Maya

Maya

Maya — это программа для трехмерного компьютерного моделирования, визуализации моделей и компьютерной 3D-анимации.

Возможности Maya

Разработчик ПО — Autodesk. Он известен по еще одной популярной программе для рендеринга — 3ds Max. Однако именно в Maya функции моделирования персонажей и анимирования модели решены более основательно и глубоко. Программа отлично подходит для разработки и реалистичных, и мультипликационных персонажей. 

Реалистичный персонаж ANELIE от ITSALIVE STUDIO и дизайнера Kirill Peskov, выполненный в Maya. Источник

Более 20 лет ПО активно используют дизайнеры, создатели игр и кинофильмов, маркетологи и скульпторы. Разработчики 3D Maya предусмотрели большой набор инструментов для текстурирования и анимации, которые открывают широкие возможности для создания 3D-графики:

  • система визуального программирования Bifrost — среда разработки реалистичных эффектов движения объектов, имеющая наглядный интерфейс и не требующая знания кода;
Фрагмент интерфейса с настройками Bifrost. Источник
  • готовые анимационные кривые — наборы параметров движения объектов (ускорения, замедления и пр.), которые упрощают анимацию;
  • интерактивная укладка волос для создания реалистичных эффектов;
  • визуализация эффектов жидких тел Bifrost Fluids;
  • система моделирования реалистичной морской поверхности;
  • большая библиотека физических эффектов и др.

Основные функции и инструменты программы

3D-моделирование. В программе Maya от Autodesk для создания моделей используются полигоны. Простая геометрия на основе ребер, граней и вершин интуитивно понятна даже новичку. Профессионалам тоже есть что изучить: в ПО можно создавать модели и при помощи геометрических примитивов и кривых посредством NURBS. Разработчики предусмотрели удобные инструменты для редактирования UV-текстур. Они позволяют просматривать и вносить изменения в текстуры для полигонов, сглаженных поверхностей и 2D-развертки NURBS. В Maya можно создавать скульптуры, но для печати на 3D-принтере ПО необходимо дополнить несколькими плагинами. 

Модель и результат рендеринга от Albert Co в Maya. Источник

Визуализация. Задачу по просмотру изменений в сценах в режиме реального времени решает встроенный модуль Arnold и окно Render View. Последнее позволяет быстро и точно отобразить цветовые характеристики модели. Сам рендеринг задействует мощности как графического, так и центрального процессоров. Стандартный шейдер поверхности открывает широкие возможности по фотореалистичному моделированию материалов: пластик, матовые стекла и краска на корпусах автомобилей выглядят живо и естественно. Инструмент Hypershade, предназначенный для разработки внешнего вида моделей, помогает выстраивать сети тонирования, создавая и соединяя узлы визуализации (источники света, материалы и текстуры). 

Работа дизайнера Gerard Toledano в Maya. Источник

3D-анимация. Для сокращения времени работы над проектом разработчики Maya предусмотрели функцию быстрого воспроизведения. Она воспроизводит кэшированные файлы в Viewport 2.0, за счет чего уменьшается количество созданных в Playblast презентаций. За создание, редактирование и просмотр анимационных кривых отвечает соответствующий редактор. Мощные движки деформации позволяют сделать объекты более живыми и естественными. Разработчики программы Maya предусмотрели и подключаемый модуль библиотеки движения. С ним у аниматоров появляется доступ к данным о захвате движения, получаемых от датчиков, прямо в Maya. 

Моделинг и анимация в Maya от Manon Sailly. Источник

Настройка персонажей. Чтобы получить реалистичные движения персонажа, аниматор может использовать различные деформаторы, самостоятельно создавать скелеты и анимировать их напрямую посредством IK-ручек. Скиннинг позволяет привязать к скелету любую смоделированную заранее поверхность. Еще один приятный бонус, который призван ускорить и упростить работу: анимацию можно переносить между скелетами, причем они могут иметь как схожую, так и совершенно различную костную структуру. 

Варианты анимации эмоций персонажа от Sergio Paulo Illustrator. Источник

Преимущества Maya

Расширяемость. Maya можно дополнять различными опциями и плагинами, подстраивая программу под задачи. Например, у Autodesk можно скачать ряд дополнений бесплатно, чтобы усовершенствовать работу программы. В расширениях предусмотрены готовые сценарии для создания высокодетализированных симуляций. Последние версии Maya поддерживают язык программирования Python, а также активно используют встроенный язык сценариев MEL. Последний актуален для тех, кто не владеет Python.

Широкий набор инструментов. Пользователям Maya доступна большая библиотека, при помощи которой можно создавать подробные полигональные сетки, а также симметричные модели. Пакет интуитивного моделирования пригодится тем, кто хочет создавать объекты нестандартных форм. Стоит отметить и инструменты для проектирования скульптур: необычный параметр смешивания фигур позволяет получать трехмерные модели органического вида без больших временных затрат. 

Работа дизайнера Gerard Toledano в Maya. Источник

Высокий уровень анимации. Рендер Arnold в программе Maya является одним из наиболее популярных в сфере создания трехмерных анимированных персонажей и сцен. Он работает с изображениями высокого качества, быстро обрабатывая и отображая их. Пользователь с опытом сможет создавать анимацию, близкую по своему уровню к современным голливудским мультфильмам. 

Разнообразие визуальных эффектов. Maya отлично подходит для оживления любых объектов. Персонажей можно заставлять не только двигаться по отдельности, но и взаимодействовать между собой: сталкиваться, передвигаться по кругу и т.д. Моделировать деформируемые материалы можно при помощи инструмента nCloth. Он будет особенно актуален во время проработки складок одежды и элементов текстиля. Как уже говорилось выше, в Maya заложены широкие возможности по созданию фотореалистичных волос и меха, и речь идет не только о наличии функции укладки: текстуры, свет и траекторию движения можно настроить таким образом, чтобы шевелюра персонажа выглядела максимально естественно. 

Работа дизайнера Gavin Gao в Maya. Источник

Недостатки Maya

Сложности с интерфейсом. Для тех, кто только начинает свой путь в 3D-моделировании и анимации, Maya может показаться сложной программой. В интернете можно найти множество обучающих видеороликов, но большинство из них не переведены на русский язык.

Высокая цена. Приложение Maya нельзя отнести к доступным для большинства пользователей:  его выгодно оплачивать либо крупной компании, либо тем, кто имеет регулярный и высокий доход. Maya бесплатна для студентов и преподавателей. Все, что нужно, — учетная запись в Autodesk, в которой нужно отобразить сведения об учебном заведении, сроке обучения и специальности. Студенческая версия нерусифицирована. Ни студентам, ни их педагогам нельзя использовать Maya в коммерческих целях. 

Процесс работы дизайнера Bui Ha Giang (K15 HL) в Maya. Источник

Системные требования

Программа «Майя» сможет работать только на производительных ноутбуках и ПК, так как в процессе обработки моделей и рендеринга использует возможности «железа» почти полностью. Autodesk рекомендует использовать 64-разрядный процессор AMD или Intel, трехкнопочную мышь, оперативную память с емкостью не менее 16 Гб. Maya разработана для следующих операционных систем:

  • Microsoft Windows 10;
  • Apple macOS 11.x, 10.15.x, 10.14.x, 10.13.x;
  • Linux Red Hat Enterprise 8.2, 7.6-7.9 WS;
  • Linux CentOS 8.2, 7.6-7.9.

Загрузить Maya можно с официального сайта разработчика

Аналоги Maya

Blender. Бесплатное ПО с открытым исходным кодом для визуализации, моделирования и рендеринга. Простой и гибкий инструмент, который подходит как начинающим, так и профессионалам.

3ds Max. Разработанный в Autodesk, имеет схожие с Maya функции и эффекты, но заточен под создание архитектурной визуализации.

MODO. Приложение для рендеринга, моделирования поверхностей, лепки, анимации и трехмерного рисования. Разработчики предусмотрели широкий инструментарий для работы с анимированными персонажами. 

Cinema 4D. Рендерер позволяет создавать высокодетализированные модели за счет особой работы с освещенностью объектов. Отметим его гибкий интерфейс и простоту освоения.

ZBrush. Эта программа имитирует процесс «лепки» моделей и их рендеринга в реальном времени, что отличает ее от аналогов. 

Lumion. Еще одно приложение, которое позволяет создавать трехмерную модель и рендерить ее в реальном времени. Подходит для живых демонстраций. Идеальна для визуализации проектов архитектурных сооружений.

Другие термины на букву «M»

← Все термины

Медиа Contented