первому сборочному конвейеру и итогам промышленной революции. Говоря о его стилистических основах, переходим в 1920–1930-е, к школе «Баухаус» и влиянию Малевича на IKEA.
Появятся тут и нацисты — один из эпизодов посвящен тому, как во время Второй мировой войны профессиональные навыки дизайнеров пригодились военно-промышленному комплексу. А с послевоенным экономическим подъемом Европы и Америки военные разработки стали использовать в мирных целях: для производства удобных пластиковых тазиков и открывашек для консервов.
«Имз: Архитектор и художник» (Eames: The Architect & The Painter)
Реж. Джейсон Кон, Билл Джерси. 2011
Наглядное доказательство того, что хороший дизайн — это всегда междисциплинарность
Супруги Чарльз и Рэй Имз были одними из самых популярных американских дизайнеров середины XX века. Их фанерная мебель стала обязательным атрибутом загородных домов, городских квартир, студенческих кампусов и офисов крупнейших компаний.
Но первые успехи Имзов были связаны с ВМФ США — во время Второй мировой они разрабатывали детали для салонов военных самолетов и медицинские шины для солдат. В массовое производство эти находки в итоге не пошли — но теперь эти предметы хранятся в музее Метрополитен.
Добившись успеха как дизайнеры мебели и интерьеров, супруги ушли в современное искусство: оформляли интермедийные выставки и, по заказу технологического гиганта IBM, снимали экспериментальные научно-популярные фильмы о математике и программировании. В фильме их парадоксальная биография рассказана голосом Джеймса Франко, тоже попробовавшим себя в самых разных творческих сферах.
«Наброски Фрэнка Гери» (Sketches of Frank Gehry)
Реж. Сидни Поллак. 2005
Один из величайших архитекторов ХХ века рассказывает поучительные истории из своей практики
Фрэнк Гери — один из самых узнаваемых архитекторов современности, основоположник направления, которое он сам называет деконструктивизмом.
И это довольно точное определение: здания Гери (Музей Гуггенхайма в Бильбао, «Танцующий дом» в Праге, Концертный зал имени Уолта Диснея), кажется, вот-вот рухнут под давлением законов физики и собственных амбиций. И тем удивительней, что их суперзвездный автор — довольно закрытый и скромный человек.
Во всяком случае, Гери постоянно отказывал документалистам и сделал единственное исключение — для Сидни Поллака, равновеликой ему звезды кинорежиссуры, снявшего «Тутси» и «Три дня Кондора». «Наброски Фрэнка Гери» стали его первым документальным фильмом. Гери согласился участвовать в съемках только по старой дружбе с Поллоком.
Но это не дружеский портрет: на экране большие профессионалы общаются на равных, спорят, критикуют работы друг друга и размышляют о смысле и назначении своего ремесла. Есть, например, грустная история про Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, который, по мнению архитектора, был ужасающе плохо построен и не передал той тонкости, что была на чертежах. Или анекдот о том, как во время разработки офиса своей собственной компании помощник Гери предложил ем просто перевернуть проект вверх ногами. Иногда подобные спонтанные решения оказываются лучшими.
«Тадао Андо — Архитектор-самурай» (Tadao Ando — Samurai Architect)
Реж. Мидзуно Сигэнори, Ю Накамура. 2015
Мастер-класс великого архитектора-самоучки
Японский архитектор Тадао Андо известен своими минималистичными проектами: его футуристические дома как будто высечены меткими ударами самурайского меча.
Но он не самурай, а боксер. Буквально. Молодость и юность он провел на ринге, но и сейчас готов поспарринговать (добрую часть фильма он делает энергичную зарядку в парке).
Бойцовский характер пригодился и на работе: даже оставаясь одним из самых востребованных архитекторов Азии, Андо вынужден буквально биться за каждый заказ, обгонять конкурентов и открывать новые для себя территории. В своем узнаваемом стиле (бетон без облицовки, строгие линии, минимум источников света, обилие серого) он строил жилые комплексы, офисы банков, музеи современного искусства и даже храмы.
В фильме он как будто дает популярный мастер-класс: повторяет, что архитектура предназначена для людей, а не для заказчиков или удовлетворения творческих амбиций автора, объясняет, что прежде, чем проектировать дом, надо сначала представить его внутреннее убранство и понять, кто будет там жить, будут ли там дети, какой режим дня у его владельцев, нужен ли там дневной свет. Забавно, что говорит об этом человек, работающий в направлении хайтек-архитектуры, обычно просто игнорирующей существование частных запросов человека.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую