Как менялась живопись Айвазовского
Каждый период творчества Айвазовского имеет свои узнаваемые черты и стилистику, но при этом сохраняется преданность одной тематике — морской стихии. От романтической напряженности художник перешел к символизму и философской глубине.
Становление мариниста: поступление в Академию и первые драмы
В 1833 году Иван поступает в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Здесь раскрывается его влечение к природной живописи и морским пейзажам. Он посещает мастерскую мариниста Филиппа Таннера, прибывшего из Франции, а в Эрмитаже вдохновляется голландскими мастерами.
Художник в 1830–1840 годах романтизирует природу: он противопоставляет стихию человеку и изображает драматичные сцены. На его полотнах в этот период можно часто встретить бури и штормы.
«Берег у моря ночью. У маяка» (1837). Источник
Зрелый период: развитие стиля в ходе путешествий
После окончания учебы Айвазовский работает как маринист при Морском министерстве и участвует в экспедициях с русским флотом. Он начинает совершенствовать свой стиль и отправляется в путешествие по Европе. В Италии он изучает старых мастеров и выставляет свои картины в Риме, Венеции и Неаполе.
В 1840–1860 годах художник пытается через морскую стихию передать состояние души. В этот период море более спокойное и размеренное, нежели драматичное. Палитра художника здесь яркая, а на картинах появляются закаты и тихие гавани.
«Неаполитанский залив» (1841). Источник
Читайте также:
10 картин Василия Поленова, которые нужно знать
Поздний период: философские темы и созерцательная тишина
В конце 1860-х годов Айвазовский отправляется в продолжительное путешествие по Кавказу и Закавказью. Коллекция его творчества пополняется горными пейзажами Осетии, Армении, Грузии и Дагестана. Близкая ему культура накладывает духовный отпечаток на его маринистике.
В позднем периоде художник отдает предпочтение историческим и библейским сюжетам. Сцены на полотнах теряют строгость реализма и уходят в философскую глубину.
«Сошествие Ноя с горы Арарат» (1889). Источник
Особенности художественного языка
Маринист относился к морской стихии как к живому субъекту и потоку, отчего его творческий подход стал революционным. Пейзажи моря получались эмоциональными и глубокими благодаря технике лессировки, динамичной композиции и наблюдательности художника.
Работа по памяти и воображению
Айвазовский впечатлял своей способностью писать морские пейзажи по памяти. С натуры художник делал наброски и этюды, в которых отмечал свет, движение волн и форму кораблей. Саму картину Иван создавал в мастерской по своим наблюдениям и воображению. Так он не просто копировал море, а наделял его настроением и характером.
«Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь», — писал об этом Айвазовский.
Набросок от 1842 года. Источник
Эмоциональность морской стихии
Морские сцены Айвазовского — это не просто пейзажи, а метафоричные и психологические произведения. Через стихию он стремился передать человеческие эмоции и чувства. Иван писал полотна на одном дыхании или за пару сеансов, от этого получалось добиться эмоциональной мощи.
Романтизация морской стихии чувствовалась и через цвет: тихую гавань и лазурный берег он писал с помощью нежных и пастельных тонов, тогда как бурю и шторм — контрастными и яркими. Такое эмоциональное восприятие природы позволяет отнести стиль художника больше к романтизму, чем к реализму.
«Радуга» (1873). Источник
В своем творчестве Иван ставил задачу передать вечное движение и масштаб стихии. Море на его полотнах предстает безграничным потоком благодаря динамичной композиции, перспективе и мастерской работе со светом.
Свечение и прозрачность волн
Айвазовский считается гением в передаче света. Он работал маслом, но наносил краску настолько виртуозно, что некоторые участки похожи на акварельный слой. Прозрачности волн художник добивался с помощью техники лессировки. Тонкие слои краски наносились на первом этапе поверх белого грунта. От этого море на картине как будто светится изнутри.
«Буря у скалистых берегов» (1875). Источник
Морскую стихию Айвазовский писал насыщенными и глубокими цветами. Это сложные оттенки изумрудного, лазурного и бирюзового. Он был внимательным наблюдателем и тщательно изучал, как свет преломляется в волнах, благодаря чему его море обретало богатую и живую палитру. Для рефлексов и бликов от солнечного или лунного света он брал контрастные цвета: розовый, жемчужный, лиловый и охристый.
От «Девятого вала» до библейских сцен: хроника главных циклов
Через циклы Айвазовского можно проследить, как морская стихия постепенно обретает философскую глубину. Если ранние работы воспевают красоту и эмоциональность стихии, то поздний период переосмысляет море как глубокий символ.
Борьба со стихией и романтизм 1840-х
Одна из главных тем Айвазовского — противостояние человека и морской стихии. Ее ярким примером служит картина «Девятый вал». На полотне изображается раннее утро после шторма, а перед героями на обломках корабля предстает грозная волна. Игра контрастов здесь усиляет драматичный сюжет: умиротворение рассвета и буйство волн; сочетание лиловых, желтых с «морскими» оттенками; первые лучи солнца и последняя волна.
«Девятый вал» (1850). Источник
В этот период на Айвазовского влияет творчество Карла Брюллова. Романтизм и эпичность сцен художника проявляются в изображении морского боя. Например, в картине «Чесменский бой» Айвазовский зафиксировал героический пафос и победу русских моряков над горящим турецким флотом.
«Чесменский бой» (1848). Источник
графический дизайнер с нуля до про
профессия| 18 месяцев
графический дизайнер с нуля до про
Пройдите обучение на новой платформе и соберите более 40 работ в портфолио. Две специализации, дополнительные модули по 3D, лендингам, After Effects, типографике
научиться
Поэзия путешествий 1860-х
1860-е года считаются расцветом творчества Айвазовского. В этот период художник путешествует и делает многочисленные наброски местности Кавказа. Коллекция его полотен пополняется горными массивами и бытовыми сценами. Этот цикл отмечается особенной мягкостью цвета.
«Вид Тифлиса» (1869). Источник
«Кавказ» (1868). Источник
Айвазовский был и на открытии Суэцкого канала, откуда появились полотна, изображающие песчаные пейзажи и быт Египта.
«Караван в Оазисе» (1869). Источник
«Голубые марины» 1870-х
Цикл этих картин отмечается богатой и тонкой палитрой голубо-зеленых оттенков. В них по-особенному Айвазовский передал сияние и воздушность моря. Большую часть композиции занимает небо, а цвет волн лазурный. Художник передает мягкость и свежесть стихии, что стало новым явлением для русских пейзажистов.
«Американские суда у скалы Гибралтара» (1873). Источник
Вечные сюжеты: библейские и философские сцены 1880-х
На протяжении всего творчества Айвазовский обращается к морским сценам из Священного Писания. В поздний период он обращается к этой теме чаще и наделяет море символизмом. В его работах стихия то предстает безжалостной и гневной («Всемирный потоп»), то воплощает собой умиротворение и спокойствие («Сошествие Ноя с горы Арарат»).
«Всемирный потоп» (1864). Источник
Художник наделяет свет философским смыслом, особенно это видно в работах с библейским сюжетом. Сквозь тучи он оставлял проблеск солнечного луча или лунный блик, что символизирует надежду и веру в лучшее. В картине «Переход евреев через Красное море» стихия предстает как символ перехода к новой вере и визуально делит композицию на две части. Тонкий луч света тянется к Моисею и воплощает новую жизнь.
«Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь», — говорит армянский художник Мартирос Сарьян.
«Переход евреев через Красное море» (1891). Источник
Практические советы: как вдохновляться Айвазовским
Творчество художников XIX века может служить источником вдохновения для современных проектов. Анализ картин и техники поможет найти приемы, которые подойдут для вашего брендинга.
Три этапа, которые помогут проанализировать творчество мастеров:
- Визуальный анализ: цвета и композиция.
На этом этапе нужно изучить палитру художника и определить, какие оттенки преобладают и как они воздействуют на зрителя. При выборе цвета для своего брендинга важно учитывать, какую эмоцию вы хотите транслировать. Затем анализируем композицию — какие приемы использует мастер для удержания внимания. Например, выделение главной фигуры световым контрастом или как художник разделяет пространство (больше воздуха или поверхности земли).
- Технический разбор: фактура и принципы работы.
На втором этапе рассматриваем как художник работает с краской, какие техники использует для ее нанесения. Это могут быть легкие слои или фактурные мазки, которые, например, добавляют нежность или динамику работе. Художественные эффекты можно переводить в цифровые: имитировать фактуру, добавлять градиент или использовать блюр.
- Систематизация: мудборд и подборки.
После анализа произведения у вас выстраивается ассоциативный ряд. Сделайте мудборды или подборки, которые помогут вам передать то ощущение, которое вы уловили. Например, некоторые полотна Айвазовского ассоциируются с пастельными оттенками и спокойствием, а другие с насыщенным цветом и внутренним волнением.
Такой анализ дает дизайнерам готовые схемы работы с цветом и композицией. При системном подходе наследие мастеров прошлого становится актуальным источником визуальных решений.
Сложные оттенки палитры
Айвазовский запоминается своей богатой цветовой палитрой. Цвет в чистом виде он не использовал, а составлял его из полутонов: бирюзы, ультрамарина, кобальта. «Морские» оттенки он усиляет контрастными и теплыми: розовый, лиловый, оранжевый. Это создает динамику и наделяет работу эмоциональностью.
Мягкая «морская» палитра подойдет для проектов, которые транслируют спокойствие и доверие. Это могут быть природные комплексы, спа-отели, экокосметика или приложения для здоровья. Сложные цвета художника можно использовать как фон в виде градиента, а контрастными сделать акценты: декоративные элементы, кнопки или заголовки.
Пример фона с использованием мягкого градиента. Источник
Воздушная перспектива и акцент на деталях
Работы художника очень детализированные. Дальние планы растворяются в легкой дымке, а передние поражают четкостью линий. Даже на полотнах, в которых отсутствуют человеческие фигуры и корабли, передний план проработан: Айвазовский уделяет внимание кружеву морской пены.
Создать иллюзию глубины помогут наплывающие элементы в интерфейсе по мере прокрутки страницы или блюр в качестве фона. При этом главные детали можно подчеркнуть контуром или выделить контрастным цветом.
Пример наложения элементов в веб-дизайне. Источник
Главное про Айвазовского
- Айвазовский писал по памяти, а с натуры делал лишь небольшие наброски.
- Море на его полотнах — это полноценный герой. Мастер относился к стихии как к живому и быстротечному потоку.
- Маринист много путешествовал и наблюдал за морем с берегов Италии, Кавказа и Египта.
- Художник романтизировал море и наделял его человеческими чувствами и эмоциями.
- Айвазовский писал тонкими лессировками, поэтому его море светится изнутри. Он использовал сложные оттенки и полутона, а в его «морской» палитре можно встретить контрастные розовые и оранжевые цвета.
- Одна из главных тем его работ — противостояние человека морской стихии.
Кто такой Айвазовский и почему его называют гением? Айвазовский — художник-маринист, известный своим мастерством изображать морскую стихию в разнообразных состояниях. Его называют гением за его способность наделять море эмоциональностью и умение передавать полупрозрачный свет в волнах.
Какие картины Айвазовского самые известные? Самые популярные картины мариниста: «Девятый вал», «Волна», «Черное море», «Лунная ночь на Босфоре», «Радуга».
Чем его техника отличается от других художников-маринистов? Айвазовский писал тонким слоем масляной краски, поэтому море получалось полупрозрачным и живым. Он создавал стихию по памяти в мастерской, а не с натуры.
Где можно увидеть работы Айвазовского сегодня? Работы Айвазовского можно увидеть в Русском музее (Санкт-Петербург). Сейчас там проходит выставка «О, море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII–XX веков» (до 27 октября). Самая большая коллекция работ находится в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского (Крым).
бесплатный мини-курс графический дизайнер с нуля
бесплатный мини-курс графический дизайнер с нуля
Пройдите тест и откройте доступ к урокам. Познакомьтесь за 3 дня с Illustrator и Photoshop, узнайте, что такое айдентика, создайте концепт бренд-дизайна и получите кейс для Behance. Бессрочный доступ к записям и комьюнити в Telegram и 4 полезных материала в подарок
Научиться