Что такое цифровые аватары
Если говорить простым языком, цифровой аватар — это 3D-персонаж со своей историей и характером. То есть это не статичная картинка, а имитация реальной жизни, которую владелец аватара транслирует через социальные сети.
Если говорить языком дизайнеров, то цифровой аватар — это такой же инструмент, как логотип, название или вывеска в айдентике. Аватар упрощает и расширяет коммуникацию с аудиторией. Это лицо бренда, его амбассадор во всех вселенных, который может меняться вместе с целями компании.
профессия 3D artist
18 месяцев
профессия 3D artist
Получите реальный опыт создания уникальных 3D-миров — для игр, рекламы, IT
Как появились цифровые аватары
Прародителями аватаров стали маскоты. Вспомните, например, кролика Квики, которого разработал бренд «Nesquik». Основные потребители какао — это дети, поэтому логотип и яркий слоган на эту аудиторию сработали бы плохо. А когда появился анимированный кролик, который обладает именем и чувствами, то получилось наладить близкую эмоциональную связь аудитории с героем.
Маскотов с узнаваемым характером довольно много: Рональд Макдональд, Мистер Мишлен, гепард Честер из рекламы «Сheetos». От цифровых аватаров маскоты отличаются мультяшностью, потому что это изначально сказочные персонажи, а не люди.
Маскот бренда «Сheetos» гепард Честер. Источник
Но в какой-то момент бренды поняли, что реальные инфлюенсеры работают с аудиторией лучше. К ним прислушиваются, им хотят подражать, с ними переживают радость и грустят. Но осталась проблема — человеческий фактор. Например, инфлюенсер может заболеть, перестать разделять ценности бренда или просто уйти к конкуренту. А цифровой аватар — это идеальный симбиоз. Он выглядит как человек но транслирует голос бренда без оглядки на свои убеждения.
Кто и как использует цифровые аватары
Один из первых успешных цифровых аватаров — девушка Лил Микела от стартапа Brud. Она не принадлежит отдельному бренду, но сотрудничает с брендами «Samsung», «Prada», «Calvin Klein» и «Balenciaga».
Аватар Лил Микела в команде #TeamGalaxy. Источник
Бренд онлайн-шопинга YOOX создал цифровой аватар Дейзи для презентации виртуальной примерочной. Она идеально вписывается в концепцию цифровизации услуг и примеряет выбранную одежду в разных декорациях. Это как создавать персонажа в Sims, только созданный образ можно и купить.
Цифровой аватар Дейзи в журнале Marie Claire. Источник
Отечественные бренды тоже не отстают от трендов. Ресторан She создал для своего проекта цифровой аватар Саши Вайнер, который указан на официальном сайте проекта в качестве шеф-повара в блоке «Создатели»:
Блок с основателями проекта на сайте She. Источник
СберМаркетинг тоже создал свои цифровые аватары, но это уже копии реальных топ-менеджеров компании. Впервые они приняли участие в конференции для экспертов диджитал-маркетинга «Измени сознание». Аватары стали успешными спикерами, а в будущем будут использоваться в метавселенных.
Аватар одного из топ-менеджеров СберМаркетинг. Источник
Помимо презентации брендов цифровые аватары могут:
- Заменить актеров в рекламе. Рекламная акция может нанести вред репутации человека, когда вопросы касаются деликатных тем. Например, если актер демонстрирует лекарство от венерических заболеваний, окружающие будут подсознательно считать, что актер болен. Виртуальный аватар в этом случае ничем не рискует.
- Выполнять за актеров сложные трюки. Когда актер выполняет трюки сам, он может не только не справиться, но и пострадать. Зачем прыгать с крыши на крышу по-настоящему, если это может сделать цифровой аватар.
- Заменить массовку на видео. Тот, кто хоть раз пытался организовать массовку для видеоролика, знает, что управлять большим количеством людей бывает непросто — это требует затрат сил и времени. Цифровые аватары идеально «сольются с толпой».
- Стать героями видеоигр. Игровая индустрия выходит на новый уровень: играть по заданному сценарию не так интересно, как иметь возможность свободно общаться с персонажами и менять правила игры.
Nvidia представила набор решений для разработки интерактивных аватаров людей в играх. Источник
3D artist
профессия| 18 месяцев
3D artist
Освойте практические навыки, которые откроют путь в геймдев, рекламу, IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник
научиться
Как создают виртуальные аватары в TDS
В TDS тоже сделали своего маскота по имени Гера, которого назвали в честь основателя компании Константина Герасимова. Аватар максимально адаптирован под real-time анимацию, то есть он сразу повторяет движения за живым актером.
