Это рубрика, в которой эксперты коротко отвечают на актуальные и волнующие вопросы о дизайнерских профессиях, будущем сферы и ее перспективах.
Разработка шрифта — это трудоемкий процесс, который может длиться от пары месяцев до года. Все начинается с создания одной буквы, а после второй, третьей, идет доведение их до системы. Каждой нужно уделить время.
Если мы говорим про русский алфавит, в котором 33 буквы, то количество символов можно умножать на два, потому что в шрифте, как правило, есть строчные и заглавные буквы. Это уже 66 символов. Еще нужно учитывать точки, восклицательный и вопросительный знаки, а также другие дополнительные символы.
Шрифт — это сложный в разработке продукт. Как правило, он не может распространяться бесплатно. А если и распространяется по такой схеме, то по какой-то причине. Так что при работе со шрифтом всегда нужно исходить из того, что он имеет какую-то лицензию. Полезно завести привычку перед началом работы гуглить название шрифта и слово «лицензия» на английском. Например: Roboto + license.
В выдаче появится несколько ссылок, по которым можно легко найти информацию о лицензии. Чаще всего она находится на сайте студии или дизайнера в магазине шрифтов. Я всегда рекомендую готовиться к тому, что нужно будет заплатить. Но сумма будет зависеть от сценариев использования.
Если говорить об авторском праве в России, то шрифт можно рассматривать с двух точек зрения:
- Шрифт как программа, которую мы устанавливаем на компьютер. Эта программа интегрируется в систему, и новый шрифт добавляется к списку используемых, например Photoshop.
- Шрифт как продукт интеллектуального труда, то есть графическое произведение.
В обоих случаях, даже если сделать из шрифта векторное изображение, это не дает права использовать без лицензии.
В других странах шрифт и авторское право на него могут рассматриваться с других позиций. Тогда и параметры лицензий, ввиду различий законодательства, будут отличаться.
Бесплатные шрифты. Такие шрифты специально разрабатываются по открытому типу лицензии, поэтому их можно использовать как в личных, так и в коммерческих целях. Без всяких «подводных камней». В первую очередь, это, конечно же, коллекция Google Fonts.
Также бесплатные шрифты могут создавать дизайнеры, которые хотят сформировать или развить личный бренд, заявить о себе или добавить большой кейс в портфолио для трудоустройства в известную студию. Такие шрифты могут распространяться бесплатно, например, на Behance.
Как правило, в дополнение к бесплатному шрифту дизайнеры дают ссылки на социальные сети, мерч или мини-курсы. То есть формально некоторую плату они берут, но это плата социального порядка. Но когда дизайнер достигнет определенных высот, он может решить, что пора монетизировать этот шрифт. Тогда особенности его лицензии изменятся.
Платные шрифты. Они имеют несколько типов:
- Десктоп — это лицензия для использования на компьютере. Она работает по принципу одно устройство — одна лицензия. Даже если в рамках студии несколько дизайнеров работают над одним и тем же проектом, им нужно будет покупать лицензию шрифта на каждый компьютер.
- Web-лицензии — это лицензии для использования шрифта на сайте, их бывает несколько видов. Стоимость каждой из них зависит от количества просмотров страницы и количества уникальных посетителей. Такой тип лицензии может быть весьма дорогостоящим, поэтому иногда вместо использования чужих шрифтов по web-лицензии компании предпочитают создавать свой шрифт.
- App — лицензия для использования шрифта в приложении, и она стоит еще больше, чем web-версия, но, в отличие от предыдущей, не зависит от разного рода показателей (таких как, например, количество посетителей) и оплачивается один раз.
- Digital Ads — лицензия для использования шрифта в рекламных баннерах на цифровых ресурсах. Ее стоимость, также как и стоимость web-лицензии, зависит от показателей — количество показов рекламного креатива.
- ePub — лицензия для использования шрифтов в электронных книгах, в ее стоимости учитывается количество публикаций.
Главный принцип — всегда читать пользовательское соглашение, потому что условия всегда индивидуальны и невозможно дать универсальный совет на этот счет.
- Одни лицензии позволяют изменять начертание и анатомию букв, другие строго запрещают вносить изменения в шрифт.
- Одни шрифты могут использоваться в разных дизайн-разработках, другие требуют докупать отдельный вид лицензии для использования в логотипе.
- Одни лицензии разрешают передавать креативы заказчику вместе с правом использования шрифта, другие обязывают заказчика покупать свою версию лицензий.
- Некоторые лицензии можно вообще не покупать и оплачивать по подписке на несколько месяцев или лет. Но здесь важно обратить внимание на то, как пользоваться шрифтом после окончания этой подписки.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую