пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Пошаговая инструкция: как создать 3D-персонажа для игры 

Пошаговая инструкция: как создать 3D-персонажа для игры 
30 октября, 2024
6 мин
3D

Если вы понимаете, как устроены отдельные этапы работы над объектами в 3D, но в голове пока не сложилась картинка работы над трехмерными персонажами, то эта статья поможет вам понять, как устроен этот процесс. Мы разобрали все шаги от создания концепт-арта до финальной анимации и наглядно проиллюстрировали каждый из них их.

Концепт-арт персонажа

Концепт-арт — это первая визуализация персонажа, которая может быть выполнена в виде скетча или полноценной иллюстрации. Художники рисуют их от руки, на планшетах или в профессиональных программах, таких как Illustrator или Procreate. 

Обычно даже для трехмерных проектов концепт-арты сначала рисуют в 2D, чтобы набросать как можно больше вариантов. Так у команды есть возможность продумать детали образов, варианты костюмов и вооружения и цветовую гамму.

персонаж в 2D
Концепт-арт персонажа в 2D. Источник

Концепт-арты персонажей обычно не создают по одному, а отрисовывают сразу серию разных героев, чтобы все они были выдержаны в одной стилистике и хорошо смотрелись на игровой сцене. Вместе с персонажами обычно также прорабатывают концепции локаций и отдельные, более мелкие предметы.

концепт-арты персонажей в 2D
Серия концепт-артов в 2D. Источник

Скульптинг

Скульптинг — это процесс создания трехмерной модели. Для создания 3D-персонажа используются программы:

рисунок персонажа в 2D и его 3D модель
Концепт-арт и 3D-модель персонажа. Источник

Процесс начинается с базовых фигур, например, сфер, цилиндров, прямоугольников. Затем художники используют специальные инструменты для изменения их формы.

базовая фигура сфера в zbrush
Сфера в программе ZBrush. Источник

Сначала из простых фигур собирают каркас персонажа:

человеческая фигура собранная из примитивных сфер в zbrush
Основа персонажа из простых фигур в ZBrush. Источник

А после создания каркаса можно переходить к добавлению деталей и проработке персонажа. На этом этапе добавляют рельеф мышц, специфичные особенности лица, детали одежды, аксессуары.

создание более сложного рельефа и проработка деталей
Проработка деталей персонажа в ZBrush. Источник

Ретопология

Ретопология не меняет внешний вид персонажа, но это важный этап, который необходим для дальнейших этапов анимации и рендеринга. Чтобы понять, как работает ретопология, нужно представить, что вся модель персонажа — это бумажная фигура, которую сложили из полигонов — треугольников или прямоугольников, склеенных между собой. Эти фигуры и образуют поверхность персонажа.

Так как полигоны очень маленькие, то на первый взгляд их незаметно. Так выглядят высокополигональные модели, в которых может быть несколько десятков тысяч полигонов.

Но в игре такие фигуры будут очень нестабильными, так как на их загрузку и обработку будет уходить много ресурсов. Поэтому 3D-художники уменьшают количество полигонов на поверхности персонажей до минимально возможного значения.

фигура персонажа с низким количеством полигонов
Низкополигональная фигура. Источник

Развертка (UV mapping)

Развертка или маппинг — это процесс преобразования трехмерного объекта в плоскую двухмерную карту. Здесь можно продолжать аналогию с бумажной моделью. Она тоже изначально складывается из плоского 2D-листа, который можно разложить на отдельные фигуры.

Для создания развертки в 3D используются программы Blender 3D, Maya или 3ds Max. Программы автоматически размещают поверхность моделей на плоскости и создают шаблон развертки.

как выглядит развертка готового 3D персонажа
Развертка 3D-персонажа. Источник

После этого можно экспортировать двухмерную текстурную карту в формате, подходящем для дальнейшего использования, например, JPEG или PNG.

Текстурирование 

На развертку добавляют текстуры, цвета и дополнительные детали на поверхность объекта, чтобы придать им более реалистичный и живой вид. Этот процесс называется текстурированным. На деревянные объекты добавляют текстуру дерева, на стены — текстуры кирпича или камня, а на одежду — текстуру тканей.

3D-персонаж в цвете с текстурами одежды
3D-персонаж с цветом и текстурами. Источник

Можно создать собственную текстуру с помощью графического редактора, например, Photoshop, а можно использовать готовые текстуры из онлайн-библиотек. В 3D-редакторе можно будет менять цветовые схемы, добавлять эффекты или корректировать освещение.

Риггинг 

Риггинг в 3D графике — это процесс создания виртуальной скелетной системы для трехмерной модели, которая позволяет анимировать и деформировать ее. Задача риггинга заключается в установке костей, суставов и контрольных элементов на модель, чтобы она могла двигаться, сгибаться и масштабироваться, как настоящий персонаж или объект.

скелет персонажа с виртуальными костями и суставами для основы анимации
Скелет персонажа. Источник

Сначала риггер создает каркас, который состоит из костей и суставов. Затем каждой кости приписывается вес и физические свойства. Это позволяет контролировать, какие части модели будут двигаться и деформироваться при анимации.

Анимация

После завершения риггинга 3D персонажа, следующим шагом является создание анимации. Прежде всего, требуется определить, какие действия или движения персонаж должен выполнять. Необходимо разработать план анимации, определить последовательность движений и выделить ключевые моменты.

Ключевые кадры — это основные позиции или моменты анимации, которые помогут передать желаемую анимацию. Аниматор размещает персонажа в позиции ключевого кадра, учитывая его скелетную систему и контроли, которые были созданы в процессе риггинга.

После этого аниматор добавляет промежуточные кадры, чтобы персонаж плавно переходил от одной позиции к другой, а также дополнительные детали и микродвижения, чтобы придать анимации большую реалистичность и выразительность.

Когда анимация полностью готова, она может быть отрендерена в видео-формате или последовательности изображений. При рендеринге учитывается освещение, материалы и другие аспекты визуального представления сцены.

Итог: основные этапы в создании 3D-персонажа

  • Разработка концепт-артов — создание 2D-эскиза, который будет отражать форму, позу, материалы и общее направление стиля будущей 3D-модели персонажа.
  • Скульптинг — создание высокополигональной модели в 3D.
  • Ретопология — преобразование высокополигональной модели в низкополигональную.
  • UV-развертка — перенос 2D-изображения на поверхность 3D-модели — можно выполнить в любом 3D-программном обеспечении, таком как Blender, Maya 3DCoat.
  • Текстурирование — проработка и наложение текстур на 3D-модель, которые будут передавать свойства материалов.
  • Риггинг — создание «скелета» персонажа для работы с анимацией в дальнейшем.
  • Анимация — добавление динамики персонажу, имитация движения.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент