Краткая биография Эдварда Мунка: жизнь, из которой вырос «Крик»
Чтобы понять Мунка, важно увидеть, как события его жизни постепенно складывались в ту самую эмоциональную и мрачную вселенную, которую мы знаем по его картинам.
Какой вы дизайнер?
5 минут
Какой вы дизайнер?
Пройдите тест и узнайте, какая дизайн-профессия подойдет именно вам
Ранние потери и формирование мировоззрения
Эдвард Мунк родился в 1863 году в норвежском Лётене в семье военного врача. Когда Эдварду было пять, мать умерла от туберкулеза. Через несколько лет болезнь забрала и старшую сестру Софию.
Лаура Мунк, мать будущего художника, и Эдвард. 1864
Эти события сформировали эмоциональный фундамент будущего художника. Мунк позже писал, что болезнь, безумие и смерть стали его постоянными спутниками и в жизни, и в живописи.
После смерти матери воспитанием занимался отец — человек жестких убеждений и глубокой веры. В доме царила тревожная атмосфера: разговоры о смерти, грехе, наказании и спасении. Для юного Эдварда рисование стало способом справляться с тем тревожным миром, в котором он рос.
Путь в искусство
В 1880 году Эдвард Мунк поступил в Художественную школу в Христиании (Осло). Здесь он впервые оказался в среде молодых художников и писателей, которые искали новые формы выражения. Учитель Кристиан Кроуг помог уйти от академизма и найти собственный, эмоционально насыщенный язык.
Эдвард Мунк, 1889
В 1889 году Мунк переехал в Париж — центр европейской художественной жизни. Он увидел работы импрессионистов и постимпрессионистов, познакомился с идеями, которые позже станут основой модернизма. Но в том же году умер отец Мунка — еще одна травма, которая вновь глубоко повлияла на творчество.
«Фриз жизни» и скандальная свобода
В начале 1890-х Эдвард Мунк начал работу над главным циклом — «Фризом жизни», серией о любви, страхе, ревности, болезни и смерти. В этот период появились «Крик», «Поцелуй», «Мадонна», «Ревность», «Смерть в комнате больного».
Выставки постоянно сопровождались скандалами: критики называли работы «незавершенными», «безумными», «слишком личными». Но именно эта серия закрепила за Мунком статус новатора — художника, который пишет не то, что видит, а то, что чувствует.
Читайте также:
Клод Моне: импрессионизм, 300 картин с кувшинками и влияние на дизайн
Любовные истории и нервный срыв
Личная жизнь Эдварда Мунка была бурной и болезненной. Он избегал брака, считая, что брак и искусство несовместимы. Его отношения с женщинами часто превращались в драму. Одной из важных фигур в его жизни была Дагни Юль — яркая, непредсказуемая муза скандинавской богемы 1890-х, женщина, которая вдохновляла и сводила с ума многих.
Дагни Юль, 1900
Еще одна возлюбленная художника — Тулла Ларсен. По словам Эдварда Мунка, она настаивала на свадьбе и буквально преследовала художника. Их роман закончился попыткой Туллы покончить с собой и выстрелом из пистолета. Мунк получил ранение руки и навсегда потерял один из пальцев.
Тулла Ларсен с Мунком, 1899
К травме добавились депрессии, тревога и алкоголизм. В 1908 году после очередного срыва Мунк добровольно лег в психиатрическую клинику под Копенгагеном. Там он провел около восьми месяцев. Это стало переломным моментом в жизни и творчестве художника.
Поздние годы
После клиники Эдвард Мунк заметно изменил стиль: мазки стали грубее и свободнее, цвета — ярче и живее. Он больше писал природу, свет и людей вокруг себя. Художник стал проводить много времени в Осгордстранде, где у него был дом. Мунк говорил, что прогулка по этим местам напоминает ему прогулку среди собственных картин.
В 60 лет художник пережил кровоизлияние в правый глаз, что осложнило работу. Однако признание пришло именно в зрелом возрасте — к семидесяти годам Мунк стал главным художником Норвегии.
Смерть и наследие
Эдвард Мунк скончался в 1944 году, на 81-м году жизни, в доме под Осло. После себя он оставил Норвегии масштабное художественное наследие и вошел в историю как один из основателей экспрессионизма — художник, который сделал внутренние переживания центральной темой искусства.
Через краску и тревогу: ключевые работы Эдварда Мунка
Картины Мунка не объясняют, но заставляют чувствовать и задумываться о жизни, любви, смерти, о том, что прячется глубоко внутри. Разобрали ключевые работы художника, которые лучше всего раскрывают его творчество и внутренний мир.
«Больная девочка»
Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885–1886. Холст, масло. Национальная галерея. Осло
Одна из самых интимных и болезненных картин Эдварда Мунка — его художественная попытка пережить смерть сестры Софии. Девочка лежит в постели, слабая и почти прозрачная, рядом скорбно склонилась мать. Но главное здесь не действие, а эмоциональное напряжение, которое будто пропитывает пространство. Мунк возвращался к этой работе снова и снова, переписывая ее шесть раз, словно пытался найти форму для невыразимой утраты.
Образ девочки художник писал не напрямую с сестры — его вдохновила случайно встреченная 11-летняя девочка, ухаживавшая за больным братом и поразившая Мунка своей искренней добротой.
Композиция построена на резком психологическом контрасте: светлеющее, почти свечением выделенное лицо Софии — и темная, размытая, будто тающая фигура матери. Нервные и неровные мазки передают внутренний надлом художника. Черный цвет, густо заполняющий композицию, усиливает ощущение обреченности.
Критики восприняли картину крайне отрицательно: Эдварда Мунка обвиняли в небрежности, нарочитой грубости, нарушении привычных живописных норм. Спустя десятилетия именно эти особенности этой картины признают источником силы.
«Меланхолия»
Эдвард Мунк. Меланхолия. 1892. Холст, масло. Национальная галерея. Осло
Темная линия берега тянется по диагонали и задает движение всей сцене. На дальнем пирсе видны три фигуры, но взгляд сразу цепляется за мужчину на переднем плане. Он сидит спиной к группе, его опущенные плечи и наклоненная голова четко выделяются на фоне светлого пляжа. Те же округлые линии повторяются в тяжелых валунах у воды.
Лицо героя собрано и напряжено: нахмуренные брови, сжатые губы, рука поддерживает голову. Мунк писал своего друга Нильсена, переживавшего непростой роман с Одой Крог. На выставке в Осло картину высоко оценил Кристиан Крог, хотя прекрасно понимал, кого изображает художник. Отзывы критиков были разными: от насмешек до обвинений в том, что Эдвард Мунк намеренно оставляет холст непроработанным.
«Меланхолия» стала одной из ключевых картин мастера. Здесь хорошо видна его узнаваемая манера: четкие контуры, выразительная линия, намеренное упрощение форм, тяготение к сумрачной атмосфере. Недосказанность и внутренняя напряженность делают сцену похожей на тихий, глубокий монолог героя.
«Крик»
Эдвард Мунк. Крик. 1893. Темпера и карандаш на картоне. Национальная галерея. Осло
«Крик» — центральная картина Эдварда Мунка и один из самых узнаваемых образов мировой культуры. Работа создана в сложной смешанной технике — темпера, масло, пастель. Она появилась из его острого восприятия природы как тревожной и разрушительной силы. Художник писал, что природные явления способны вызывать почти физическую боль.
В знаменитой записи в дневнике от 22 января 1892 года Эдвард Мунк описывает момент, который лег в основу сюжета: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо стало кроваво-красным, и я почувствовал вспышку меланхолии… Над фьордом лежали кровь и языки пламени… Я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Изначально картина носила название «Крик природы». Фигура на мосту — не человек, а воплощенная эмоция, реакция на «кричащий» закат. Пульсирующие линии неба и фьорда передают состояние ужаса, которое захватывает пространство целиком. Никакой гармонии между человеком и природой у Мунка нет: стихия для него — всепоглощающая и опасная. Две удаленные фигуры на мосту проходят мимо происходящего, оставаясь глухими к крику. Эдвард Мунк видел в этом трагедию современности: утрату чувствительности.
В 1893 году Мунк создал первую версию «Крика» — пастельный набросок на картоне. Уже тогда появился образ безликого человека, охваченного ужасом. Палитра здесь более желтая, а фигуры на мосту еще не уходят вдаль, а стоят рядом, наблюдая закат.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 год, первая пастельная версия. Музей Мунка
Затем художник написал известную версию на весь мир версию картины «Крик» темперой и карандашом на большом картоне. Это позволило удлинить дорогу и отдалить людей на заднем плане. Цвета стали еще тревожнее, линии — более волнообразными, а главный герой приобрел призрачную пластичность.
В 1895 году Мунк снова обратился к пастели и создал еще одну версию «Крика», усиливая синий и красный.
Эдвард Мунк. Крик. 1895. Вторая пастельная версия. Частная коллекция
Чувство ужаса здесь уступает место странному безумию сцены. В том же году он сделал литографию, превратив сюжет в тиражный образ. Около 30 отпечатков, дошедших до наших дней, сделали «Крик» по-настоящему известным.
Эдвард Мунк. Крик. 1985 год. Литография и тушь. Национальная галерея. Осло
Эдвард Мунк почти 15 лет не возвращался к сюжету. Жизнь была наполнена кризисами: неудачная выставка в Париже, болезненные отношения с Туллой Ларсен, травма руки, лечение от зависимостей. Лишь в 1910 году он написал последнюю версию «Крика» темперой и маслом. В ней линии и цвета стали более четкими, а лицо героя приобрело зеленоватый оттенок.
Эдвард Мунк. Крик. 1910 год. Вторая темперная версия. Музей Мунка
Работа неизменно вызывает бурные реакции. Кто-то видит в ней предчувствие глобальной катастрофы, кто-то — отражение психологического кризиса. Однако важнее другое — эмоциональное воздействие. «Крик» Эдварда Мунка заставляет зрителя не столько рассматривать изображение, сколько ощущать его: тревогу, отчаяние, одиночество, внутренний надлом.
Парадоксально, но именно этот образ рано стал частью массовой культуры. Уже в 1904 году «Крик» без разрешения художника использовали в рекламе зубной пасты, что глубоко возмутило Мунка. Позднее мотив картины многократно цитировали в кино, иллюстрациях, комиксах, дизайне, но ни одна трактовка не приблизилась по силе эмоций к оригиналу.
«Вампир»
Эдвард Мунк. Вампир. 1893. Холст, масло. Музей Мунка
В работе наиболее остро проявился страх Эдварда Мунка перед женской силой. Огненно-рыжие волосы героини, словно аллюзия на кровь, опускаются на мужчину, добровольно отдавшемуся ее власти. Женщина наклоняется к шее, и сцена сначала кажется пугающей, почти хищной. Картина наполнена тревожной атмосферой, а палитра точно отражает внутренние страхи художника. Но первое впечатление быстро меняется: при более внимательном взгляде перед нами уже не жертва и хищница, а тесно переплетенные фигуры влюбленных. Ужас трансформируется в страсть, а мрачность — в чувственность.
Такая двойственность — неизменная черта многих картин Эдварда Мунка. Он постоянно исследовал столкновение противоположностей, пытался разобраться в собственных страхах, фантазиях и желаниях.
Известно, что над созданием сюжета он работал долго и тщательно. Позировать пригласил друга и профессиональную натурщицу. Композиция была найдена довольно быстро, и кажется, что перед нами один из навязчивых ночных образов художника.
Картина была настолько важна для Мунка, что он создал несколько ее вариантов. Один из них даже был похищен из музея, но вскоре благополучно возвращен.
Эдвард Мунк. Версия картины «Вампир». 1895. Холст, масло. Музей Мунка
«Тревога»
Эдвард Мунк. Тревога. 1984. Холст, масло. Музей Мунка
Картина перекликается с «Криком» по эмоциональному напряжению, но здесь страх переживается коллективно. На мосту стоит группа людей, обращенных к зрителю: бледные лица, широко раскрытые глаза.
