Что такое законы перспективы и зачем они нужны
Перспектива — это способ изображения трехмерного пространства на плоскости с учетом удаленности предметов. Законы перспективы позволяют художнику создавать иллюзию глубины и объема на двухмерной поверхности.
Закон перспективы гласит, что чем дальше объект находится от зрителя, тем меньше он кажется. Это происходит из-за того, что наш глаз воспринимает предметы в соответствии с их размерами и расстоянием. Такое решение помогает передать глубину, которая в свою очередь влияет на человеческое восприятие.
Попробуйте себя в роли дизайнера в бесплатном профориентационном проекте «Дизайн волна» и получите заботливо собранные нами гайды и чек-листы, сэкономите 50+ часов на поиске информации в интернете.
Это значит, что правильно построенная перспектива не только будет верно отображать объекты и их отношения, но и может стать способом вовлечения зрителя. Таким образом человек становится не просто наблюдателем, но и участником, выискивая новые элементы.
Также знание основ перспективы необходимо для реалистичной передачи пространства в рисунке или картине. Благодаря перспективе можно правдоподобно изобразить интерьер, пейзаж, городскую сцену и другие объекты окружающего мира. Если вы рисуете без учета правил перспективы, то ваше изображение может выглядеть неестественным, искаженным и нереалистичным.
Основные понятия при построении перспективы
Линия горизонта
Линия горизонта — это воображаемая горизонтальная линия, на которой визуально сходятся небо и земля. В перспективном рисунке линия горизонта определяет высоту точки зрения. Все линии, параллельные реальному горизонту, сходятся на линии горизонта в картине.
Линия горизонта — это воображаемая горизонтальная линия, которая разделяет видимую область мира на две половины: небо и землю или воду, когда речь идет о морском пейзаже.
Эта линия помогает создать ощущение глубины и трехмерности на плоской поверхности. Она определяет, как объекты размещаются в пространстве и как они связаны друг с другом. Перспективные линии — способ создания трехмерности и реализма на плоской поверхности. Чем дальше от объекта начинается такая линия, тем ближе этот объект к линии горизонта и, следовательно, тем меньше он кажется на изображении.
Линия горизонта в реальной жизни. Источник
Читайте также:
что такое импрессионизм и чем он выделяется среди других стилей
Точка схода
Точка схода — точка на линии горизонта, в которой сходятся параллельные в реальности линии. Этот прием помогает создать перспективу, установить местоположение наблюдателя, структурировать композицию, создать эффект глубины и реализма, а также подчеркнуть акценты.
Линия горизонта и точки схода. Источник
На изображении выше видно, что чем больше точек схода, тем более искаженными кажутся предметы. На любой картине может быть сколько угодно таких точек, но чаще всего — от 1 до 6. Так, 5–6 точек схода используют, чтобы создать эффект «рыбьего глаза»:
Эффект fish eye. Источник
Перспектива с одной точкой схода
Такая перспектива подходит для изображения линейно протяженных объектов: дорога, забор, стена дома. Особенно хорош этот вариант в том случае, когда объекты находятся близко друг к другу, — он помогает не допустить искажения пропорций.
Как построить:
- Определите точку схода. Это центральная точка, в которой сходятся все линии перспективы на вашем рисунке. Точка схода может находиться где-то на горизонте и будет центральной для создания иллюзии глубины.
- Нарисуйте горизонтальную линию. Это ваша линия горизонта, которая разделяет небо и землю.
- Добавьте объекты и линии. Начните рисовать объекты и линии перспективы, которые будут сходиться к вашей точке схода. Объекты, находящиеся ближе к точке схода, будут казаться крупнее, а те, что дальше, будут меньше.
- Соедините линии с точкой схода. Все линии перспективы, идущие от объектов, должны сходиться в вашей точке схода. Например, если вы рисуете дорогу, линии ее краев должны сходиться в точке схода на горизонте. Это создаст иллюзию того, что дорога уходит вдаль.
графический дизайнер с нуля до про
профессия| 20 месяцев
графический дизайнер с нуля до про
Станьте дизайнером, который нужен в маркетинге, PR, IT. Дадим не только знания, но и реальный опыт в профессии
научиться
Перспектива с двумя точками схода
Этот метод используется для создания объемных объектов: куб, коробка. Также он подходит, когда объекты расположены далеко друг от друга, — например, два дома, находящихся на расстоянии. Двухточечная перспектива позволяет создавать более динамичные и сложные изображения, особенно когда вы работаете с объектами, расположенными под разными углами.
Как построить:
- Определите две точки схода. Эти точки будут служить центрами, вокруг которых будут сходиться линии перспективы. Они обычно находятся на горизонте, но с разных сторон, в зависимости от того, какие объекты вы рисуете.
- Нарисуйте линию горизонта. Линия должна проходить через две точки схода.
- Добавьте объекты и линии. Начните рисовать объекты и линии перспективы, которые будут сходиться к одной из двух точек схода. Например, если вы рисуете улицу с высокими зданиями, линии фасадов зданий могут сходиться к одной точке схода.
- Соедините линии с точками схода. Линии перспективы, идущие от объектов, должны сходиться к одной из двух точек схода. Другие линии могут сходиться к другой точке схода, в зависимости от угла, под которым они видны.
Перспектива с тремя точками схода
Трехточечная перспектива применяется при сложных перспективных построениях — когда на картине много однотипных объектов. Также подходит в тех случаях, когда объекты расположены далеко друг от друга.
Как построить:
- Определите три точки схода. Одна из них будет центральной и будет находиться на горизонте, а две другие — выше и ниже горизонта. Они определяют углы наклона объектов в сцене.
- Нарисуйте линию горизонта. Она, как обычно, будет проходить через центральную точку схода.
- Разместите две вертикальные линии. Одна линия будет проходить через верхнюю точку схода и опускаться вниз, а другая линия пересечет нижнюю точку схода и поднимется вверх. Эти линии будут определять вертикальную перспективу.
- Добавьте объекты и линии перспективы. Линии перспективы, идущие от объектов, должны сходиться к одной из этих точек.
- Соедините линии с точками схода. Линии перспективы должны сходиться в одной из трех точек схода, в зависимости от того, какой угол и направление вы хотите изобразить.
В видео подробно показано, как рисовать все эти виды перспектив:
Виды перспективы
Фронтальная
Вид объектов спереди. Например фасад здания или лицо в анфас. Линия горизонта в этом случае проходит на уровне глаз наблюдателя. В жизни такая перспектива почти не встречается. С ее помощью передают глубину пространства, подчеркивают разницу масштабов окружения и предметов.
Фронтальная перспектива. Источник
При этом в кино такая перспектива используется часто, например в фильмах Стэнли Кубрика. Такая перспектива передает ощущение симметрии и уже стала «визитной карточкой» режиссера.
«Сияние». Источник
«Заводной апельсин». Источник
«Космическая одиссея 2001 года». Источник
Читайте также:
23 программы для графического дизайна
Угловая
Объекты показаны сбоку под углом к наблюдателю. Линия горизонта смещена вверх или вниз. В этой перспективе используются две точки схода — именно так человек видит большинство объектов, а не как в случае с фронтальной перспективой.
Угловая перспектива. Источник
С помощью такой перспективы можно реалистично изобразить трехмерный объект: предметы интерьера, архитектуры и персонажей.
Пример угловой перспективы. Источник
Трехточечная
Эта перспектива использует разные ракурсы в одном изображении и три точки схода. Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. Особенность в том, что вертикальные линии тоже искажаются. С помощью трехточечной перспективы можно показать, насколько объект огромен — как он устремляется ввысь — либо обозначить, что зритель находится над очень высоким объектом.
Трехточечная перспектива. Источник
Такая перспектива помогает изобразить динамичную и асимметричную композицию. Чаще всего ее используют в архитектурной фотосъемке — чтобы подчеркнуть масштабы и величие зданий.
Трехточечная перспектива в фотографии. Источник
профессия графический дизайнер с нуля до про
профессия графический дизайнер с нуля до про
Маркетинг, PR, IT — мы не знаем, какую сферу вы выберете, когда станете графическим дизайнером. Но знаем, что вы сможете им стать, получив реальный опыт. Тот, который оценят работодатели
Научиться