обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Монограмма

21 сентября, 2023
7 мин

Монограмма — знак, составленный из соединенных между собой, поставленных рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени. И слово, и его значение было придумано древними греками и переводится как «буквы, соединенные в один знак» (моно — один, грамма — буква). 

Как и когда появились монограммы

Римская монета с монограммой 1 сторона
Римская монета с монограммой 2 сторона

Римская монета с монограммой. Источник

Первые упоминания монограмм датируются 350 годом до н.э.: в то время они представляли собой сочетания букв из названий римских и греческих городов, которые чеканились на монетах. Со временем область использования монограмм расширялась, но их значение оставалось прежним — указание на богатство, принадлежность к властным кругам. Становилось популярным наносить монограммы на различные изделия как личного, так и семейного пользования:

  • медали и монеты;
  • ювелирные изделия, особенно фамильные реликвии;
  • рукописи, документы, книги, печати;
  • различное имущество, предметы интерьера, произведения искусства;
  • личные вещи: белье, одежду, обувь.
Так выглядит монограмма-подпись художника А. Дюрера
Монограмма-подпись художника А. Дюрера на одной из его гравюр. Источник

Нередко монограммами отмечали свои произведения творцы — художники, граверы, скульпторы, — особенно если к моменту создания шедевра у них уже было громкое имя. Таким образом, роль монограммы утверждалась в качестве указания на принадлежность человеку посредством нанесения искусно выведенных инициалов — фамилии или рода.

Виды монограмм

Изначально монограммы делились на одно-, двух- и трехбуквенные. Как не сложно догадаться, в первом случае использовалась одна лишь первая буква фамилии или имени, во втором — и то и другое, а в случае с трехбуквенной монограммой добавлялось отчество или название рода, причем в зависимости от размера буквы можно определить, что за часть имени в ней была зашифрована.

Варианты трехбуквенной монограммы
Варианты трехбуквенной монограммы от Натальи Хариной. Источник

Наибольший расцвет монограмма получила в XVIII–XIX веках. Именно к этому периоду относятся и основные стили, в которых монограммы выполнялись:

  • классический, характеризующийся лаконичностью, преобладанием растительных орнаментов и геометрических фигур;
  • барокко — пышные, торжественные монограммы, богато декорированные животными мотивами; им присущи сложность композиции и затейливость маскировки букв;
  • рококо, пришедший на смену барокко, был более легким, а его декор — более абстрактным.
Монограмма в стиле рококо, буква на голубом фоне
Монограмма в стиле рококо. Источник

В более позднем периоде развития монограмм можно говорить о стилях модерн, неоклассицизм — но все же они не получили широкого распространения по сравнению с вышеперечисленными.

В зависимости от места использования монограммы можно было разделить на семейные, персональные и профессиональные, или монограммы компаний. Отдельным видом можно считать вензель: несмотря на визуальное сходство, область применения вензеля немного отличалась.

Пример вензеля
Образец вензеля. Источник

Само слово «вензель» имеет польские корни и дословно означает «узел». Это довольно сложный вид монограммы, отличающийся витиеватостью узора, затейливостью переплетения букв, дополнительным декором. Пожалуй, больше всего сходства можно увидеть у вензеля с монограммой в стиле барокко. Вензеля чаще всего присутствовали на личных вещах высокопоставленных особ: ежедневниках, носовых платках, печатях. О высоте положения его владельца часто говорит используемая в оформлении корона, а также геральдические символы, нередко становившиеся частью вензеля какого-нибудь королевского рода. 

Королевский вензель
Королевский вензель на ограде в Стокгольме. Источник

Сегодня ни вензель, ни монограмма не имеют такого широкого распространения, которым обладали в века расцвета монархии. Тогда ни один двор не мог обойтись без затейливых вензелей, украшая ими всё — от оград дворцов до самых интимных предметов гардероба. Тем не менее оба эти явления — и вензель, и монограмма — нашли свое место в современном мире. 

Современное применение монограмм и вензелей

Предметы интерьера и подарки. Если говорить о вензелях, то их использование сегодня чаще всего ограничивается сувенирной или подарочной продукцией. Нередко на важные даты или юбилеи преподносятся изделия из кожи, дерева, дорогих металлов, украшенные роскошными монограммами виновника торжества.

Монограмма на кожаном блокноте
Монограмма на кожаном ежедневнике. Источник

Еще один популярный вариант применения вензеля — это декоративное искусство, когда сам вензель становится арт-объектом. Коллекционеры и любители искусства наносят монограммы в виде вензелей на аксессуары, скатерти, постельное белье.

Монограмма на постельном белье
Монограмма на постельном белье от мастерской «Антураж». Источник

Брендинг. Одна из самых распространенных ниш использования монограмм на рынке — это, конечно же, логотипы. В причудливых переплетениях букв маскируют названия компаний, имена руководителей или, если речь о фамильном бизнесе, фамилии семей.

Какие бренды используют в своих лого монограммы? Разумеется, первым приходит на ум знаменитый модный дом Louis Vuitton, который из своего имени сделал чуть ли не объект поклонения. Вспомним об их шалях, объектах желания любой модницы. Между тем есть такие не менее известные бренды, как «Ив Сен-Лоран» (YSL), «Роллс-Ройс» (RR), «Шанель» (знаменитые буквы С, направленные в две стороны), которые также используют в своих логотипах монограммы. Общее, что объединяет эти лого, — их легкая запоминаемость, узнаваемость, ассоциация с именем и, как следствие, с традициями. А еще принадлежность к товарам люксового сегмента.

Переосмысление монограмм известных брендов
Переосмысление монограмм известных брендов от дизайнера DARYL FERIL. Источник

Значит ли это, что лишь модные дома и производители предметов роскоши могут использовать в своем брендбуке монограмму? Вовсе нет!

Ниже мы привели лишь некоторые способы встроить монограмму в свою бизнес-коммуникацию, даже если ваше имя не такое звучное и вы не производите дорогие сумки и автомобили.

  • Использование монограммы в логотипе, как, например, это сделала компания LG, зашифровав в это сочетание слоган «Жизнь хороша».
  • Полиграфическая продукция — нанесение монограмм на фирменные блокноты, упаковочные материалы, сувенирную продукцию.
  • Интернет-сайты, где можно разместить логотип в шапке или в разделе с контактами.
  • Нанесение монограммы на фирменную сувенирную продукцию, для чего вовсе не обязательно принадлежать к царскому роду
  • Использование монограммы в логотипе, помимо прочего, удачно подчеркнет «семейность» бизнеса. Даже если он не насчитывает сотни лет традиций. 

Среди необычных и перспективных сфер, где можно использовать монограммы, интерес представляет брендирование территорий. Так, например, некоторые города используют первую букву в названии в виде монограммы как логотип.

Монограмма, где зашифровано название города Нью-Йорк
Монограмма, где зашифровано название города Нью-Йорк. Источник

Как мы сидим, использование монограммы в дизайне своей продукции или веб-ресурса позволяет не только нетривиально обыграть классику, но и создать запоминающийся и неповторимый стиль в своей бизнес-идее!

Как создать монограмму

Как мы видим, для использования монограмм сегодня нет строгих рамок и ограничений. Чтобы создать монограмму самостоятельно, не обязательно прибегать к помощи художников или граверов, как это делалось в прошлые века. Цифровые монограммы можно создать: 

  • в одном из графических редакторов, типа Adobe Photoshop, Illustrator;
  • на специальных онлайн-сервисах по созданию логотипов и монограмм, например Logaster;
  • в текстовом редакторе Word или программе для презентаций PowerPoint с помощью комбинации различных шрифтов и начертаний. Этот способ отлично подойдет для новичков.

Основные принципы создания монограммы в качестве логотипа или бренда:

  • простота в дизайне: весь акцент лучше сделать на сочетании букв, нежели на оформлении обрамления;
  • понятная стилистика: разместите буквы рядом, используйте инверсию, избегайте сложных форм и громоздких сплетений;
  • отдавайте предпочтение четким шрифтам с очерченными границами;
  • не стоит злоупотреблять большим количеством цветов, будет достаточно одного или двух;
  • постарайтесь через логотип отразить ценности бренда: прозрачность, надежность, легкость, уверенность и т.д.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент