обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Ракурс

Ракурс
7 февраля, 2024
10 мин

Ракурс — это угол обзора или точка взгляда на какую-либо визуальную сцену. В фотографии и кинематографии он может влиять на визуальный эффект, передачу настроения и информации. Фотографы, режиссеры и художники активно экспериментируют с различными ракурсами, чтобы добиваться нужных эффектов. 

Почему ракурс важен?

Короткий ответ на этот вопрос — потому что ракурс может определять то, как мы воспринимаем картинку, чтобы мы будем чувствовать во время просмотра и какие мысли у нас будут возникать. Вот какие функции выполняет ракурс съемки. 

Передача информации. Ракурс определяет, как объект или сцена будут представлены зрителю. Он определяет, что будет в фокусе, какие детали будут видны, а какие — скрыты. Например, съемка спереди и на уровне расположения объектов зачастую имеет нейтральный оттенок и помогает зрителю хорошо рассмотреть все детали центральных предметов или персонажей композиции. А съемка сверху (например, с квадрокоптера) обычно концентрируется не на человеке или предмете, а на окружающей обстановке: городе, природе и т.д.

Направление внимания. Работая в тандеме с композицией кадра, ракурс помогает направлять внимание зрителя на определенные объекты или детали в кадре: на лицо героя, на главный предмет и т.д.

Фронтальный ракурс
Фронтальный ракурс, создающий ощущение близости и персонального диалога с моделью. Фото из проекта zosia от автора P Bulinkoo. Источник

Выражение эмоций и настроения. Ракурс может вызывать определенные эмоциональные реакции у зрителя. К примеру, низкий ракурс на фото человека, снятого под углом кверху, может создать ощущение героизма или мощи, а высокий — ощущение уязвимости или потерянности героя в большом пространстве. 

Искажение форм объектов. С помощью ракурса можно художественно преображать пропорции объектов съемки для создания эстетического или символического эффекта. Например, чтобы визуально увеличить объект, нередко применяют нижний ракурс. Поскольку основание предмета оказывается ближе к фотографу, оно выглядит массивнее. 

Создание динамики. Ракурс помогает передавать глубину и трехмерность в кадре. Поэтому для городской съемки часто применяют диагональный или угловой ракурсы, которые позволяют хорошо отделять персонажа от фона и создавать ощущение движения.

Визуальное повествование. Выбрав правильный ракурс, можно создавать драматический эффект или рассказать сюжет, подчеркивая определенные события. Именно поэтому съемка одной и той же сцены часто выполняется одновременно с разных ракурсов, чтобы затем с помощью монтажа создавать нужный эффект в разные моменты времени. Например, крупный план на выражении лица актера отлично передает его эмоции и демонстрирует вовлеченность в происходящее.

Как видите, выбор ракурса в фотографии и видеосъемке — это одно из самых важных умений профессионала, которое помогает передавать множество смыслов, создавать композицию и рассказывать историю.

Ракурс и план съемки: в чем различия

Важно не путать ракурсы с планами съемки. Плановость — совсем другая тема, в которой работают иные правила. 

  • Ракурсы — это точки взгляда на снимаемый объект. Если говорить проще, то это выбор того места в пространстве, которое занимает фотограф и зритель по отношению к изображаемому. 
  • Планы — это условная система расположения персонажей и объектов внутри плоского пространства кадра. 

Рассмотрим разницу на примере. Допустим, вы хотите снять сцену боя между двумя фантастическими героями и выбираете общий план, при котором они оба располагаются в пределах границ кадра. Однако ракурсы съемки вы при этом можете менять: выбрать фронтальный, чтобы изобразить бой как бы от лица находящегося рядом наблюдателя, высокий, чтобы вписать героев в природное окружение, или другие.

Типы ракурсов и их характеристики

Основных ракурсов сравнительно немного, давайте их рассмотрим. 

Фронтальный ракурс

Это такой угол съемки, при котором камера расположена прямо напротив объекта и фиксирует его под прямым углом. 

Какой смысл он передает. Такой ракурс отображает объект естественно и нейтрально. Он передает прямой и открытый взгляд на героя и может создавать ощущение доверия между ним и зрителем.

Фронтальный портрет
Фронтальный портрет. Проект Masha от Kseniia Nikitina. Источник

Что снимают с помощью него. Он широко используется при съемке портретов, предметов искусства, товаров и других объектов, которые нужно изобразить во всех деталях в нейтральном контексте. 

Как снимают. Чтобы снять объект фронтальным ракурсом, нужно расположить камеру на уровне глаз модели или верхней части предмета. Объект может входить в кадр полностью или только частично (это уже зависит от плановости).

Герой может быть развернут лицом к камере или повернуться боком. Второй тип изображений еще иногда называют боковым ракурсом съемки и выделяют в отдельный вид. 

Боковой ракурс
Пример бокового ракурса с необычной позой модели в съемке от Vladyslava Stepanchuk. Источник

Верхний/высокий ракурс

Камера находится выше объекта съемки, причем высота может быть различной — от совсем небольшой до значительной, когда кадр делается с высоты птичьего полета. 

Какой смысл он передает. Такой ракурс позволяет сделать полный обзор объекта, природной среды или города, создать ощущение простора и свободы, показать большое пространство вокруг. Если высота подъема камеры малая, то с помощью такого ракурса нередко передают ощущение контроля или превосходства над героем. 

Верхний ракурс
Верхний ракурс с героиней в фотопроекте Magical Andes от Jakub Sanek. Источник

Что снимают с помощью него. Верхний ракурс часто используют для съемки пейзажей, архитектуры, панорам городов. Его часто применяют в предметной съемке, пронося камеру над объектами, и иногда — в портретной съемке, когда необходимо передать единство персонажа с окружением или его малый размер по отношению к миру вокруг. 

Как снимают. Чтобы снять объект верхним ракурсом, нужно поднять камеру выше объекта и направить ее вниз. 

Нижний/низкий ракурс

Это такой ракурс, при котором камера находится ниже предмета съемки, например на уровне земли, на уровне ног или живота героя.

Какой смысл он передает. Съемка с низкой позиции визуально делает объект большим и впечатляющим. Такой ракурс способен подчеркнуть значимость персонажа, передает восхищение им и уважение к нему.

Нижний ракурс
Портрет с нижним ракурсом. Проект Masha от Kseniia Nikitina. Источник

Что снимают с помощью него. Нижний ракурс часто используется для съемки крупных объектов, например зданий, гор, архитектурных памятников. Он позволяет подчеркнуть их величие и масштаб. Нередко нижний ракурс встречается и в современной портретной съемке. 

Как снимают. Чтобы сделать фото с нижнего ракурса, нужно опустить камеру ниже уровня глаз персонажа или верхней точки объекта, направив ее при этом вверх. Дополнительный эффект динамики даст сочетание этого ракурса с диагональным. 

Нижний ракурс и необычное освещение
Пример нижнего ракурса с эффектным освещением в проекте Till the light separates us от Polina Washington. Источник

Диагональный ракурс

Это ракурс, при котором объект снимается под углом, причем как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Например, кадр, сделанный просто с небольшим смещением вокруг объекта, или кадр, снятый сверху и немного сбоку, — все они являются диагональными.

Какой смысл он передает. Он придает снимку динамику и энергию, создает ощущение того, что мы видим предмет или героя в момент какого-либо действия. Кроме того, он позволяет хорошо рассмотреть детали на изображении.

Диагональный ракурс
Диагональный ракурс — модель снята немного сбоку на уровне камеры. Проект Masha от Kseniia Nikitina. Источник

Что снимают с помощью него. Диагональный ракурс хорошо работает для съемки портретов на природе и в городе, спортивных соревнований и в целом объектов в движении. Он подчеркивает скорость, напряжение и вовлеченность героя в происходящее.

Как снимают. Чтобы использовать этот ракурс, нужно наклонить камеру под углом к объекту или переместиться немного в сторону от него.

Оригинальный диагональный ракурс
Необычный диагональный ракурс в съемке от Vladyslava Stepanchuk. Модель снята сверху и сбоку. Источник

Ракурсы в разных видах съемки

Давайте разберем, какие из них чаще всего применяют в зависимости от того, какой объект находится под прицелом камеры. Помните, что это не правила или советы, а просто наблюдения. 

Портретная съемка

Обычно здесь используют фронтальный и диагональный ракурс, когда камера находится на уровне глаз модели. Такие варианты считаются нейтральными. Верхний ракурс здесь способен придать снимку игривости, а также преобразить геометрию лица в более выгодную сторону. Нижний ракурс редко применяют для съемки лиц, однако фигуры в окружении с помощью него фотографируют часто. 

Отдельно стоит рассмотреть, как снимают лицо человека для создания красивых портретов. В этой сфере есть своя отдельная классификация лицевых ракурсов.

  • Анфас — когда лицо направлено прямо на камеру. Это нейтральный и пропорциональный ракурс, который подходит для симметричных лиц.
  • Профиль — когда лицо повернуто на 90°. Он подчеркивает контур и профиль лица, а также может создавать ощущение таинственности или изящества.
  • 3/4 — когда лицо только слегка повернуто в сторону (на 45° от камеры). Этот ракурс делает лицо более объемным и выразительным, хорошо передает эмоции.
  • 2/3 — когда лицо достаточно сильно повернуто в сторону (на 60° от камеры), но не в профиль. Он делает лицо более интересным и оригинальным, придает больше динамики.
Небольшой угол съемки
Фото из проекта zosia от автора P Bulinkoo: угол съемки совсем небольшой. Источник

Пейзажная съемка

Кадр здесь часто выстраивают параллельно горизонту и снимают фронтально. Это самый распространенный и классический ракурс, который позволяет показать широту и простор пейзажа. Если же нужно продемонстрировать больший масштаб, то пейзаж снимают со значительной высоты.

Верхний ракурс
Верхний ракурс в фотопроекте Magical Andes от Jakub Sanek. Источник

Архитектурная съемка

Из-за большого размера объектов здесь чаще всего используют верхний и нижний ракурсы, причем очень распространена съемка с большой высоты (из окон высоких зданий, с квадрокоптеров и т.д.). Она помогает продемонстрировать масштаб, уместить в кадр нужное здание и показать окружающую обстановку. 

Предметная съемка

Предметы, например товары для рекламы, чаще всего снимают диагонально и отвесно сверху, реже — фронтально. Это позволяет одновременно рассмотреть детали, продемонстрировать объем и уместить сразу несколько объектов в кадр. 

Макросъемка

Она фокусируется на мелких объектах, таких как насекомые, цветы или текстуры. Очень часто тут используют два типа ракурсов: диагональный и верхний с небольшим углом и высотой. Они позволяют визуально «приблизиться» к изображаемому и рассмотреть детали. 

Макросъемка
Макросъемка мотылька. Проект THE TIGER от Subhash Chandra. Источник

Спортивная съемка

Соревнования очень часто снимают диагональным ракурсом, так как он хорошо передает движение объекта и его объем. Также можно встретить боковой/профильный ракурс. 

Практические рекомендации по выбору ракурса

Вы запланировали съемку, но не знаете, как выбрать для нее подходящие ракурсы? Возможно, вам помогут следующие советы. 

  1. Определите вид съемки, сюжет и цель. Это поможет вам установить наиболее подходящий ракурс для передачи нужного настроения или выделения главного объекта. Можете ориентироваться на предыдущую информацию из этой статьи. 
Верхний ракурс и необычное освещение
Пример верхнего ракурса с эффектным освещением в проекте Till the light separates us от Polina Washington. Источник
  1. Изучите работы профессионалов. Это поможет вам получить вдохновение и понять, как другие используют разные ракурсы в конкретных случаях.
  2. Учитывайте контекст и фон. Важно обратить внимание на окружающую обстановку. Уберите лишние элементы вокруг и на заднем плане и сделайте фон достаточно контрастным.
  3. Учитывайте освещение. Если ваша композиция хорошо освещена с разных сторон, у вас нет практически никаких ограничений в плане ракурсов. Однако если освещенность скудная или свет падает только с одной стороны, то, скорее всего, хорошим выбором станет фронтальный или диагональный ракурс, а для остальных света не хватит. 
  4. Проведите небольшой эксперимент. До старта съемки потренируйтесь варьировать разные уровни, углы и планы при съемке одной и той же композиции. К примеру, попробуйте снять вашего героя или объект с одного ракурса, но с разных планов: сфотографируйте лицо крупным и средним планом, а всю фигуру — общим и вполоборота. А затем выберите тот эффект, который лучше всего соответствует вашей задумке. 

Это лишь общие рекомендации, которые могут помочь новичкам. С опытом у вас будет все лучше и лучше получаться подбирать подходящие ракурсы. Со временем это будет происходить само собой, так как вы научитесь почти мгновенно анализировать ситуацию съемки. 

Таким образом, выбор правильного ракурса очень важен для создания высококачественных и привлекательных фотографий и видео. Он влияет на перспективу и композицию снимка, способен подчеркнуть особенности объекта, создать эмоциональную атмосферу и передать сюжет. При выборе ракурса стоит учитывать, какой объект вы снимаете, в каком контексте и с какой целью. Каждый из типов ракурсов обеспечивает собственный визуальный эффект. 

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент