Гид по общению с клиентами для дизайнера

Гид по общению с клиентами для дизайнера

Для многих дизайнеров самым сложным в работе оказывается общение с клиентами. И это понятно: они могут быть требовательными и чересчур эмоциональными (возможно, не без причины). С помощью мемов разбираемся, что с этим делать. Бонус в конце статьи: подборка лучших книг для общения с клиентами. 

Определите роли

бесплатно

ИСКРА — неделя знакомства с дизайн-профессиями

Выберите дизайн-профессию, которая нужна в IT

У любого дизайнера был минимум один клиент, который пытался взять на себя полный творческий контроль. Если новый заказчик пытается отобрать руль, дизайнер жестко, но вежливо может попросить его вернуть. 

Дайте понять клиенту, что учтете все его референсы, но, чтобы отношения оставались здоровыми, вам должны предоставить творческую свободу. В рамках ТЗ, конечно. 

Самое классное, когда работу оценивает не только клиент, но и «эксперты» со стороны. Брат владельца бизнеса, который 2 месяца изучал HTML в летнем лагере 15 лет назад, одноклассник, кот. Источник

В то же время не стоит забывать, что клиент — эксперт в своей области. Он знает свою целевую аудиторию, а дизайн ему нужен для достижения определенных целей. 

Эффективность — ничто. Эстетика — все. Источник

Определите объем и сроки

Дизайнер знает, сколько времени уйдет на тот или иной этап работы, клиент — нет. Важно заранее обозначить время, объем и условия оплаты. 

Если клиент в какой-то момент попробует нарушить правила, дизайнеру лучше вежливо сослаться на согласованный план: «Буду рад обсудить цену и объем будущей работы, но сначала закончим с этим». 

Вы знаете, как идет работа над проектом, клиент — нет. Источник

Задавайте вопросы. Много вопросов

Часто новички задают мало вопросов, так как боятся показаться клиенту некомпетентными. На самом деле чем больше вопросов задаст дизайнер, тем более внимательным и аккуратным будет выглядеть в глазах заказчика. Не говоря уже о том, что в будущем это убережет его от массы лишних переделок. 

Так что дерзайте: выясните, есть ли у клиента гайд, и что в нем жестко зафиксировано, а что — нет, и какая степень свободы. Хорошо бы собрать референсы и обсудить их с клиентом — что именно нравится и почему, — и сразу дать свою оценку с аргументами.

Буквально. Источник
Читайте также

И не верьте клиентам, которые говорят что-то про «сделайте на свой вкус», «вы же тут дизайнер, вам виднее». Иначе…

Иначе будет так. Источник

Согласуйте промежуточные этапы

Скорее всего и у вас, и у клиента плотные графики, но лучше выделить время для встреч и обсуждать промежуточные этапы работы. С одной стороны, это поможет сэкономить ресурсы на глобальных правках, с другой — не прокрастинировать до последнего. 

Судя по количеству комиксов на эту тему, Sarah Andersen знает, о чем говорит

Еще одно важное уточнение: внимательно слушайте клиента и не думайте, что он ходит на встречи для галочки и просто просит, например, сделать цвет «менее желтым». Скорее всего, он действительно заинтересован в этом проекте. 

Вот так точно не будет. Источник

Фиксируйте договоренности

Замечания от клиента могут быть, даже если вы часами собирали идеальную цветовую палитру, искали шрифты, которые сочетаются друг с другом, и перемещали элементы с точностью нейрохирурга. 

Не принимайте это на свой счет — вы не плохой дизайнер. 

Хотя глупо спорить — так тоже бывает. Источник

Важно сразу определить критерии задачи. Например, вы договорились, что нужно сделать брендинг: 
1. Гибким для разных носителей.
2. Более премиальным.
3. Отличающимся от конкурентов. 

Еще раз покажите их перед презентацией дизайна. 

Источник. С цветами вообще всегда все непросто. Листайте дальше 👉🏻
Кажется, у любого дизайнера есть собственный словарик для обозначения цветов от клиента. Источник

Отдельная боль — когда работу принимают разные люди в несколько этапов. Вы уже согласовали макет, а тут оказывается, что надо все переделывать. Знакомо? 

Лучше всего сразу продумать, как поступать в такой ситуации, и подстраховаться договором. На первом этапе брифовать вас может один человек, а на следующем — другой. Важно подписывать промежуточные акты и предлагать разумные варианты решений.

Главное — вникнуть в аргументы клиента. А вдруг он прав? (Да нет, бред какой-то) Источник

Бонус: книги про коммуникацию

Практически классикаКниги последних лет
✔️ Сначала скажите «НЕТ»
✔️ Закон успешных инноваций
✔️ Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров
✔️ Как разговаривать с мудаками
✔️ Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно
✔️ Дизайн — это работа
✔️ Тише! Говорит клиент
✔️ Джедайские техники конструктивного общения
✔️ Подумайте еще раз
✔️ Клиентоцентричность: Отношения с потребителями в цифровую эпоху

ИСКРА — бесплатная неделя знакомства с дизайн-профессиями

7 дней, которые разожгут в вас искру интереса к дизайну. Познакомьтесь с востребованными профессиями и выберите ту, которая подойдет именно вам.

Разжечь искру
Медиа Contented