«Тревога» появилась уже после начала работы Эдварда Мунка над «Криком». В ней повторяются знакомые элементы: тот же мост, пульсирующие линии, тревожные переливы воды и неба. Но если «Крик» выражает предельное отчаяние, то «Тревога» передает состояние, в котором напряжение только нарастает. Эмоции усиливаются тем, что их переживает не один человек, а целая группа.
Мунк не стремился к детализированной передаче мимики. Цвет, ритм линий и обобщенные формы создают более сильный эффект. Женщина на переднем плане кажется напряженной, мужчина рядом почти лишен черт лица — видны лишь огромные глаза. Фигуры позади представлены эскизно.
Многие исследователи считают, что Эдвард Мунк показывает универсальность тревоги. Она не принадлежит кому-то одному, а объединяет людей так же, как страх, скорбь или отчаяние.
Узнайте свой путь в дизайне
Узнайте свой путь в дизайне
Пройдите короткий тест и откройте профессию, которая подходит именно вам. В подарок — доступ к 20+ бесплатным гайдам и интенсивам для старта
узнать
«Мадонна»
Эдвард Мунк. Мадонна. 1894. Холст, масло. Музей Мунка
Картина Эдварда Мунка «Мадонна» стала одним из самых обсуждаемых произведений конца XIX века. Образ обнаженной женщины с запрокинутой головой, растрепанными волосами и полузакрытыми глазами не соответствовал традиционному представлению о Деве Марии. Единственная каноническая деталь — нимб — у Мунка написан красным, что еще больше усиливало скандальность образа.
Публика увидела в героине не святую, а женщину в момент чувственного экстаза. Художник столкнулся с волной возмущения. Прототипом героини стала Дагни Юль. Она была возлюбленной Мунка, а затем — женой его друга. Современников особенно шокировало, что именно ее черты лежали в основе образа Мадонны.
Эдвард Мунк создал пять живописных вариантов «Мадонны» и литографию. Он задумывал их как последовательность, отражающую жизненный цикл женщины: зачатие, рождение и смерть. Самая ранняя версия носила альтернативные названия «Зачатие» и «Любящая женщина». Поза героини позволяет предположить, что она лежит, откинув голову назад.
Литография 1895 года повторяет ранний вариант, но дополнена изображением эмбриона в углу и сперматозоидами на декоративной раме. Это прямой символ рождения, цикла жизни и смерти, который Мунк видел в сердце женской природы.
Эдвард Мунк. Мадонна. 1985. Литография. Музей Мунка
Как и в других картинах Эдварда Мунка, в «Мадонне» ведущую роль играет цвет. Несмотря на тему любви, рождения и жизненной энергии, палитра картины вызывает чувство тревоги. Размытые, изогнутые линии словно сжимают фигуру женщины, превращая ее в символ любви, жертвы и разрушительной силы страсти. Сегодня «Мадонна» считается одной из самых провокационных работ художника.
«Поцелуй»
Эдвард Мунк. Поцелуй. 1897. Холст, масло. Музей Мунка
Мужчина и женщина сливаются в одном объятии, их лица превращаются в единое пятно. Это не просто момент близости, в нем чувствуется напряжение. У Эдварда Мунка тема любви всегда сопряжена с тревогой и растворением личности, поэтому объятие одновременно кажется и теплым, и настораживающим.
Несмотря на интимный мотив, художник остается деликатным наблюдателем. Его характерное искажение пространства здесь подчеркивает не форму, а накал эмоций. Ограниченная палитра компенсирована гибкостью линий: складки занавески выглядят как волны, расходящиеся от пары. Яркие оранжевые акценты в одежде женщины усиливают темперамент сцены и добавляют почти фантастическое звучание.
Лица и тела героев подчинены ритму композиции. Они нарочно не детализированы, остаются загадочными и текучими. Мунк не раскрывает, кто эти люди: важен не сюжет, а ощущение момента — страсть, напряжение, переживание.
«Танец жизни»
Эдвард Мунк. Танец жизни. 1899. Холст, масло. Национальная галерея. Осло
На лунном берегу кружатся несколько пар. Сразу притягивает внимание центральная — мужчина и женщина в красном платье, полностью поглощенные друг другом. По обе стороны от них фигуры: слева молодая, светлая, наполненная ожиданием девушка, справа — женщина в черном, уставшая и погруженная в печальные мысли. Кажется, что перед нами не три персонажа, а разные этапы одной жизни.
В картине «Танец жизни» Эдвард Мунк показывает свое понимание любви как цикла. Юность — светлая, порывистая, еще не вступившая в танец; зрелость — страстная и уверенная, наслаждающаяся настоящим; старость — тихая, наблюдающая, наполненная воспоминаниями. Центральная пара задает ритм всей композиции: люди двигаются спокойно и цельно, в отличие от энергичных молодых танцоров вокруг, и именно их движение определяет эмоциональную драматургию картины.
Колористически работа строится на трех ключевых оттенках: белом — символе начала, красном — зрелости, и черном — завершения пути. Лунный свет объединяет пространство, а лунная дорожка создает фигуру, напоминающую человека с раскинутыми руками. Это тонкий образ вечности, наблюдающей за человеческой жизнью.
Читайте также:
10 картин Василия Поленова, которые нужно знать
«Девушки на мосту»
Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1901. Холст, масло. Национальная галерея. Осло
Первые версии «Девушек на мосту» Эдвард Мунк создал в 1900–1901 годах в Осгордстранде — месте, где он традиционно проводил лето и восстанавливался после тяжелого разрыва с Туллой Ларсен. Там же он вновь вернулся к активной работе. Первые наброски появились благодаря местным школьницам: художник попросил их выстроиться вдоль перил моста и зарисовал. Мунк упорно возвращался к этой картине и за 30 лет написал 12 вариантов. В одних вариантах девушки стоят спиной к художнику.
Эдвард Мунк. Вариант картины «Девушки на мосту».1902. Частная коллекция
В других — поворачиваются лицом к зрителю или сбиваются в небольшую группу в центре моста. Существует и версия с изображением подруги Мунка Осе Неррегор.
Эдвард Мунк. Вариант картины «Девушки на мосту» с Осе Неррегор. 1903. Тильская галерея, Стокгольм
Композиционно работа перекликается с «Криком»: те же уходящие в глубину мост и перила, смещенный фокус и ощущение движения в перспективу. Особенно заметно сходство в варианте, где Осе отделяется от остальных и идет по мосту вперед. Композиция зеркально напоминает знаменитый «Крик».
Однако картина «Девушки на мосту» отмечает важный поворот: Эдвард Мунк постепенно отходит от мрачной напряженности «Фриза жизни» и обращается к более спокойной, декоративной манере, которую позже развил в 1900-х годах. В отличие от его ранних, спорных полотен, эта картина была встречена критиками значительно теплее.
«Звездная ночь»
Эдвард Мунк. Звездная ночь. 1922. Холст, масло. Музей Мунка
У «Звездной ночи» Мунка есть очевидный предшественник — знаменитая картина Ван Гога 1889 года. Оба художника долгие годы боролись с депрессией, и тема ночи стала важной частью их художественного языка.
Звездное небо вдохновляло Мунка многократно, но в этой версии художник изображает зимнюю ночь. Картина написана с крыльца его дома: город укрыт снегом, детали пейзажа лишь намечены. Главное внимание уделено небу. Оно густо усыпано крупными звездами, озарено зеленоватыми всполохами северного сияния. На их фоне которых луна выглядит тусклой.
Картина наполнена спокойной задумчивостью, знакомой всем, кто когда-либо всматривался в ночное небо в поисках вдохновения. Несмотря на условность формы и смягченную перспективу, работа демонстрирует мастерство Мунка, его тонкое чувство цвета и умение передавать эмоциональное напряжение.
Автопортреты
Эдвард Мунк часто писал автопортреты. Художник превращал собственный образ в инструмент осмысления одиночества, тревоги и внутреннего напряжения. Его работы не столько фиксируют внешность, сколько раскрывают психологическое состояние.
В «Автопортрете с папиросой» внимание притягивает бледное лицо и рука с сигаретой, поднятая к груди. Взгляд Мунка будто направлен внутрь себя, хотя он смотрит на зрителя. Неопределенный темный фон и клубы дыма создают ощущение зыбкой, почти потусторонней атмосферы. Папироса в конце XIX века считалась символом социального вызова, нарушения привычных норм, свободы нравов, богемы и декаданса. Поэтому, добавляя папиросу в автопортрет, Мунк как бы дистанцировался от традиционных ценностей и показывал себя человеком, стоящим вне общепринятых правил.
Эдвард Мунк. Автопортрет с папиросой. 1895. Масло, холст. Национальная галерея в Осло
В других автопортретах конца XIX века Мунк экспериментирует с образами и символами. В «Автопортрете под женской маской» он примеряет роль, пытаясь выразить амбивалентность собственных чувств.
Эдвард Мунк. Автопортрет под женской маской. 1891–1892. Масло, дерево. Музей Мунка
В «Автопортрете в аду» Мунк изображает себя обнаженным на фоне пламени. Позади его фигуры поднимается темная тень, словно предвестие того, что вскоре поглотит. Христианский образ ада — метафора внутренней муки.
Эдвард Мунк. Автопортрет в аду. 1903. Масло, холст. Музей Мунка
В «Автопортрете в Бергене» художник показывает себя словно случайным гостем в собственном доме. За окном — солнечная, оживленная улица, но это пространство кажется Мунку недоступным.
Эдвард Мунк. Автопортрет в Бергене. 1916. Масло, холст. Музей Мунка
Одним из самых поздних и символичных образов стал «Автопортрет. Между часами и кроватью».
Эдвард Мунк. Автопортрет между часами и кроватью. 1938. Масло, холст. Музей Мунка
Слева от художника — громоздкие часы без стрелок, с тяжелым маятником. Справа — кровать. Эти два предмета превращаются в символы времени и смерти, между которыми Мунк словно зажат. В его позе читается смирение с неизбежным.
Главное о картинах Эдварда Мунка
Искусство как выражение внутренней тревоги
Мунк стал одним из первых художников, который сделал личные переживания основой творчества. «Крик», «Меланхолия» и другие картины отражают страх, одиночество, утрату. Его работы не просто изображают эмоции, а становятся их прямым выражением.
Психологическая откровенность и экспрессионизм
Картины Эдварда Мунка узнаваемы благодаря деформированным фигурам, контрастным линиям и мрачным цветам. Так построены «Вампир», «Мадонна». Мунк стремился передать не внешнее сходство, а внутреннее состояние — и стал одним из основателей экспрессионизма.
Повторение мотивов и поиск смысла
Мунк часто возвращался к одним и тем же сюжетам — любви, ревности, смерти, меланхолии. Он переписывал картины заново, создавая серии и вариации. Например «Поцелуй», «Вечер на Карл-Юхан», «Больная девочка». Это был способ осмыслить травмы и понять, как эмоции меняются с возрастом и опытом.
Связь жизни и творчества
Биография Эдварда Мунка напрямую отражена в картинах. Например, смерть матери и сестры — в «Больной девочке», личные отношения — в «Вампире». Мунк говорил, что его искусство — это «дневник в картинках», и действительно многие работы воспринимаются как личные записи.
Эксперименты с формой и техникой
Помимо живописи, Мунк активно работал с гравюрами, литографиями и монотипиями. Разные техники позволяли ему передавать одни и те же образы по-новому: то резкими, почти графичными линиями, то мягкими размытыми пятнами. Он экспериментировал с масштабами, контрастами и ритмом — и именно это сделало его язык таким узнаваемым.
Сегодня Мунк остается невероятно современным. «Крик» давно вышел за пределы музеев и стал частью визуального языка массовой культуры — от плакатов до стрит-арта. Но куда важнее то, что его понимание искусства как личного высказывания продолжает формировать творческое мышление разных поколений художников.
Огромное творческое наследие Мунк завещал Осло. В Музее Мунка сегодня хранится более 28 тысяч произведений — картины, графика, наброски, фотографии и письма, позволяющие увидеть, как рождался язык искусства, определивший целую эпоху.