Unreal Engine — движок будущего
профессия 3D artist
18 месяцев
профессия 3D artist
Получите реальный опыт создания уникальных 3D-миров — для игр, рекламы, IT
8 466 ₽/мес.
5 503 ₽/мес.
Этот игровой движок разработали в компании Epic Games в 1998 году. Его создавали под одну игру — шутер от первого лица Unreal. Но разработчики быстро поняли, что его возможностей хватит на гораздо большее количество задач.
Игра Unreal, выпущенная в 1998 году. Источник
Поэтому за 25 лет движок сильно изменился: из инструмента для одной игры превратился в универсальную платформу для 3D-проектов. Сейчас на Unreal создают не только игры, но и архитектурные визуализации, анимационные ролики, VR-тренажеры, метавселенные, цифровые шоу и даже презентации автомобилей. Его используют как инди-разработчики, так и крупные студии. Преимущество в том, что освоить базу можно даже без опыта программирования.
Прототип приложения, которое помогает хирургам проводить манипуляции на мозге человека. Источник
Современные разработчики любят Unreal за систему визуального программирования — Blueprints. Это альтернатива традиционному коду: вместо строк на языке C++ вы работаете с блоками, которые можно перетаскивать, соединять и настраивать прямо в интерфейсе. Каждый блок — это действие или условие: движение, нажатие кнопки, воспроизведение анимации. Такая система ускоряет прототипирование, помогает быстро тестировать идеи и настраивать сложное поведение объектов.
Пример логических связей в системе программирования Blueprints. Источник
Помимо этого, у движка мощные возможности для визуализации: реалистичный свет, сложные материалы, симуляция частиц и разрушений. Все это делает его универсальным инструментом, с которым можно сделать сложный проект в одном пространстве.
профессия 3D artist
18 месяцев
профессия 3D artist
Получите реальный опыт создания уникальных 3D-миров — для игр, рекламы, IT
8 466 ₽/мес.
5 503 ₽/мес.
Что можно создавать в Unreal Engine
Unreal Engine подходит для всего, где нужны трехмерная среда, освещение, настройка поведения объектов и взаимодействия с пользователем. Разберем самые популярные сферы.
Игры
Если говорить про игры, то движок подходит для простых 2D-проектов и сложных 3D-игр с кинематографической графикой, большим открытым миром и десятками механик. Такие, например, разрабатывают крупные студии вроде Ubisoft, Naughty Dog или FromSoftware.
На UE сделаны Fortnite, Final Fantasy VII Remake, Hellblade: Senua’s Sacrifice, S.T.A.L.K.E.R. 2, Alan Wake II и многие другие. Разработчики выбирают движок из-за того, что он дает естественное движение, физику, анимации, многопользовательские механики и картинку как в кино. Все это возможно благодаря технологиям Lumen — системы глобального освещения и Nanite — виртуализированной геометрии, с помощью которой можно использовать в сцене модели с миллионами полигонов без потери производительности.
Кадр из игры «Сталкер-2». Источник
Архитектура и дизайн интерьеров
В архитектуре Unreal используют для того, чтобы создать рендеры зданий и интерьеров. С движком можно в реальном времени показать, как будет выглядеть проект снаружи и изнутри, как на него падает свет в разное время суток, как ведут себя материалы и какие ощущения будет испытывать человек внутри. И это гораздо больше, чем просто статичная картинка из 3D Max.
Архитекторы и дизайнеры могут менять отделку стен, текстуру пола и мебель в моменте и сразу видеть, как это повлияет на восприятие. При этом можно добавить движение камеры, анимацию, звуки, даже людей, чтобы проверить, как будет ощущаться пространство при реальном использовании. Например, можно просчитать, где в квартире будет темно утром, насколько логично спроектирован проход или насколько уютным получится зал ресторана в вечернем свете.
Пирс на Манхэттене, созданный командой Heatherwick Studio. Источник
Анимация
Анимация и синематик — еще одно из популярных направлений работы. Движок создает полноценную сцену: с камерами, светом, диалогами, движением и спецэффектами. И по сути это превращает UE в виртуальную киностудию, где можно снять ролик от начала до конца.
Все это возможно благодаря системе управления камерами, которая дает возможность выставлять кадры, управлять фокусом, глубиной резкости, трекингом, переключением между планами. Еще движок дает возможность добавить анимированных персонажей, диалоги и синхронизацию с аудио, а затем воспроизвести все это в реальном времени.
Как устроен Unreal Engine
Unreal Engine — это визуальный редактор, в котором все строится вокруг сцены. Вы работаете прямо внутри проекта: размещаете объекты, настраиваете свет, анимации, поведение и эффекты.
Здесь есть базовые окна — те же, что и в других пространствах. Например, главная рабочая зона, библиотека, окно для структуры сцены и окно для масштаба и цветокоррекции. Но кроме базовых панелей тут есть и другие системы:
- Blueprints — визуальное программирование. Помогает задавать логику, поведение и взаимодействие между объектами без кода.
- Sequencer — инструмент для анимации и синематиков. В нем можно управлять камерой, временными шкалами, звуком и событиями.
- Material Editor — редактор материалов. Здесь настраивают текстуры, прозрачность, отражения, цвет и сложные визуальные эффекты.
- Niagara — система для создания частиц и эффектов, таких как дым, огонь, дождь, пыль и других.
- Lumen — технология глобального освещения. Создает реалистичный свет, отражения и тени в реальном времени.
- Nanite — система виртуализированной геометрии. Дает возможность использовать детализированные модели без потери производительности.
- Control Rig — система для настройки скелета и анимации персонажей.
- Live Link — модуль, который подключает захват движения и синхронизируется с внешними устройствами в реальном времени.
Экран Viewport. Источник
Отдельно стоит отметить работу с материалами и освещением. В UE вы можете настраивать материалы через ноды, то есть соединять свойства, текстуры и эффекты в единую схему. Например, можно задать шершавую металлическую поверхность с отражением и пылью. А система Lumen поможет получить реалистичный свет: тени, блики и рассеянное освещение рассчитываются автоматически, даже если вы просто передвинули лампу в сцене.
Читайте также:
В gamedev без опыта: как составить портфолио геймдизайнеру
Как начать работу в Unreal Engine
Unreal Engine можно освоить даже без опыта в 3D или программировании. Все, что нужно — установить редактор и попробовать собрать простую сцену. Ниже пошаговый план.
Шаг 1. Проверьте, подходит ли ваш компьютер
Для базовой работы такие требования:
- Windows: 64-битная система, процессор Intel или AMD с частотой от 2,5 ГГц, 8 ГБ оперативной памяти, видеокарта с поддержкой DirectX 11 или 12;
- macOS: macOS 13.x и выше, четырехъядерный процессор от 2,5 ГГц, 8 ГБ оперативной памяти, видеокарта с поддержкой Metal 1.2;
- Linux: Ubuntu 18.04 и выше, процессор Intel или AMD от 2,5 ГГц, 32 ГБ оперативной памяти, видеокарта NVIDIA уровня RTX 2080 или мощнее.
Шаг 2. Установите Epic Games Launcher
Зайдите на официальный сайт Unreal Engine и скачайте Epic Games Launcher. Это приложение, через которое устанавливаются все версии движка. После установки создайте аккаунт Epic Games и войдите.
Шаг 3. Скачайте движок
Во вкладке Unreal Engine → Library нажмите Install Engine и выберите последнюю стабильную версию UE5. Для установки нужно около 20–30 ГБ. Загрузка и установка займут от 15 минут до часа.
Шаг 4. Откройте шаблон проекта и соберите свою первую сцену
После установки нажмите Create Project и выберите шаблон. Самые простые — First Person, Third Person или Blank — пустая сцена. Внутри уже будут базовые настройки: камера, свет, несколько объектов.
Добавьте новые элементы: перетащите куб, стену или персонажа из панели с ассетами — готовыми элементами. Можно менять материалы, освещение, ракурс камеры.
Шаг 5. Попробуйте простую логику через Blueprints
Выделите любой объект и откройте его в Blueprints. Например, при нажатии клавиши персонаж прыгает, загорается свет или срабатывает звук.
Шаг 6. Добавьте детали с помощью Quixel Megascans
В Unreal встроена библиотека бесплатных 3D-моделей и текстур — Quixel Megascans. Можете добавить реалистичные деревья, камни, мебель, дороги и окружение в пару кликов.
Шаг 7. Сохраните и запустите сцену
Итоговая сцена может быть самой простой — «готовый человек» идет по шаблонному лесу или просто между деревьев. На первых этапах самое важное — понять принцип работы. Поэтому смело сохраняйте сцену или записывайте ее.
Unreal Engine и другие движки
Unreal чаще всего сравнивают с Unity. Оба движка помогают создавать игры, приложения и визуализации, но отличаются подходом и возможностями. Собрали таблицу с основными отличиями.
Критерий | Unreal Engine | Unity |
Графика | Фотореализм | Стилизованная графика, требуется больше ручной настройки |
Программирование | Blueprints, C++ при необходимости | Только C# |
Порог входа | Выше, особенно для новичков без опыта в 3D | Ниже, больше обучающих материалов и готовых шаблонов |
Производительность | Требует мощного ПК | Подходит для слабых устройств, в том числе телефонов |
2D / мобильная разработка | Поддерживается, но не основной фокус | Сильная сторона Unity |
Анимация и VFX | Продвинутые инструменты: Sequencer, Niagara, Control Rig | Ограниченные возможности, многое через плагины |
Скорость прототипирования | Быстрее при работе с Blueprints | Быстрее при знании C# и использовании готовых ассетов |
Сфера применения | AAA-игры, архитектура, VR / AR, кино, анимация | Инди-игры, мобильные приложения, прототипы, AR |
Итоговый выбор движка зависит от ваших целей. Если нужен реализм, то берите Unreal Engine, а если мобильные игры — Unity.
Где учиться Unreal Engine
Если готовы учиться сами, то Epic Games собрала большую библиотеку материалов — все курсы бесплатные, есть переводы на русский язык. Можно даже выбрать направление: геймдев, архитектура, анимация, виртуальные шоу.
Официальная документация для движка. Источник
На YouTube много каналов с уроками — например, Unreal Sensei или Bad Decisions Studio. Они дают пошаговые гайды для новичков и учат создавать полноценные проекты, разбирают сцены, логику и интерфейс.
Как найти работу с Unreal Engine
Чаще всего специалисты делятся на несколько ролей:
- геймдизайнеры, которые придумывают механику и создают уровни;
- технические художники, которые настраивают сцены, материалы и поведение объектов;
- аниматоры и VFX-художники, которые работают с Niagara и анимацией персонажей;
- VR-разработчики, которые создают контент для обучения, медицины и инженерных тренажеров.
Искать работу можно на ArtStation, Behance, Freelancehunt и сайтах студий. Помните, что хорошее портфолио — не просто картинки, а видео или интерактивные сборки. Например, ролик с камерой, светом и взаимодействием. Важно указывать, что именно делали сами: модели, сцену, освещение или логику. Это покажет вашу зону ответственности и уровень владения инструментом.
Главное об Unreal Engine
- Unreal Engine — уже давно не только про игры. На нем делают архитектурные визуализации, анимацию, VR-тренажеры и цифровые шоу. Он подойдет как новичкам, так и тем, кто хочет работать в индустрии 3D.
- Главный плюс — система Blueprints, которая позволяет собирать сцены и логику визуально. Также есть готовые ассеты, шаблоны и библиотеки, которые помогают сразу увидеть результат и настроить буквально все, даже степень шероховатости поверхности.
- Unreal Engine работает на Windows, macOS и Linux. Для запуска подойдет компьютер с четырехъядерным процессором от 2,5 ГГц, 8 ГБ оперативной памяти и современной видеокартой.
- UE чаще всего сравнивают с Unity. И если вам нужен реализм, то пользуйтесь Unreal Engine, а если мобильные игры или 2D-графика, то лучше выбирайте Unity.
- Научиться работать с движком можно на курсах, по официальной документации Unreal Engine или с помощью уроков на YouTube. Выбор зависит от вашего стиля обучения.
- Если вы освоите базу, то сможете пойти в геймдизайн, визуализацию, анимацию или техарт.
профессия
3D artist
профессия
3D artist
Научитесь на практике создавать уникальные 3D-миры на профессиональном уровне.
И получите опыт на онлайн-стажировке: с ним вас будут ждать в геймдеве, IT, рекламе и киноиндустрии
получить опыт