пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Что такое дизайн и для чего он нужен

Что такое дизайн и для чего он нужен
18 ноября, 2024
12 мин

Если вы новичок в сфере дизайна или просто хотите узнать что-то новое о своей профессии, то эта статья для вас. Разбираемся, почему дизайн — это не просто создание красивых картинок, а способ сделать жизнь людей лучше. Объясним термины, покажем примеры и, возможно, откроем для вас новый мир.

Что такое дизайн?

У термина «дизайн» много трактовок:

  • В учебнике «Дизайн: русская версия» говорится, что дизайн — это «внешний вид и качество изготовление предмета». 
  • Майка Монтейро в книге «Дизайн — это работа» говорит, что это «попытка решить проблему, которая не имеет решения.  
  • В Museum of Modern Art (MoMA) говорят о том, что дизайн — это глагол, то есть процесс планирования и решения проблемы.

Все термины объединяются одним смыслом: дизайн — это создание вещей, которые упрощают жизнь. Это верно, потому что дизайн не всегда предполагает красоту, но всегда стремится улучшить и наполнить смыслами объект или пространство. Он включает в себя понятия культуры, психологии и даже уровня жизни. Например, за то, насколько комфортно мы чувствуем себя в любимой кофейне, как раз отвечает дизайнер:

дизайн кофейных стаканов с картиной свобода ведущая народ во французском стиле
Дизайн кофейных стаканов во французском стиле. Источник

А дизайнеры Apple влияют на наш выбор, когда мы смотрим презентации и думаем, стоит ли купить новый iPhone:

презентация apple iphone 14 черный фон
Презентация iPhont 14 Pro. Источник

Кураторы MoMA придумали задание, которое помогает задокументировать и оценить роль дизайна в жизни. Они предлагают в течение недели каждый день выбирать одну вещь или пространство, которые кажутся красивыми, функциональными или, наоборот, странными. Выберите предмет и опишите его свойства, материалы и чувства, которые он вызывает. Такой опыт поможет понять, как образы влияют на нас и что именно было сделано для того, чтобы оказать такой эффект. 

Дизайн может сделать жизнь лучше

Дизайн — это функциональность. Дональд Норман в своей книге «Дизайн привычных вещей» писал: 

«Принципы, на которых должен основываться качествен­ный, удобный дизайн, не просто облегчают эксплуата­цию — они могут спасти человеческие жизни». 

Неудобное сиденье в машине заставляет что-то поправлять, и это может привести к потере управления. Ручка на кружке может оказаться непрочной или неудобной, и когда она из-за этого упадет и разобьется, то есть шанс наступить на осколки. Продолжать можно до бесконечности, но суть ясна: удобные вещи с понятным интерфейсом требуют от вас минимальных затрат энергии и позволяют пользоваться ими не отвлекаясь.

Rolls Royce Jonckheere Phantom Coupe Aerodynamica – один из самых красивых, но непрактичных автомобилей 

Еще одна задача дизайна — психологическое воздействие и поднятие уровня жизни.

Хороший дизайн не будет создавать лишнюю нагрузку на мозг, а значит, вызовет симпатию и желание пользоваться этим в будущем.

Дизайнер и создатель бюро Sagmeister & Walsh Стефан Загмайстер в своем выступлении на TED рассказал, как стильный плеер Walkman и новый мотоцикл Yamaha в молодости помогали ему поднять жизнь на новый уровень: 

Жизнь Стефана сделали лучше стильные вещи

Культовый дизайн

Дизайнеры всегда придумывают что-то новое, но создать то, что запомнится на долгие годы, сложно. Давайте посмотрим на необычные решения, которые уже вошли в историю. 

Модульные столы Bauhaus Nesting Side Tables, 1926
Дизайнер: Йозеф Альберс

Их можно использовать как стол, подставку или стул. Основа сделана из твердого дуба, а цветные вставки — из лакированного акрилового стекла. Один экземпляр долго хранился в музее, пока его не разрешили использовать для того, чтобы запустить продажу. Теперь купить прорывное для 1920-х решение можно за 1,8 тысяч евро.

четыре стола в стиле bauhaus
Использовать стулья предлагали как подставку под напитки, ноги или же как стулья. Источник

Лампа Anglepoise Lamp, 1932
Дизайнер: Джордж Карвардин

Как говорил сам Карвардин, причиной создания лампы стало плохое освещение в его студии. Он разработал лампу, которую можно настроить и повернуть так, как будет удобно. А черный хромированный корпус и минималистские детали позволяли вписать ее в любой интерьер.

оригинальный дизайн лампы Anglepoise в черном цвете
Лампа в оригинальном дизайне и цвете продается до сих пор. Источник

Плакат We Can Do It, 1943
Дизайнер: Говард Миллер

Плакат появился в разгар Второй мировой войны как попытка поднять дух рабочих. Со временем его популярность ушла, но снова вернулась в 1980-х годах, когда «Рози-клепальщица» с плаката стала символом феминизма и других политических демонстраций. 

плакат We Can Do It на стене в офисе
Плакат находится на первом месте в Национальном управлении архивов и документации

Модель: Стул Eames DSW, 1948
Дизайнер: Чарльз и Рэй Имз

Знаменитый стул из пластика и дерева разработала семейная пара дизайнеров. Для создания мебели они использовали дешевые материалы, чтобы сделать дизайнерские вещи доступными и запустить их в серийное производство. Так Eames DSW стал один из самых популярных и удобных стульев в истории.

бежевый стул Eames на белом фоне
У современных стульев Eames больше вариантов исполнения в разных цветах и материалах. Источник

Обложка альбома «The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd , 1973
Дизайнер: Сторм Торгерсон

Это знаменитое изображение дисперсии света, то есть преломления лучей в физике. Изображение отсылает к световым эффектам, без которых не обходится ни одно шоу группы Pink Floyd, а треугольник символизирует мысли и амбиции музыкантов. Обложка стала символом отражением группы и ее музыки.

обложка альбома The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd
Обложка The Dark Side of the Moon есть на сайте MoMA в разделе Architecture and Design. Источник

Основные эпохи дизайна

  • Появление дизайна в таком виде, как мы привыкли видеть его сейчас, началось примерно в XIX веке. Тогда смешались техническая революция, агитационная деятельность и желание людей жить лучше. Изобретений становилось все больше, а людей, которые придавали бы им приятный облик, было мало.
дизайн 19 века обложка журнала 1881 года
Обложка журнала 1881 года. Источник
  • Ближе к 1920-м годам все сосредоточились на ар-деко, который ориентировался на геометрические дизайны и яркие цвета. В мире началось резкое развитие графического дизайна благодаря рекламе и агитации.
принт в стиле ар-деко бронзовый орнамент на бирюзовом фоне
Принт в стиле ар-деко. Источник
  • В 1930-х стала популярна школа Баухауз (Bauhaus), которая руководствовалась принципами практичности, удобства и доступности. Дизайнеры сосредоточились на окружающих людей вещах и старались показать промышленный прогресс. К 1940-м годам стиль стал более мотивационным, а чаще — агитационным. Дома в этот момент отражали единение, а плакаты — призывы к действию.
архитектура в стиле баухауз
Здание в стиле Баухауз. Источник 
  • 1950-60-е стали пиком буйства красок: рост экономики, новые товары, красивые дома. Все это нужно было продавать и показывать, как сильно люди нуждаются в новом холодильнике или автомобиле. Изменчивые линии, яркие цвета и отход от идей общности — то, что характеризовало это время. 
обложки журналов в стиле 1960-х годов
Обложки в стиле 1960-х годов. Источник
  • В 70-х все больше начали концентрироваться на индивидуализме и проявляли себя через интерьеры, одежду и музыку. Еще более яркие цвета, трехмерные надписи на типографии, градиенты и фотография везде, где только можно. А вот дизайн 80-х немного застыл и не создавал ничего невообразимого. Примечательным в этот период стали пластинки музыкальных групп, которые обращались к образам панка: темный силуэт на размытом фоне, шрифты с засечками и неоновые надписи.
иллюстрация в стиле 1970-х годов
Иллюстрация в стиле 70-х. Источник
  • 1990-е стали пиковым периодом: появились графические редакторы, которые позволили развивать цифровой дизайн. Создание прототипов стало легче, а выглядело все изысканнее. К середине 1990-х стал популярен минимализм, который перетек и в 2000-е. А к 2010-м мы вернулись к плоскому дизайну и упрощению форм.
Apple iMac G3 на белом фоне
Apple iMac G3 1998 года. Источник

Направления дизайна 

Графический дизайн

Графический дизайнер занимается разработкой логотипов, айдентики, упаковок и баннеров. Его цель — создать правильное первое впечатление у человека, не усложнять восприятие и помочь сориентироваться, если товар сложный. Главное требование в этом направлении дизайна — кратко передавать смысл, использовать образы и ассоциации.

типографика верстка меню для бара
Разработка айдентики и меню для бара. Источник

Промышленный дизайн

Промышленный дизайнер создает дизайн почти всего, что нас окружает: посуда, часы, плита, душевая кабина и другие предметы в доме. Его задача — максимально упростить использование любых вещей. Но при этом важно сохранить эргономику и красоту предмета. Ведь никто не хочет пользоваться функциональной, но некрасивой вещью.

концепция палатки промышленный дизайн
Проект палатки, которую можно разложить в трех вариантах. Источник

Веб-дизайн

Веб-дизайнер продумывает логическую структуру, оформление сайта или приложения. На первом этапе важно составить правильный прототип , а потом добавлять оформление. Поэтому им также важно работать с композицией, иллюстрациями и шрифтами.

главная страница сайта веб-дизайн
Прототип сайта рекламного агентства Digol. Источник

UX/UI-дизайн

UX-дизайнер проектирует понятный и удобный прототип интерфейса. UI-дизайнер визуализирует этот прототип, выбирает цветовое оформление, шрифты и общую стилистику. Эти задачи может делать как один человек, так и два разных специалиста.

концепция приложения платежной системы UI-дизайн
Прототип платежной системы, которая не зависит от банков. Источник

Архитектурный дизайн

Если есть желание делать города или здания удобными для всех жителей, то это про архитектурный дизайн. Здесь важно понимать, как думают люди, и знать их потребности, чтобы учесть все нюансы для будущей жизни.

проект эко-курорта архитектурный дизайн
Прототип премиального эко-курорта с функцией all inclusive. Источник

Ландшафтный дизайн

Ландшафтные дизайнеры занимаются благоустройством всего, что находится рядом с жилыми зданиями, обустройством парков и других зеленых зон. 

озеленение сада ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайн в частном коттеджном поселке. Источник 

Чем занимаются дизайнеры?

Дизайнеры влияют на то, как мы думаем, чувствуем и какое решение принимаем. Исследования Google подтверждают слова ученых о том, что около 80 % информации пользователь считывает визуально. Он успевает составить мнение о компании за 50 миллисекунд, ориентируясь на ее дизайн.

Художник и дизайнер Келли Андерсон говорит о том, что вещи формируют наше сознание, и мы воспринимаем их, как данность. Поэтому ее цель — маленькими шагами разрушать привычное, но некомфортное и заменять на что-то полезное и необычное, чтобы люди обращали внимание на вещи.

Работа Андерсон направлена на то, чтобы передать смысл в необычной форме 

Такого же принципа придерживается в работе и инженер-дизайнер iPod Тони Фаделл. Он считает что задача проектировщика —  замечать то, к чему привыкли люди, и улучшать это. 

Тони Фаделл уверен, что задача дизайнера — сделать жизнь людей лучше.

MoMA описывает процесс работы всех дизайнеров примерно одинаково:

  1. Мозговой штурм всех возможных вариантов в форме обсуждения, фотографий, эскизов или видео.
  2. Выбор лучшего решения проблемы.
  3. Консультация со специалистом в области. Например, с инженером, чтобы составить правильный прототип.
  4. Тестирование прототипа, чтобы убедиться в функциональности дизайна и его жизнеспособности. 
  5. Выпуск и доработки.

«Обычно на разработку хорошего дизайна приходится пять-шесть попыток. Если без рисунка, ярлыка или инструкции назначение предмета непонятно, значит, у него неправильный дизайн», — Дональд Норман. 

Как бренды передают смыслы через дизайн

Брендам важно сделать так, чтобы их дизайн запоминался и отражал ценности компании. Причем, это может быть айдентика, UI-дизайн приложения или дизайн интерьера:

  • Uber создал стиль, который помогает выпускать единообразный и понятный контент. В системе дизайна есть 9 стандартных элементов, которые применяются везде: логотип, цвет, композиция, иконки, иллюстрации, анимация, фотографии и шрифты. 
гайд по приложению Uber
Разработка концепции «Поездка с попутчиком» в базовых элементах Uber. Источник 
главная страница сайта Origins
В редизайне сайта используется основной логотип. Источник
  • Испанский стейк-хаус Leña в 2021 году получил ресторанную премию за оформление залов. Каталонская студия Astet, которая занималась разработкой концепции, решила провести параллель с примитивными способами приготовления пищи, поэтому для отделки использовали дерево, камень и огонь в каминах. В помещении преобладают землистые текстуры и даже обугленное дерево, намекающее на костер. Цвета в основном темные или оранжево-коричневые, напоминающие обугленное дерево. 
интерьер ресторана Leña
Дизайн стейк-хауса Leña. Интерьер отсылает к древним способам приготовления мяса. Источник

Компании заказывают дизайн в студиях или создают собственные дизайн-отделы, в которых выращивают крутых специалистов:

  • Продукты Apple часто ассоциируются с именем Джонатана Айва, главного директора по дизайну, который проработал в компании 30 лет.
  • Дизайн кроссовок Nike ассоциируется с Тоби Хэтфилдом — старшим директором по инновациям, который разработал модели Air Max и Air Jordan.
  • Развитием визуального стиля Spotify занимается дизайн-директор Стэнли Вуд, который отвечает в том числе за удобство приложения

Чтобы найти вдохновение, можно узнать, кто создал дизайн ваших любимых брендов и почитать истории этих людей. Возможно, вы решитесь последовать их примеру и тоже начнете свой путь в дизайне или отметите интересные решения для своих будущих работ.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент