пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Экслибрис

Экслибрис
29 сентября, 2024
10 мин

Экслибрис — это книжный знак, который удостоверяет владельца книги. Обычно он наклеивается или проставляется на внутреннюю сторону переплета или на корешок книги. Экслибрис может содержать имя и фамилию владельца, его герб, указание на его профессию и другие важные моменты. Экслибрисы существуют с древних времен, некоторые из них являются художественными произведениями, за счет чего повышают стоимость, ценность книги и становятся предметами коллекционирования.

Что значит экслибрис и что в нем зашифровано

Слово происходит от латинского ex libris, что означает «из книги». Первые образцы появились в XVI веке в Германии как художественные знаки владельцев книги. С тех пор экслибрис стал не только способом обозначить принадлежность издания библиотеке конкретного рода, но и выражением личности, интересов и вкусов своего хозяина. Экслибрисы очень разнообразны: они могут быть как простыми ярлыками, так и изящными произведениями графики со множеством мелких деталей. 

В экслибрисе содержится много разных элементов, которые могут рассказать о владельце книги. Вот некоторые из них.

  • Имя и фамилия. Это самый распространенный элемент экслибриса, который обычно написан латиницей в различных вариантах: с заглавной или строчной буквы, с пробелами или без них, а также в формате монограммы
  • Профессия или звание. Этот элемент указывает на то, чем занимается владелец книги или какое положение имеет в обществе. Профессия может быть изображена словом или символом. На старых экслибрисах можно увидеть слова сэр, доктор, магистр и прочие, а на современных — художник, писатель и подобные.
  • Герб или эмблема. Они отражают принадлежность владельца книги к тому или иному роду, его религиозную, социальную принадлежность, личные убеждения. Часто герб включает много мелких элементов: растительные, животные мотивы, предметы-символы и др.
  • Разные цвета. Поскольку экслибрис обычно монохромный, автор выбирает конкретный цвет чернил по своим предпочтениям: черный, фиолетовый, зеленый, красный и др.
  • Пейзажи и архитектура. Это мотивы экслибриса, которые могут отражать интересы владельца книги по отношению к разным местам и объектам на земле или в его городе. На экслибрисах нередко можно увидеть горы, храмы, реки, равнины, пустыни.
Экслибрис В.И. Клочкова
Сюжетный экслибрис В.И. Клочкова авторства Е.Е. Лансере. Центральную часть занимает образ женщины среди книг, сверху написано имя владельца, а снизу — его адрес. Источник

Как выглядит экслибрис

Экслибрис обычно наклеивается или проставляется на форзац, первую страницу с названием или на корешок книги — внешний элемент оформления переплета. Эти знаки чрезвычайно разнообразны по форме, размеру и содержанию. 

Чаще всего на экслибрисе можно увидеть изображение и текст. На старых экземплярах это обычно герб семьи или учреждения, например библиотеки, монастыря или университета. Гербы часто очень детализированы, на них с помощью разных графических приемов могут быть даже прорисованы объем и тени. Многие древние экслибрисы — это настоящие произведения искусства, созданные именитыми художниками.

Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория
Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория. Основной элемент на нем — это герб с символами царской власти. Источник

В знаках XX–XXI веков герб часто заменяют просто символическим изображением, значимым для владельца. Нередко в таких сюжетах можно встретить книги, деревья, сов, собак, кошек, портреты и разнообразные здания. 

Экслибрис Аркадия Стругацкого
Экслибрис Аркадия Стругацкого, отсылающий к научной фантастике — главной сфере интересов писателя. Источник

Также почти всегда на экслибрисе есть надпись, которая обозначает, кому принадлежит книга. Она может располагаться под изображением, над ним, по кругу или дуге возле него, а также на лентах и плашках прямо внутри герба или картинки.

История экслибриса

История экслибриса насчитывает более пяти веков, именно тогда изобрели и начали широко применять печатные технологии. Однако традиция украшения книг особыми знаками, указывающими их принадлежность, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники и писцы нередко вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках.

Экслибрис игумена Досифея и его расшифровка
Современное воспроизведение и расшифровка экслибриса игумена Досифея XV века, который был нарисован вручную в рукописной книге. Источник

С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением первых печатных изданий инкунабул ситуация кардинально изменилась. Книги стали доступнее, а вместе с ними и экслибрисы, которые стали печататься на специальных матрицах и наклеиваться на переплеты. Экслибрисы были не только способом обозначить принадлежность издания к библиотеке, но и выражением личности, интересов и вкусов владельца.

Первые экслибрисы были гербовыми, они были особенно широко распространены в XVI–XVIII веках, когда геральдика играла большую роль в общественной жизни. Среди известных авторов гербовых экслибрисов можно назвать Альбрехта Дюрера, который создал более 100 экслибрисов для разных именитых заказчиков.

Экслибрис Виллибальда Пиркгеймера
Экслибрис Виллибальда Пиркгеймера, гравированный Альбрехтом Дюрером. Налицо характерные для преобладающей стилистики того времени пышность, обилие деталей и античные мотивы. Источник

Еще один популярный вид книжных знаков в этот период — вензелевые экслибрисы, орнаментально проработанные инициалы владельца. Этот тип книжных знаков был особенно популярен в Польше.

Позже появились сюжетные экслибрисы. Они стали одними из наиболее популярных видов книжных знаков в XIX веке и представляли собой символы профессии, хобби, воззрений или фантазий владельца книги. Среди сюжетных экслибрисов можно выделить пейзажные, морские, ботанические, зоологические, аллегорические и мифологические. Некоторые художники начинают специализироваться на создании подобных знаков, например В.А. Фаворский, Г. Нарбут, М.М. Шульц и другие.

Экслибрис В. А. Свитальского
Необычный сюжетный и символический экслибрис работы Фаворского для В.А. Свитальского. Источник

В XX веке экслибрисы стали предметом коллекционирования и исследования. Появились специальные общества и журналы, посвященные этим знакам. Экслибрисы часто отражают разные художественные направления, такие как модерн, ар-деко, авангард, абстракционизм и другие. Они стали более разнообразными по форме, цвету и технике исполнения.

Виды экслибрисов

В зависимости от используемых образов можно выделить следующие основные виды экслибрисов.

  • Гербовые. Это самый древний тип книжных знаков, который воспроизводит герб владельца. Они наиболее характерны для XVI–XVIII веков, когда геральдика играла большую роль в культуре и практически каждая знатная семья имела собственный герб.
  • Вензельные. Это книжные знаки, которые состоят из орнаментов с инициалами владельца. Помимо первых букв имени и фамилии, вензельные экслибрисы часто содержали девизы, лозунги на латыни или цитаты из Библии. 
  • Сюжетные. Это наиболее обширная группа книжных знаков, в которых могут быть зашифрованы профессия, интересы, предпочтения, научные воззрения и даже любимые животные и члены семьи владельца книги. Сюжетные экслибрисы стали наиболее популярными в XIX веке.
Экслибрис Д. В. Философова
Сюжетный экслибрис критика и публициста Д.В. Философова авторства Е.Е. Лансере. Источник

Но это не единственное основание для классификации экслибрисов.

По стилю исполнения и художественному направлению, которое повлияло на авторов, можно выделить множество видов знаков. Например, экслибрисы в духе Ренессанса отличаются пропорциональностью и реалистичностью изображений, часто с античными мотивами. Знаки в стиле барокко характеризуются изобилием деталей, динамичностью и пышностью форм, а также контрастом света и тени. Стиль рококо делает изображения изящными и игривыми, ставит акценты на природные и любовные мотивы, элементы, отсылающие к светской жизни, такие как одежда и аксессуары того времени. Экслибрисы в стиле классицизма строги, сдержанны и симметричны, с мотивами античности. Они выражают порядок и рациональность, присущие их стилистике.

Более поздние экслибрисы XX века в стиле символизма стремятся передать идеи, чувства и настроения через метафоры и аллегории, часто содержат элементы мистики и фантастики. Поэтому их почти никогда нельзя прочитать буквально, а только метафорически. Экслибрисы в стиле модерна оригинальны, декоративны и изогнуты, с мотивами природы, женской красоты и абстракции. В них часто много мелких деталей, а изображения скорее графичны, чем живописны (как это было в XVI–XVIII веках).

По технике печати экслибрисы можно разделить на пять основных видов и несколько дополнительных. К основным относятся ксилография, цинкография, литография, линогравюра и офорт. Более подобно мы расскажем о них в следующем блоке статьи.

Цветной экслибрис
Цветной экслибрис библиотеки канцелярии Его Императорского Величества по принятию прошений. 1910. Источник

По цветовому решению экслибрисы могут быть монохромными или полихромными. Последние встречаются довольно редко, так как изготовить их технологически сложно. Монохромные экслибрисы обычно печатаются одним цветом, чаще всего черным, на белом или цветном фоне. Полихромные экслибрисы выполняют несколькими цветами, которые могут быть контрастными или гармоничными по отношению друг к другу.

Современные цветные экслибрисы
Примеры современных цветных экслибрисов, простых по своей конструкции. Источник

Методы и техники создания экслибрисов

Давайте рассмотрим, как изготавливали экслибрисы в прошлом и какие технологии для их создания используются сейчас. Во многом именно метод изготовления влияет на то, как выглядят эти знаки. 

  • Ручная рисовка — старейший и самые трудозатратный метод создания изображений на бумаге с помощью карандаша, туши и иных материалов.
  • Ксилография — это один из старейших методов создания печатных изображений, который предполагает вырезание картинки на деревянной или металлической пластине с помощью резца. Затем краска наносится на вырезанную пластину, а оттиск делается на бумаге или другом материале.
  • Линогравюра — метод, похожий на резцовую гравюру, но вместо дерева или металла используется специальный (не бытовой) линолеум. Он легче и мягче, чем дерево и металл, поэтому этот метод хорошо подходит для начинающих художников, а также прост в применении.
  • Цинкография — это техника печати с цинковой пластины. Ее покрывают специальным веществом, которое защищает металл от кислоты, за исключением мест, где будет находиться изображение. Затем кислота растворяет незащищенные участки металла, образуя рельефное изображение. На вырезанную таким образом поверхность наносят краску, делая после этого оттиски.
  • Литография — методика, при которой картинку наносят на плоскую каменную или металлическую пластину с помощью жирных чернил или масла. Затем пластина покрывается водоупорным веществом, которое притягивается к жирным участкам, но отталкивает воду. Краска, содержащая воду, наносится на пластину, и делается оттиск.
  • Офорт — это способ, при котором изображение наносят на металлическую пластину с помощью иглы или другого острого инструмента. Затем пластина покрывается кислотой, которая растворяет металл в местах, где был задействован инструмент. 
  • Стеклогравюра — довольно редкий метод, схожий с ксилографией, но с тем отличием, что основой выступает стеклянная пластина, а картинку наносят алмазными резцами. Стеклогравюра отличается от методов с использованием металлов тем, что стекло не подвергается коррозии, а значит, оттиск получается более точным, а основа не портится со временем.
  • Компьютерная графика — это самая простая современная методика создания изображений при помощи компьютерных программ. С помощью нее можно разрабатывать высокодетализированные изображения, а также легко изменять и корректировать их на макете. Экслибрис печатают на лазерном или струйном принтере, а затем вклеивают в книгу. 
Экслибрис А. Исаакяна
Экслибрис А. Исаакяна авторства А.П. Мамаджаняна, выполненный методом офорта. Источник

Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, выбор конкретной техники зависит от предпочтений художника, бюджета и желаемого результата.

Почему коллекционеры собирают экслибрисы

Казалось бы, что такого в этих печатных знаках, которые встречаются на большом количестве книг из разных библиотек? Тем не менее многие коллекционеры устраивают настоящую охоту за отдельными экземплярами, отдавая сотни тысяч рублей за некоторые знаки. 

Экслибрисы собирают по разным причинам. Вот несколько из них.

  • Историческая ценность. Экслибрисы часто связаны с известными людьми (художниками, писателями, учеными), их жизнью и достижениями. Коллекционеры ценят историческую значимость таких предметов и стремятся сохранить наследие. Кроме того, такое коллекционирование часто связано с интересом собирателя к истории, культуре и искусству разных стран и эпох. Экслибрисы отражают художественный стиль и технику печати своего времени.
  • Художественная ценность. Многие экслибрисы являются настоящими произведениями искусства, созданными талантливыми художниками. Чтобы создать некоторые знаки, художники вложили в работу массу сил: сначала разработали и согласовали с заказчиком несколько вариантов эскизов, затем конечный рисунок, после изготовили форму (например, для линогравюры или литографии), и только потом владельцы знака стали применять ее на своих книгах. Коллекционеры наслаждаются красотой таких произведений.
  • Уникальность и редкость. Отдельные экслибрисы существуют в мире всего в нескольких экземплярах. Из-за своей древности или особой судьбы в мире могла остаться только пара-тройка книг с такими знаками. Неудивительно, что коллекционеры хотят обладать уникальной вещью, имеющей особую ценность.
  • Уважение к книгам, их авторам, любовь к чтению. Коллекционеры, увлеченные чтением, могут собирать экслибрисы, чтобы выразить свою любовь к литературе и создать свою личную библиотеку. Экслибрисы также часто восхищают и вдохновляют своими изображениями, цветами, формами и символами.
  • Инвестиционная ценность. Конечно, деньги играют в коллекционировании не последнюю роль. Некоторые расценивают экслибрисы как форму инвестиций. Они ищут редкие или ценные знаки, чтобы в будущем продать их с прибылью.

Это лишь некоторые причины, почему коллекционеры увлекаются экслибрисами. Каждый имеет собственные мотивы и интересы в этой области. В конце концов, почтовые марки тоже являются предметом собирательства, несмотря на то что это достаточно массовый печатный продукт.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент