пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Гений Винсента Ван Гога: творчество на грани безумия

Гений Винсента Ван Гога: творчество на грани безумия
25 апреля, 2025
12 мин

Мы узнаем живопись Винсента по резким, ярким мазкам импрессионизма. К тому же мы считаем его гением. Но при жизни общество не понимало его творчество. В этой статье разберемся в тайнах стиля Ван Гога и исследуем ключевые моменты жизни, которые он отражал в своих работах.

Арт-дилерство, творческие друзья и борьба с безумием

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревне Грот-Зюндерт в Нидерландах. Родители дали ему имя брата, который умер годом ранее. После Винсента в семье родились еще пять детей. Особенно он был близок с братом Тео, переписку с ним он вел до конца жизни.

Отец художника Теодор Ван Гог был ‎‎священником. Мать — Анна Корнелия Карбентус — дочь мастера-переплетчика, переняла у отца творческую жилку: рисовала и писала тексты. Винсент делился с родителями своими рисунками и поделками из глины. Иногда они ему нравились, иногда нет, и тогда он ломал эти предметы. Такое поведение было частью его характера: художник резко ловил эйфорию и так же быстро терял интерес ко всему окружающему. Несколько раз он невзаимно влюблялся, и это вызывало в нем апатию. 

В 12 лет он уехал в пансион Зевенбергена, потом учился в школе города Тилбурга, а в 15 лет вернулся домой. Дяди Винсента продавали картины. Один из них предложил племяннику стать торговцем. На этой работе Винсент изучал живопись, ее тренды и образы. Арт-дилером он был недолго и все никак не мог определиться с новым занятием. Но живопись победила: Винсент приехал в Брюссель, пошел на учебу к голландскому художнику Антону ван Раппарду и прошел курс в Королевской академии изящных искусств. 

картина ткач солнца
Антон ван Раппард. «Ткач Солнца». Источник

Ван Гог начал с натюрмортов — через них он учился работать со светом, цветом и композицией. Тогда же он познакомился с акварелистом Антуаном Мауве. Мауве не только подсказывал, как писать, но и поддерживал Винсента по-настоящему: деньгами, вниманием, участием. Это оказалось важно — после неудачной попытки завязать роман с двоюродной сестрой Ван Гог уехал в Гаагу. Там благодаря помощи Мауве он открыл свою первую студию и продолжил путь художника — на этот раз всерьез.

Картина выкапывание дерева
Антуан Мауве. «Выкапывание дерева». Источник

Отношения с Мауве вскоре испортились. Ван Гог начал жить с женщиной по имени Сиен — она была беременна и воспитывала маленькую дочь. Мауве не одобрил этот выбор и прекратил поддержку. Это случилось в 1882 году. Спустя год Ван Гог начал новый этап — он уехал учиться в Академию художеств в Антверпене.

Учеба давалась тяжело: Винсенту не нравились монотонные академические упражнения. Он мечтал о Париже — месте свободы, экспериментов и новых знакомств. Там он оказался среди художников-новаторов и под влиянием Поля Синьяка выработал свой узнаваемый стиль: яркий, живой, с энергичными цветными мазками. Интересно, что именно тогда он впервые начал писать не с натуры, а из памяти — чтобы передать не точность, а ощущение момента.

Морской пейзаж
Поль Синьяк. «Морские пейзажи в Сен-Тропе». Источник

В 1888 году в Провансе Ван Гог сблизился с художником Полем Гогеном. Гоген был не просто коллегой — он знал, как обсуждать живопись, спорить о формах и цвете, не разрушать, а углублять разговор. Ван Гог восхищался его умением мыслить масштабно и смело экспериментировать. Эта дружба казалась ему редким союзом, в котором можно не только творить, но и развиваться.Под влиянием общения с Гогеном у Ван Гога появилась идея создать арт-коммуну — место, где художники будут жить и работать вместе. Он мечтал, что его «желтый дом» станет таким пространством, и с энтузиазмом писал об этом брату Тео:

«Если Гоген согласится (приехать), надо вытащить его из бретонской дыры. Это положит начало ассоциации. Бернар, который тоже перебирается на юг, наверно, присоединится к нам. Знай, я постоянно мечтаю о том, чтобы ты возглавил ассоциацию французских импрессионистов. И если я только смогу помочь художникам объединиться, я с радостью уступлю первое место другим…»

Картина Гогена про таитянских женщин
Поль Гоген. «Таитянские женщины на побережье». Источник
Картина Ван Гога желтый дом
Винсент Ван Гог. «Желтый дом». Источник

Но и эта дружба была недолгой. Когда художники оказались в доме на несколько дней во время ливня, Ван Гог напал с бритвой на Гогена. Потом он отрезал себе мочку или всю ушную раковину, версии разнятся. Когда дождь закончился, он принес ухо в бордель в надежде передать его Гогену. После этого Ван Гог попал в лечебницу с диагнозом «острая мания с общим бредом». 

Но даже в этом состоянии он продолжал рисовать, и именно в этот период появились его самые знаменитые картины.

От реализма через импрессионизм и японское искусство к резким мазкам постимпрессионизма

За свою карьеру Ван Гог писал картины в разных стилях: начинал с реализма и темных тонов, в Париже искал свои образы через светлые мазки импрессионизма, а к концу жизни стал постимпрессионистом с экспрессивными полотнами, густыми мазками и образами на стыке реальности и сна. 

Постимпрессионизм отказывается от реалистичного изображения объектов, любит выразительные мазки и абстракцию. У Винсента была своя техника мазка — «импасто». Он наносил толстый слой краски на холст и создавал рельеф. Редко смешивал оттенки, предпочитал чистые краски и использовал пальцы для растушевки. Ван Гог писал маслом и акварелью. Если у него было мало денег, то вместо кистей брал в работу тростниковые веточки, которые делали мазки резче и тоньше. 

Ван Гог вдохновлялся японским искусством: писал картины в одном оттенке, как «Подсолнухи», и обводил контуры однотонных объектов темной краской. И считал, что «изучение японского искусства неизбежно делает нас более веселыми и радостными, помогает нам вернуться к природе, несмотря на наше воспитание, несмотря на то что мы работаем в мире условностей».

«Подстриженная ива». 1882

Картина подстриженная ива
Образ ивы в темных оттенках реализма. Источник

Одна из самых ранних акварельных работ Ван Гога. В письме к брату Тео он говорит о картине так: 

«Я напал на эту старую гигантскую иву, и я считаю, что это лучшая из акварелей. Мрачный пейзаж — это мертвое дерево рядом с прудом, поросшим ряской, вдали депо Рейнспур, где пересекаются железнодорожные пути, почерневшие от дыма здания — также зеленые луга, пепельная дорога и небо, в котором мчатся облака, серые с блестящими белыми краями, глубокая синева там, где облака на мгновение разрываются».

Картина — пример реалистичного изображения местности, слегка мрачный образ. В то же время его не нужно бояться — это жизнь, и она прекрасна в любом виде. 

Серия «Подсолнухи». 1888–1889

Любимые цветы художника, которые он рисовал в разные моменты: как только поставил их в вазу, через несколько дней и когда они уже увядали. 

Картины с подсолнухами предназначались для желтого дома в Арле. В планах Ван Гога было двенадцать полотен для общей с Полем Гогеном мастерской, но сделал он всего четыре и повесил их в комнате Гогена.

Здесь есть элементы японского искусства: картина написана в единых теплых желто-оранжево-красных цветах. Художник разбавил их зелеными оттенками стеблей.

«Морской пейзаж в Сент-Мари». 1888

морской пейзаж
Парусники в Сент-Мари. Источник

Летом 1888 года Ван Гог отправился к Средиземному морю в город Сент-Мари. Там он рисовал море, изучал его оттенки и размышлял о японском творчестве. У моря он чувствовал себя свободно, и образ сам складывался в картину. Из письма Тео Ван Гогу:

«…кто любит японское искусство, кто ощутил на себе его влияние — а это общее явление для всех импрессионистов, — тому есть смысл отправиться в Японию, вернее сказать, в места, равноценные Японии.

Я считаю, что в конечном счете будущее нового искусства — на юге… Японец рисует быстро, очень быстро, молниеносно: нервы у него тоньше, а восприятие проще.

Я здесь всего несколько месяцев, но сознайся, разве в Париже я мог бы сделать рисунок с лодками всего за какой-нибудь час, да еще не прибегая к помощи рамки, без всяких измерений, а просто дав полную свободу своему перу?»

Серия «Автопортреты». 1888–1889

Всего известно 43 автопортрета Ван Гога. Вероятно, так он изучал свою внешность, мимику и выражение лица. Он изображал себя в яркой шляпе, за работой, в строгом костюме и после того, как отрезал себе ухо. Все три важных для художника стиля сочетались в автопортретах: реализм, импрессионизм и постимпрессионизм. На одних портретах мазки сильные и спиралевидные, а на других тонкие, прямые или едва заметные. 

Цвет каждой работы отражает настроение Ван Гога в моменте: спокойствие, сожаление, грусть, воодушевление. 

«Ночное кафе». 1888

картина ночного кафе
Кафе глазами Ван Гога. Источник

Ван Гог подробно описал задумку картины в письме брату Тео:

«В моей картине “Ночное кафе” я пытался показать, что кафе — это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни. И все это под личиной японской веселости и тартареновского добродушия».

Картина оставляет ощущение нетрезвости: помещение искажается, картинка плывет, температура повышается. На картине — реальное привокзальное кафе в Арле, его держали супруги Жино. Художник арендовал у них комнату, когда только приехал в город.

