Как и чем рисовать лицо человека
Тут все зависит от цели. Если хочется просто попробовать, то берите любой карандаш и блокнот. Если нет блокнота, подойдет даже тетрадный лист. Ведь в начале самое главное — понять принцип и технику.
Но если хочется больше комфорта, то выбирайте бумагу средней плотности в формате А4. На ней удобнее рисовать, потому что есть место для разметки. Карандаш выбирайте мягкий, с маркировкой B или 2B. Он не царапает бумагу, хорошо ложится и, самое главное, легко стирается. Ластик можно взять самый обычный белый или специальную художественную клячку. Она оставит еще меньше следов.
Если рисуете на планшете, открывайте любую программу, где есть кисти: Procreate, Krita, Painter или Clip Studio Paint. Главное — чтобы в программе можно было делать наброски, увеличивать масштаб и работать со слоями.
Читайте также:
Как нарисовать свой комикс: инструкция
Шаг 1. Начните с общей формы головы
В художественных школах для этого чаще всего используют овал или вытянутую форму, которая напоминает перевернутое яйцо. Верхняя часть головы чуть шире, нижняя — уже. Не старайтесь сразу сделать идеально ровный контур: на первом этапе важно его просто обозначить. Эта форма — основа будущего лица.
Пример разделения лица человека по пропорциям. Источник
В художественных школах учат, что голову нужно поделить на три равные части: от макушки до линии бровей, от бровей до основания носа, от носа до подбородка. Это помогает создать стандартное лицо.
Шаг 2. Добавьте вспомогательные оси
Всего у нас две оси: вертикальная и горизонтальная. Первая поможет понять, где будут располагаться глаза, нос и рот. Вторая — глаза, брови, основание носа и рта. Все это станет отправной точкой.
Когда рисуете живого человека, например с натуры, и его пропорции явно выходят за эти рамки, можете немного изменить положение линий. Ведь не зря есть понятие вытянутых лиц, высоких и низких лбов и широкой и узкой посадки глаз.
Шаг 3. Найдите линию глаз и проработайте пропорции головы
Чтобы глаза оказались на правильной высоте, делим всю высоту головы пополам и получаем линию глаз. Даже если кажется, что глаза должны быть выше, это не так, и пропорции говорят об обратном. В реальности они всегда находятся примерно посередине между макушкой и подбородком, просто мы не рассматриваем свое лицо с линейкой.
Анатомия глаза и расположение элементов: веки, зрачок и окружение. Источник
Теперь перейдем к корректировке формы черепа: верхняя часть должна быть округлой. Еще сразу можно наметить линию роста волос: она находится на одной трети от макушки до линии глаз. Определить правильное расположение можно так: от нее до бровей идет одна треть, а от бровей до основания носа — еще одна.
Анатомия скелета. Источник
На этом же этапе можно обратить внимание на подбородок — он никогда не бывает острым. Обычно закруглен или приплюснут по отношению к шее.
Шаг 4. Разметьте расположение носа и губ
Следующая важная горизонталь — основание носа. Важно понимать, что это не точка, а зона, которая определяет, где заканчивается хрящ и начинается часть лица с губами.
Чтобы было понятнее, разберем в пропорциях. Основание находится на расстоянии одной трети от линии бровей до подбородка: если все лицо делится на три равные части, то нос заканчивается на границе второй.
Расположение носа и губ относительно черепа. Источник
Теперь найдите середину между основанием носа и подбородком — это будет ориентир для рта. Конечно, у всех разные лица: у кого-то губы чуть выше, у кого-то подбородок короче, но мы идем по стандартной схеме. Обычно губы не находятся прямо на этой линии, а «висят» над ней — то есть верхняя губа начинается чуть выше, а нижняя опускается ниже. Теперь наметьте уголки рта — они находятся под зрачками.
Схема расположения носа, губ и подбородка. Источник
Шаг 5. Постройте глаза
Теперь, когда есть пропорции, можно вернуться к глазам. Нам сейчас пригодится та рамка, которую мы наметили в шаге 2. У нас уже есть высота глаз, их положение и расстояние между ними. Если что-то разметили не так, можно себя проверить: между глазами должен помещаться еще один, а по бокам — по половине «глаза».
Теперь перейдем к форме: глаз вписан в глазницу, и его нижняя линия почти всегда прямая или поднята к внешнему углу. Основной наклон задает верхнее веко, так как оно более выражено и подвижно. Радужка частично перекрыта веком, то есть она никогда не будет полностью круглой.
Способ рисования глаза с разных ракурсов и его штриховка. Источник
Прорисовывать ресницы или блики пока что не нужно, ведь важнее передать именно конструкцию, толщину век, глубину посадки и симметрию.
Читайте также:
Как стать иллюстратором: инструкция для новичков
Шаг 6. Постройте нос
Нос — самая выступающая часть лица, и с ней часто бывают сложности. Вот что стоит запомнить: нос — не треугольник, а «объем», который вписан между глазами и ртом и продолжает линию лба.
Анатомия носа и его штриховка. Источник
Звучит тяжело, но на практике все легче. Ширина носа обычно совпадает с внутренними уголками глаз, а ноздри — это овалы, которые загибаются внутрь.
Если рисуете портрет в анфас — спереди, то симметрия критична: ноздри должны быть на одной линии, а крылья носа — одинаковыми по высоте. Если голова повернута, то одна сторона уходит в перспективу, а ширина сокращается.
Шаг 7. Нарисуйте рот
Начните с центральной линии рта: она повторяет форму черепа и никогда не бывает абсолютно прямой. Уголки губ опускаются или поднимаются в зависимости от выражения лица, но в нейтральной позе они располагаются чуть ниже центральной горизонтали.
Детальный разбор губ и разные ракурсы. Источник
Толщину губ выбирайте сами: у кого-то они пухлые и маленькие, у кого-то — тонкие и вытянутые. Проще всего их нарисовать так: верхняя губа — трапеция, а нижняя — округлая. Чтобы создать объем губ, нужно сделать впадину между губой и подбородком — тут поможет тень.
Шаг 8. Обозначьте уши и шею
Уши часто забывают или рисуют слишком высоко. По правилам их высота ограничена двумя линиями: линия бровей и линия основания носа. Форма уха действительно сложная, там есть завитки, объемы и углубления, но важно наметить контур.
Ухо имеет сложную форму — вот его части. Источник
Шея — продолжение головы. Она начинается примерно от середины уха и уходит вниз под углом. Не рисуйте шею как палочки от подбородка — это нарушает логику анатомии. Лучше сразу заложить объем: представить шею как цилиндр, на который «посажена» голова.
Пример нарисованного лица без штриховки. Источник
Шаг 9. Добавьте объем с помощью штриховки
Остался самый важный этап, который вы, возможно, раньше пропускали и были недовольны результатом, — штриховка. Посмотрите на любое фото — на лице всегда есть тени от век, скул, губ и других частей. Поэтому нам нужно их повторить.
Пример лица мужчины со штриховкой. Источник
Вот где будут тени при нейтральном освещении:
- под бровями, в верхней части глазницы;
- в глазной впадине, особенно во внутреннем уголке;
- нос — одна сторона спинки уходит в полутень и соединяется с тенью под носом;
- под нижней губой;
- скулы — самая рельефная часть лица, тень идет от середины щеки к уху;
- лоб и нос — самые светлые участки, на них, наоборот, есть блики.
Лучше всего работать поэтапно: сделали тень, посмотрели, не много ли добавили. Помните, что штриховка не должна быть одинаковой везде. Поэтому где-то можно оставить акцент, где-то — пройтись, едва касаясь бумаги.
Именно светотень делает лицо объемным. С ее же помощью можно задать настроение. Если света много, то портрет будет казаться мягким и теплым, мало — больше драмы.
Главное о том, как нарисовать лицо
- Самое главное в рисовании — пропорции. Даже если кажется, что они выглядят странно, то это не так. Художники уже давно все просчитали.
- Лицо всегда объемное, даже на бумаге. Поэтому не стоит делать череп, скулы, впадины и подбородок плоскими.
- Чтобы лицо было живым, важно создавать светотень с помощью штриховки. Это последний и самый важный этап в вашей работе.
- Не зацикливайтесь на одной детали, смотрите на портрет целиком. Может быть, что-то нарисовано не очень качественно, но если оно на своем месте, то это уже делает картину лучше.
профессия коммерческий иллюстратор
профессия коммерческий иллюстратор
Завоевывайте сердца, создавая иллюстрации для книг и сайтов, логотипов, стикеров. 8 работ в портфолио, нужные навыки в резюме и реальный опыт прилагаются.
И неважно, учились ли вы художке или нет
Научиться