Как появился этот эффект и в чем он заключается
В своем эксперименте Кулешов снял крупный план актера Ивана Мозжухина и смонтировал эти кадры с лицом после трех разных планов: с тарелкой горячего супа, с ребенком в гробу и с девушкой на диване. В эксперименте лицо актера было практически безэмоциональным, он просто сидел и смотрел куда-то. На всех трех вариантах выражение лица Мозжухина оставалось одним и тем же, но разные группы зрителей, видевшие разные дополнительные кадры, прочитали в нем разные эмоции — голод, печаль или интерес к девушке. Это явление и назвали «эффектом Кулешова».
Это показало, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл предыдущего. Эффект Кулешова стал важным открытием в кинематографе, поскольку он показал, что зрители воспринимают те или иные изображения в зависимости от порядка их демонстрации. Последовательность, длина кадра, движение камеры, образная символика — все это отдельные киноприемы, оказывающие разное влияние на зрителей. Это открытие позволило кинематографистам лучше управлять восприятием зрителя и создавать глубокие эмоциональные реакции без необходимости прямо показывать и называть эмоции героев.
Почему эффект Кулешова производит сильное впечатление
Этот прием является одним из базовых в кинематографе, он используется как голливудскими профессионалами, так и начинающими режиссерами и даже видеоблогерами.
- Он основан на психологии восприятия. Один из ее ключевых принципов — принцип близости. Его можно сформулировать так: если какие-либо объекты находятся рядом друг с другом, наш мозг воспринимает их как близкие, родственные, как единую группу. На этом, например, во многом основана композиция художественных произведений. Мозг автоматически пытается найти связь между последовательными кадрами, что может привести к разным интерпретациям одного и того же кадра в зависимости от того, что идет до или после него.
- Иносказательность. Конечно, непосредственное выражение эмоций актерами, например, истерический смех или плач, всё еще очень хорошо воспринимаются зрителями. Но многим хочется более завуалированной передачи эмоций, ведь в жизни мы часто не можем свободно плакать, хохотать или удивленно визжать из-за социальных ограничений. Эффект Кулешова помогает решать такую задачу.
- Увеличение эмоциональной напряженности. Такое «молчаливое» выражение эмоций как бы не дает им окончательного выхода, поэтому зрители могут более глубоко вживаться в сцену и понимать ощущения персонажей после показанного ранее контекста.
- Создание эффекта загадочности и неожиданности. Меняя контекст вокруг лица героя, режиссер может показать внезапные сюжетные повороты, вызывая удивление зрителей, а недосказанные и не выраженные прямо эмоции оставляют пространство для толкований, какова на самом деле реакция героя на события. Эффект Кулешова позволяет зрителям трактовать происходящее на экране по-разному, внося собственные интерпретации, что делает просмотр более интересным и захватывающим.
Преимущества использования эффекта Кулешова в киноработах
Вот несколько достоинств этого приема, благодаря которым он был востребован режиссерами и монтажерами в течение многих лет.
- Широкие возможности. Эффект Кулешова применяется в самых разных видеороликах и жанрах кино. Он может помочь создать напряженность в хорроре, комедийный эффект, передать эмоции персонажей в драме. Он будет уместен даже в документальном кино, чтобы создать смысловую связь между различными кадрами и идеями.
- Простота применения. Эффект Кулешова может быть легко применен в киноработах даже без сложной техники или оборудования. Режиссеры могут просто смонтировать два кадра вместе и позволить зрителю создать ассоциативную связь между ними. Главное, чтобы кадры совпадали по цветовому и стилевому оформлению.
- Более личное общение со зрителями. С помощью эффекта Кулешова режиссеры могут взаимодействовать со зрителями на более тонком уровне, поскольку те сами создают когнитивную связь между кадрами в своем сознании. Зрителю не говорят о настроении героя, он сам догадывается о нем, делает предположения и выводы на основе увиденных отрывков. Это может помочь зрителям сблизиться с персонажами, лучше понять их.
- Подстегивание фантазии и вовлечение аудитории. Люди, смотрящие фильм, создают собственные интерпретации и домыслы, что делает картину более впечатляющей. Неоднозначность трактовок может вызвать бурные обсуждения между зрителями после просмотра, что усиливает запоминаемость.
Как применять эффекты Кулешова при съемках
Вот несколько конкретных советов, которые могут помочь режиссерам и операторам применять эффекты Кулешова при съемках.
- Выберите кадры, которые хорошо сочетаются друг с другом
Необходимо взять два кадра, которые хорошо сочетаются друг с другом по стилю и смыслу, создают ассоциативную связь. Например, если вы хотите показать, что персонаж испытывает страх, вы можете снять крупный план его лица, а затем перейти к кадру, на котором изображено что-то пугающее: паук, рычащая собака, таинственный незнакомец, что-то иное.
- Используйте монтажную ритмику и различные углы съемки
Приемы помогают усилить эффект Кулешова. К примеру, если вы хотите продемонстрировать, что герой испытывает стресс, волнуется, вы можете использовать быстрый монтаж, чтобы создать ощущение беспокойства, напряженности, неустойчивости. Различные углы съемки добавляют в видеоролик разнообразие и динамику. Традиционно высокий ракурс (когда камера находится намного выше героя) применяется для того, чтобы показать, насколько тот мал по сравнению с окружающим миром, продемонстрировать превосходство над ним.
- Используйте звуковые и световые эффекты
Они способны создать настроение и подчеркнуть эмоции персонажей. Возьмем для примера ту же эмоцию страха, которую мы уже упоминали. Вы можете поставить на фон звук сердцебиения, тиканья часов, шум ветра и другие напряженные звуки, чтобы создать ощущение тревоги. Приглушенные теплые цвета, такие как розовый или оранжевый, могут создать ощущение радости и уюта, в то время как холодные, такие как синий или фиолетовый, — ощущение холода, одиночества. Яркий красный, багровый, малиновый часто становятся символом угрозы, опасности, тайны и даже жестокости.
- Используйте символизм
Символизм — это использование объектов, цветов, звуков, образов или действий для того, чтобы обозначить какие-либо другие понятия, эмоции или концепции. Символы могут иметь различные значения и интерпретации в зависимости от культурного контекста, исторического периода или личного опыта зрителя. В кинематографе символизм применяют для добавления в фильм более глубокого смысла и ассоциаций. Например, для трансляции идеи свободы и независимости часто применяется образ летящей птицы, а чтобы показать идею одиночества героя, в ролик могут добавить кадры пустой комнаты или изображение человека среди движущейся толпы.
Примеры эффекта Кулешова в кино
В основном эффект Кулешова активно использовался в старом черно-белом кинематографе первой половины XX века. Однако его отголоски можно найти и в современных фильмах. Вот несколько примеров, которые позволят лучше понять особенности его применения.
«Броненосец Потемкин» (1925 г.). В знаменитой сцене лестничного марша, где военные стреляют в мирных демонстрантов, режиссер Сергей Эйзенштейн использовал эффект Кулешова. Он показывал крупным планом лица мирных людей, чтобы передать их эмоции и всеобщий хаос.
«Психо» (1960 г.). В этой легендарной картине Альфред Хичкок многократно использовал эффект Кулешова. После многих ключевых сцен зрителю показывают кадры с лицом маньяка Нормана крупным планом. Это создавало ощущение напряжения и странности этого персонажа, подчеркивая его внутренний диссонанс.
Норман Бейтс из «Психо». Источник
«Хороший, плохой, злой» (1966 г.). В культовом вестерне режиссер Серджио Леоне использует эффект Кулешова, когда показывает лица главных героев после кадров с пустынными пейзажами. Они смотрят вдаль, вбок или вверх, используются разные ракурсы камеры. Это помогает передать их внутреннее состояние, подозрительность и подчеркнуть их цели в погоне за сокровищами.
Пример подобного кадра. Источник
«Драйв» (2011 г.). Этот фильм является одним из лучших примеров современного эффекта Кулешова, во многом из-за того, что здесь много сцен с главным героем Водителем, снятым крупным планом. Его лицо часто не выражает каких-либо ярких эмоций, и зрителю приходится додумывать, что он сейчас испытывает, основываясь на предыдущих событиях или поведении других персонажей в предыдущих кадрах.
Кадры с главным героем «Драйва». Источник
«Интерстеллар» (2014 г.). В этом фильме Кристофера Нолана эффект Кулешова можно заметить в сцене, где герои впервые сталкиваются с червоточиной в космосе. Показ лиц персонажей после пейзажей космоса и интерьера движущегося корабля усиливает ощущение удивления, сомнения героев и страха перед неизвестностью.
Момент столкновения с кротовой норой
профессия режиссер видеомонтажа
профессия режиссер видеомонтажа
Превращайте отснятую пленку в логичный сторителлинг — так, как это делают опытные режиссеры видеомонтажа. На практике научим работать с музыкальными клипами, рекламой, видео в соцсетях и для ТВ
Научиться