Маскот студии TDS цифровой аватар Леонид
В процессе создания и настройки аватара было много комичных неудач: иногда у него получалась кривая шея, сворачивались ноги или он вообще начинал левитировать. Но сейчас мы научились точно анимировать его в режиме реального времени с помощью помощью mocap-костюма для захвата движения.
Такой аватар выглядит мультяшно, поэтому идеально подходит для детской аудитории. Но если он предназначен для контакта со взрослой аудиторией, то более актуальным будет metahuman-аватар, который выглядят максимально реалистично.
Реалистичный metahuman-аватар, созданный студией TDS
Чтобы создать человекоподобного аватара с нуля, мы сделали цифровой скан девушки, чью точную копию хотели создать, и на основе этого скана создали metahuman-аватара. Моделью стала наш друг — режиссер и актриса Ария Саха, которая живет в Лос-Анджелесе.
Нужно было сделать так, чтобы Ария, могла анимировать своего аватара с помощью смартфона из любой точки мира. Специальное мобильное приложение захватывает мимику, и затем мы передаем ее аватару.
На самом деле вариантов создания аватаров много: от качественной студийной работы до самостоятельных приложений, которые создадут ваш аватар в несколько кликов. Качество проработки, реалистичность движений и возможности использования цифровой копии зависит от целей и бюджетов.
Чтобы создать реалистичную копию человека, нужно пройти несколько этапов:
- Сканирование. Человек надевает специальный mocap-костюм с датчиками, которые помогают фиксировать движение. Высокоточные камеры снимают его движения, большое внимание уделяется мимике лица.
- Создание модели. Полученный массив данных передается на компьютер в виде облака точек или небольших трехмерных полигонов, компьютер собирает эти данные в единую картинку.
- Запись мокапа. Движения реального человека и переносятся на цифровых персонажей.
- Доработка анимации. Так как компьютер не имеет возможность мыслить и анализировать ошибки, аниматоры вручную исправляют некоторые баги.
Почему аватары работают не всегда
Некоторые бренды попытались создать аватара, но так и не смогли ответить на вопрос «зачем». Поэтому при работе с цифровыми аватарами нужно четко понимать, с какой целью вы его создаете, что он будет транслировать и есть ли у вас ресурсы для его создания и поддержания.
Цифровой аватар Алиона Пол. Источник
При создании аватаров многие стремятся к максимальной реалистичности. Например, создают мимические морщинки, которые видны в формате 4К. Это дорого и сложно с технической точки зрения. При этом у большинства людей устройства средней производительности, поэтому глубокую реалистичность мало кто оценит.
Конечно, реалистичность и проработка деталей — это высокое искусство и большой труд. Но на это стоит смотреть так: есть картина Айвазовского и она выставляется в галерее, а есть файл JPG со стока. Их нельзя сравнивать, потому что каждая выполняют свою задачу.
Аватар как искусство от студии MetaHuman Creator. Источник
Аватары и эффект «зловещей долины»
Почти 50 лет назад японский ученый-робототехник заметил, что любой неодушевленный предмет, который выглядит или действует как человек, вызывает у неприязнь у людей-наблюдателей. Согласно гипотезе, чем сильнее роботы будут похожи на людей, тем большее отторжение они будут вызывать. И его удастся преодолеть, когда роботы станут настолько реалистичными, что перестанут отличаться от людей.
График «зловещей долины». Источник
Но в теории «зловещей долины» речь шла в первую очередь о физических объектах-роботах, которые взаимодействуют с человеком. С цифровыми аватарами проще, потому что они существуют в своей собственной метавселенной и не должны вызывать у людей отторжения, как его не вызывают герои мультфильмов или игр.
Перспективы работы над цифровыми аватарами
Если несколько лет назад цифровые аватары были просто графическими моделями, то с развитием искусственного интеллекта они могут обучаться и генерировать большие объемы информации.
Вспомните фильм «Робот по имени Чаппи» и андроидов-репликантов из «Бегущего по лезвию», которые казались выдумкой фантастов. Но сегодня они становятся реальностью. Медицина всё ещё не способна сделать наши тела бессмертными, но очень скоро каждый сможет оставить цифровую копию себя.
Голограммы и репликанты-гуманоиды в «Бегущем по лезвию». Источник
Художникам, которые хотят связать карьеру с метавселенными, необходимо учиться уже сейчас. Разработчики цифровых аватаров стоят на стыке дизайна и программирования. Начать стоит с освоения 3D-графики и анатомии человека, основы которой пригодятся в создании реалистичных форм. Не лишними будут знания игровых движков Unity и Unreal Engine, анимации и риггинга.
3D artist
профессия| 18 месяцев
3D artist
Освойте практические навыки, которые откроют путь в геймдев, рекламу, IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник
научиться