«Звездная ночь». 1889

картина звездная ночь
Фантазии Ван Гога в постимпрессионистских мазках. Источник

Эту картину Ван Гог создал уже в психиатрической лечебнице. Персонал не ограничивал его творческие возможности, поэтому Винсент писал картины и во время лечения. В своих письмах он рассказывал брату Тео об обстановке:

«С тех пор как я прибыл сюда, мне хватало для работы запущенного сада с большими соснами, под которыми растет высокая, плохо подстриженная трава вперемешку с различными сорняками, и я еще не выходил за ворота. Тем не менее места в Сен-Реми очень красивые, и рано или поздно я начну совершать прогулки.

Но, разумеется, пока я остаюсь в убежище, врачу легче следить за моим состоянием, и он, смею думать, меньше опасается, не зря ли мне разрешили заниматься живописью».

«Звездная ночь» — вид из окна комнаты Ван Гога. Художник нарисовал ее за один день на основе набросков, которые делал с момента заселения. Винсент передал в абстрактном образе природы свое эмоциональное состояние: спиралевидные звезды все время в движении, как мысли художника. Пока город спит, они блуждают, анализируют жизнь, рвутся прочь от безумия, которое их настигает. 

«Ирисы». 1889

картина с ирисами
Поле красивых цветов. Источник

Жизнь в Сен-Реми временами была спокойной, и Ван Гог писал умиротворенные пейзажи вокруг лечебницы. 

«Ирисы» Ван Гог создал в первую неделю лечения, когда верил, что недуг отступит. Набросков к этой картине нет, но по расположению лепестков понятно, что Винсент внимательно наблюдал за цветами и изучал их жизнь. Картина похожа на слегка измененное фото — настолько Ван Гог проникся душой цветов.

 «Оливковые деревья под желтым небом и ноябрьским солнцем». 1889

Картина с оливковыми деревьями
Магический свет над деревьями. Источник

Согласно письмам Винсента брату, эти оливы он увидел за фермой надзирателя лечебницы. Тут он снова прибегнул к японскому искусству: стволы деревьев обвел темной краской и тем самым подсветил их изгибы. 

Во время работы над полотном он беседовал с женой надзирателя, и та сказала, что не верит, что он болен. Он скрывал болезнь под маской работоспособности: 

«Жизнь проходит, и ее не воротишь, но именно по этой причине я и работаю не жалея сил: возможность поработать тоже не всегда повторяется.

В случае со мною — и подавно: ведь более сильный, чем обычно, приступ может навсегда уничтожить меня как художника.

Во время приступов я боюсь страданий и мук, боюсь больше, чем следует, и, быть может, именно эта трусость сейчас заставляет меня есть за двоих, много работать, поменьше встречаться с другими пациентами из-за боязни рецидива».

«Пшеничное поле с воронами». 1890

Картина с пшеничным полем
Вся картина в движении. Источник

Одна из последних картин в жизни художника. Пейзаж мрачный, бурлящий, он находится в ожидании сильной грозы и ливня. Винсент во время работы над полотном чувствовал себя все хуже, пребывал в отчаянии. Он не проводил границу между небом и полем — все стало единой массой, которая позже поглотила художника. 

На этом поле Ван Гог выстрелил себе в грудь 29 июля 1890 года. При нем нашли письмо для Тео. В нем Винсент в своей манере благодарил брата за помощь — Тео как мог продавал работы Ван Гога и всегда был внимателен к его творчеству: 

«Да, дорогой мой брат, я всегда твердил тебе и теперь повторяю еще раз, со всей серьезностью, на какую способна упорная сосредоточенная работа мысли, — повторяю еще раз, что никогда не буду считать тебя обычным торговцем картинами Коро.

Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют спокойствие. Мы создали их, и они существуют, а это самое главное, что я хотел тебе сказать в момент относительного кризиса, в момент, когда предельно натянуты отношения между торговцами картинами умерших художников и торговцами картинами живых художников. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так». 

Главное о творчестве Ван Гога

Художник писал картины всего десять лет и получил признание только после смерти. Он был успешным арт-дилером, думал о карьере священника и художником стал только в возрасте около 30 лет. 

Сначала он писал картины в стиле реализма, потом был импрессионистом, а после — постимпрессионистом. Художник любил яркие цвета и экспрессивные мазки, которые часто делал пальцами. Он создал множество автопортретов. Они похожи на селфи для изучения внешности. Винсент писал много писем своим друзьям художникам, в том числе Полю Гогену, и своему брату Тео, который много лет поддерживал его творчество финансово. 

Ван Гог много путешествовал и вдохновлялся городами, в которых бывал, — Парижем, Арлем, Гаагой. В конце жизни он одержимо писал одну картину за другой под влиянием своего психического состояния. Но главной движущей силой его была любовь. Так он писал брату Тео в одном из писем

«Нужно любить — любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо».

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент