Всем ли подходит работа на фрилансе? Как подготовиться к получению первого заказа? Как рассчитать стоимость работы? Как общаться с клиентами? Чтобы помочь вам разобраться в этой непростой теме, делимся главными тезисами из нашего вебинара с Евгенией Кот, графическим и веб-дизайнером.
Что такое фриланс?
Фриланс объединяет в себе дизайн и предпринимательство. Если говорим о фрилансе как о полноценной занятости, к нему нужно подходить как к собственному бизнесу: всё время думать, где найти новых клиентов, как удержать старых, как возвращать их к себе с новыми проектами.
Поэтому такой формат подходит не всем: есть люди, которым проще положиться на руководство и получать зарплату за понятные ему действия.
При этом фриланс — универсальная среда, где вы можете быстро обучаться новому, переключаться с одной задачи на другую и двигаться от одного продукта к другому.
Фрилансер — сам себе менеджер и арт-директор. Вы сами принимаете решения о том, как строить коммуникацию с клиентом, как презентовать проект, как его защищать, где разграничиваются ваши с клиентом зоны ответственности.
Как подготовиться к поиску первого заказа на фрилансе. План действий
Позиционирование. Как представлять себя в интернете?
В первую очередь нужно понять, кто вы. Задайте себе следующие вопросы: что вы за дизайнер? Чем вы занимаетесь? В чем ваши сильные и слабые стороны?
Вам предстоит рассказывать о своей специализации и показывать лучшие кейсы, и стоит научиться делать это в паре предложений.
Важно понимать, что видят люди, когда забивают в поиск ваше имя. Клиенты могут смотреть ваши профессиональные площадки — Behance или Dribbble, личный сайт и социальные сети. Они должны видеть ваше лицо, ссылки на другие сети и портфолио, специальность. В социальных сетях стоит показывать свою жизнь, работу и учебу.

Если вы общаетесь в мессенджерах, там тоже стоит оставить краткое описание профиля. Не обязательно представлять себя на всех площадках, но нужно выбрать несколько и вести их регулярно.

Определение аудитории. Кто твой клиент?
Есть несколько типов клиентов, которые обращаются за услугами фрилансера:
- Крупные компании. Отделы маркетинга с большим потоком контента часто не успевают самостоятельно готовить иллюстрации и обращаются за услугами фрилансеров.
- Малый и средний бизнес. В этом случае клиента интересует развитие своей компании и то, сколько денег он сможет заработать с вашей помощью.
- Агентства. Они обращаются к фрилансерам, чтобы разгрузить собственные дизайн-команды. В этом случае фрилансеры работают напрямую с арт-директором и могут выполнять очень разноплановые задачи.
- Текучка. Это маленькие по объему экспресс-заказы, которые позволяют быстро получить оплату и заполнить портфолио.
- Удаленка. Это ваши постоянные клиенты, для которых вы ежемесячно выполняете определенный пул задач.
Нужно понимать, какие клиенты вам подходят. Например, если вы рассчитываете на агентства, то и свое портфолио можно скорректировать под их потребности.
Где искать клиентов?
- Сарафанное радио — вас рекомендуют клиенты или знакомые.
- Персонализированные предложения для компаний — вы сами отправляете информацию о своих услугах потенциальным клиентам.
- Сообщества, которые объединяют ваших потенциальных клиентов, например группы в соцсетях.
- Биржи для фрилансеров.
Как рассчитывать стоимость выполненной работы
Есть два основных способа оплаты:
- Фиксированная оплата. Тут нужно предположить, сколько времени у вас может занять работа. Можно рассчитать сумму, отталкиваясь от своей часовой ставки, и добавить 15% на риски.
- Оплата по часам. Есть специальные приложения-трекеры, которые помогают считать, сколько времени вы потратили на конкретную работу. Этот вариант лучше подходит для проектов, в которых вам сложно заранее рассчитать объем или вы понимаете, что придется подготовить несколько вариантов дизайна.
Как рассчитать свою ставку?
- Просмотреть ставки других дизайнеров вашего уровня на биржах и рассчитать свою, отталкиваясь от рынка.
- Оценить свои ежемесячные финансовые потребности и поделить эту сумму на количество рабочих часов.
В идеале эти цифры должны совпадать.
Как общаться с клиентом, чтобы не потерять заказ?
На старте сотрудничества:
- Оперативно реагируйте на запросы заказчика. Даже если прямо сейчас у вас нет времени, напишите об этом, а не пропадайте.
- Старайтесь договориться о звонке. Так проще найти общий язык и понять, подходите ли вы друг другу.
- После звонка высылайте краткое описание договоренностей, цены и тайминг. Во время звонка нормально попросить у клиента время, чтобы просчитать его стоимость.
Во время работы:
- Презентуйте проект. Это можно делать по видеосвязи или с помощью записи экрана, где вы комментируете все шаги.
- Присылайте статусы по проекту. Если вам нужно взять дополнительное время, важно не пропадать, а держать клиента в курсе.
- Не разговаривайте из позиции «Я дизайнер, а ты дебил». Старайтесь понимать клиента и вежливо объяснять свое мнение.
- Не разговаривайте из позиции «Ты платишь, я делаю».
- Помнить, что работа с клиентом — это всегда команда.
После сотрудничества:
- Проводите бесплатные консультации, если клиенту нужна небольшая помощь.
- Напоминайте о себе время от времени.
- Рассказывайте клиенту, чем еще вы можете помочь.
Какие ошибки совершают начинающие фрилансеры
- Работают без договора. Лучше заключать договор с клиентами через ИП или как самозанятый — таким образом вы будете работать легально и обезопасите себя от рисков.
- Работают без предоплаты. Это уместно в некоторых случаях, но безопаснее дробить оплату.
- Нарушают дедлайны. Это плохо влияет на репутацию фрилансера.
Узнать больше можно, посмотрев вебинар: