пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Как сделать раскадровку к видео или анимации: полная инструкция 

Как сделать раскадровку к видео или анимации: полная инструкция 

Если вы готовитесь снимать свой фильм, короткометражку или рисовать анимационный мультфильм, то вам точно понадобится она — раскадровка. Такой формат проработки сценария не только поможет заранее продумать визуальный стиль картины, но и сэкономит силы, время и деньги. В материале вместе с режиссером и монтажером Катей Диковой разбираемся, как создать полную раскадровку. 

Что такое раскадровка 

Раскадровка — визуальное представление кадров будущего фильма на этапе планирования. Такое выражение мысли придумали давно: художники зарисовывали декорации и мизансцены в театре, танцевальные партии и даже создавали наброски для живописных работ. Сейчас ее используют в кино, роликах для соцсетей, анимации и даже на фотосъемках. 

Раскадровка важна и нужна в большинстве проектов, потому что обычно цена ошибки велика, и чем меньше их допущено в момент работы, тем лучше. Именно поэтому важно проработать все детали на этапе предпродакшена — это не только спасет бюджеты, но и позволит избежать хаоса и переработок на площадке. 

Однако есть режиссеры, в чей творческий метод входит отказ от раскадровки: они снимают в моменте и используют те моменты, которые им кажутся важными именно сейчас. Они высоко ценят то, что рождается на площадке во время работы, и окончательное решение принимают на этапе монтажа.

Например, режиссеры документального кино часто не могут заранее предположить, что именно сделают герои. Однако если вы только начинаете, то лучше планировать кадры. 

Когда делают раскадровку 

Обычно к раскадровке приступают, когда готов режиссерский сценарий и когда у фильма уже появился образ: представление о стиле, смысловых акцентах и сути происходящего в разных сценах. После этого этапа режиссер продумывает мизансцены, крупности, монтажные стыки — все то, что составляет визуальный строй фильма. 

Пример раскадровки у Тарковского
Режиссерский сценарий с раскадровкой к фильму «Андрей Рублев». Источник 

Часто бывает так, что готовый фильм отличается от раскадровки: что-то на монтажном столе оказывается собранным в другой последовательности или просто ненужным. Бывает и так, что на площадке может быть снято что-то, чего не было в плане, кино — живой процесс. Но более уверенные маневры совершаются, когда вы понимаете, что снятого материала вам хватит, и логические связи между сценами не утрачены. 

Чтобы так рисковать, нужно показать раскадровку оператору. Кино — командная работа, поэтому он второй человек после вас, который отвечает за визуальный образ. Именно оператор сможет предложить решения, которых мог не увидеть режиссер, или скорректировать план в зависимости от технических возможностей вашего продакшена. 

Третий человек, к чьему мнению стоит прислушаться, — режиссер монтажа. Он сможет увидеть логические пропуски, неудачные стыки кадров с разными крупностями или, наоборот, предложить яркие монтажные решения, которые станут частью стиля будущего фильма.

Кто и как делает раскадровку 

Рисованием раскадровки может заниматься сам режиссер — один или совместно с оператором и режиссером монтажа. Однако для этого специалистов нужно подключить на раннем этапе. Если в штате есть художник, то этот материал уходит ему для более точной разработки. 

Художник перерисует грубые наброски в более детализированные картинки с помощью специальных программ. Такой формат и проработка будут полезны для дальнейшего общения с художественными департаментами в обсуждении костюмов, реквизита и света. Однако если бюджета на дополнительного специалиста нет, то можно заняться задачей самостоятельно или оставить все так, как есть. 

Самое главное, что стоит отразить в раскадровке, — движение камеры. Чтобы его обозначить, обычно рисуют стрелочку рядом с каждым изображением — так обозначается внутрикадровый монтаж. Также важно обозначить движение персонажей, примерную длительность кадра, реквизит и все, что покажется необходимым. 

Не обязательно делать одно изображение для одного кадра, особенно если там много движения камеры или персонажей: чем сложнее кадр, тем более детально стоит его раскадровать. 

Раскадровка — рабочий материал, поэтому нужно учитывать все то, что будет нужно конкретному проекту, с той степенью детализации, которая вам нужна. 

Например, раскадровки Акиры Куросавы и Гильермо дель Торо можно считать самостоятельными произведениями, а вот Квентин Тарантино, наоборот, использует самые простые рисунки. 

Например, вот так выглядит эскиз к кадру из фильма Акиры Куросавы «Сны»: 

Пример раскадровки у Куросавы
Источник

А вот так выглядит финальный кадр в фильме: 

Итоговый кадр Куросавы
Источник

Некоторые раскадровки становятся мемами, например примитивный стиль рисунков Райана Джонсона для фильма «Достать ножи» породил большой тред на Reddit. Из него можно почерпнуть много полезного.

Раскадровка может быть любой
Раскадровка к фильму «Достать ножи». Источник 

При работе с документальным материалом есть свои нюансы: примерную раскадровку можно нарисовать на этапе подготовки, даже если вы еще не были в месте будущих съемок. Если вы уже знаете, что снимете интервью с героем или его за каким-то занятием, то с помощью раскадровки сможете спланировать смену ракурсов или понять, что вам нужна дополнительная сцена. 

Что нужно знать для создания раскадровки 

Если вы хотите заниматься рисованием раскадровок как художник, вам понадобятся навыки рисования и хотя бы азы монтажного мышления. Для этого можно закончить специальные курсы или попробовать освоить эти навыки самостоятельно. Одно из популярных заданий — рисование раскадровок классических фильмов или сцен из них. Такая работа пойдет в ваше портфолио, если вы еще не работали на реальных проектах. 

Такая практика быстрых набросков помогает видеть работу монтажера, понимать, как работает сцена, какой эффект возникает у зрителя от той или иной монтажной склейки. К тому же это учит анализировать кино и его восприятие. Навыку обучиться несложно — зарисовывайте сцены в метро или других местах города. Так вы будете тренировать еще визуальную память, наблюдательность и видение композиции. 

В одном из интервью Федор Бондарчук поделился практикой: он рассказывал, как его отец, режиссер Сергей Бондарчук, нарезал картинки из своих фильмов и давал маленькому Федору задание составить из этих кадров историю. Так же и вы можете поступать со своими изображениями: переставлять их в разном порядке и смотреть, как от этого меняется сюжет. 

Как сделать раскадровку 

Создание раскадровки, как мы и сказали ранее, состоит из нескольких этапов.

Создайте основу

Возьмите лист бумаги, расчертите его на линии и кадры, оставив поля для заметок снизу и сверху над каждой полосой. Если вы работаете в программе, определитесь, в каком редакторе удобнее вам или какой принят в вашем продакшене. 

В программах по типу Word, PowerPoint, KeyNote, InDesign и Notion можно найти шаблоны для создания раскадровки. Достаточно ввести в поиске словосочетание «storyboard template» и выбрать расширение. 

Шаблоны для раскадровки
Шаблоны для раскадровки. Источник 

Если вы находитесь в начале пути, то можно просто попросить у продюсера удачный образец раскадровки. Так у вас появится не только уже одобренная форма, но и хороший пример. 

Также можно регулярно просматривать чужие раскадровки, чтобы видеть интересные приемы у других художников, анализировать их работу и вырабатывать привычку мыслить монтажно. 

Шаблон для раскадровки
Пример основы для раскадровки. Источник 

Проработайте сцену

Откройте ту сцену, над которой собираетесь работать. Обычно сценарий уже содержит базовую информацию: ночь это или день, интерьер или экстерьер, место действия. 

Представим, что сцена следующая: два мужчины сидят у потухшего камина, всю ночь они обсуждали что-то важное и сейчас видят рассветное солнце. Они устали, но диалог еще не достиг своего финала. 

На этом моменте вам нужно принять художественное решение, например начать сцену сразу с диалога или здесь нужен кадр с деталями интерьера. Для этого разберите сценарий с режиссером, чтобы понимать важные акценты и смысл каждой сцены. 

Работы камеры в раскадровке
Работы камеры в раскадровке. Источник 

Отразите действия персонажей

В раскадровке важно показать не только основные действия, но и то, что в них будут говорить персонажи. Это важно для того, чтобы понимать длительность, ракурс и даже освещение. Все реплики важно прописать под соответствующими кадрами. 

Отображение движений в раскадровке
Действия персонажей в раскадровке. Источник 

Покажите ритм

Не забывайте о ритме: в фильме должны быть паузы, ускорения и замедления — зритель должен успевать дышать. Обычно они организуются с помощью проходок, пейзажей, изображения процессов. Этот момент можно определить самостоятельно или с режиссером. 

Готовая раскадровка
Пример создания ритма. Источник 

Программы для создания раскадровок 

Создавать раскадровки можно не только в текстовых редакторах, но и в графических и даже в специальных программах. 

Storyboarder 

Бесплатная и удобная программа, созданная специально для создания раскадровок. У нее простой интерфейс, который подходит для начинающих. Программа позволяет рисовать кадры вручную или импортировать изображения, а также добавлять заметки и диалоги.

Adobe Photoshop

Универсальный инструмент для создания раскадровок, особенно если у вас уже есть навыки работы с графическим редактором. Вы можете использовать слои и кисти для рисования, добавлять текст и организовывать кадры в одном документе.

Toon Boom Storyboard Pro

Профессиональная программа, используемая в кино- и анимационной индустрии. В ней есть широкий набор инструментов для рисования, редактирования и анимации раскадровок.

Главное о создании раскадровки 

  1. Соблюдайте нумерацию сцен, как она указана в сценарии. Позже именно ее будут писать на хлопушке и ориентироваться на нее при монтаже. 
  2. Проговорите необходимый уровень детализации заранее. Разные проекты требуют разной раскадровки. 
  3. Включите необходимые пометки, если они важны: реплики, стрелки, положение камеры и другое.
  4. Обязательно покажите раскадровку своему оператору.
  5. Для новичков велико искушение реализовать сразу все свои идеи. Следуйте единству замысла, ведь каждая сцена служит своей цели в рамках фильма, и именно замысел диктует стиль.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент