Как Pixar стала пионером компьютерной анимации
В середине 80-х годов Джон Лассетер работал аниматором в студии Уолта Диснея и интересовался новыми возможностями компьютерной анимации. Лассетер предложил создать мультфильм с помощью новой технологии. Но в студии его идеи раскритиковали, а самого аниматора уволили.
Тогда Ласеттер устроился на киностудию Lucasfilm, а уже в 1986 году стал одним из основателей студии Pixar. Там он смог реализовать свои идеи.
В 1988 году Ласеттер выпустил короткометражный мультфильм «Оловянная игрушка» с использованием компьютерной графики. А в 1995 году на экраны вышел полнометражный мультфильм «История игрушек», полностью созданный на компьютере.
Джон Лассетер вместе с героями «Истории игрушек». Источник
«История игрушек» стала самой кассовой картиной и уже в первые выходные собрала в прокате почти 400 млн долларов. А технология, которая поначалу воспринималась просто как эксперимент, со временем стала эталоном индустрии.
Что делает графику Pixar особенной
Pixar разработала собственный уникальный визуальный стиль, который делает ее героев и миры мультфильмов узнаваемыми. Ключевые особенности стиля: фотореалистичная анимация, внимание к деталям и эмоциональная выразительность персонажей.
Фотореалистичная анимация
Pixar использует передовые технологии рендеринга, аниматоры прорабатывают мельчайшие нюансы. Например, у Салли из «Корпорации монстров» детально прорисованы волоски на теле, а в мультфильме «В поисках Немо» реалистично передана физика воды.
Внимание к деталям
Перед тем как начать работу над проектом, аниматоры студии глубоко погружаются в тему. Например, аниматоры, работавшие над мультфильмом «В поисках Немо», обучались дайвингу и погружались с аквалангом, чтобы своими глазами увидеть Большой барьерный риф. А для понимания физиологии рыб — посещали лекции ихтиологов.
При работе над мультфильмом «ВАЛЛ-И» художники посетили различные мусорные свалки, где наблюдали за работой разных машин и приспособлений, а также изучали настоящих роботов.
Читайте также:
В чем главное отличие старых и современных иллюстраций: разбираемся на примере 5 книг
Эмоциональная выразительность персонажей
У героев мультфильмов широкий спектр мимики и жестов, что делает их живыми и реалистичными. Например, в мультфильме «Тайна Коко» команда столкнулась с проблемой, как передать эмоции у скелетов, ведь у них нет ни мышц, ни кожи. Тогда аниматоры решили визуально выделить зубы и глазницы, чтобы придать лицам выразительность.
Передовые технологии освещения и сложные текстуры
Pixar постоянно разрабатывает новые методы работы со светом, тенями и материалами. Компания использует собственный софт — RenderMan. Он считается эталоном для компьютерной анимации и создания визуальных эффектов.
С его помощью можно создавать любые текстуры. Например, передавать фактуру каменных поверхностей или человеческой кожи со всеми порами и морщинами. А еще — воссоздавать мельчайшие детали, рябь на воде или пыль на мебели.
Ниже подробно разберем, какие технологии и особенности графики использовались в каждом из анимационных фильмов студии.
«История игрушек» (1995)
«История игрушек» — первый полнометражный 3D-анимационный фильм, который был полностью создан с помощью компьютерной графики. Для 1995 года это была революция.
«История игрушек». Источник
Аниматоры придумали персонажей из пластика, ткани и других гладких материалов, поскольку в середине девяностых еще не умели воссоздавать более сложную фактуру. Но, не смотря на ограничения, герои выглядели очень выразительно благодаря продуманному дизайну и анимации.
Также Pixar разработала продвинутые алгоритмы освещения. Это позволило добиться глубины сцен и реалистичных теней.
«Корпорация монстров» (2001)
Ноу-хау «Корпорации монстров» — это сложная анимация меха и текстур. На шкуре Салли более 2 млн анимированных волосков, которые реагируют на движение и ветер.
«Корпорация монстров». Источник
Мир монстров очень разнообразен, они разных форм, размеров и текстур: от пушистых и мягких до склизких и чешуйчатых. А девочка Бу, которую спасает Салли, стала первым ребенком в мире 3D-анимации, чьи движения выглядят реалистично.
«В поисках Немо» (2003)
В мультфильме реалистично переданы подводный мир и сама водная гладь. Pixar разработала сложные алгоритмы для имитации света, его преломления и движения воды. Специальные фильтры создают эффект глубины, поэтому вдалеке вода выглядит более мутной и темной.
«В поисках Немо». Источник
«Рататуй» (2007)
Для мультфильма «Рататуй» Pixar разработала новые технологии рендеринга, чтобы еда выглядела максимально аппетитно. Каждая текстура: от хрустящей корочки хлеба до нежного соуса — детально проработана. Блюда выглядят очень реалистично, от них даже идет пар.
«Рататуй». Источник
Мультипликаторы работали вместе с шеф-поваром Томасом Келлером в его ресторане «Французская прачечная» для того, чтобы максимально погрузиться в процесс. А сам Келлер озвучил одного из посетителей ресторана «У Гюсто».
«ВАЛЛ-И» (2008)
В мультфильме «ВАЛЛ-И» аниматоры стремились передать состояние постапокалипсиса: заброшенные пейзажи выглядят как реальные. Ржавая поверхность робота ВАЛЛ-И, грязные стекла, песчаные бури — все это создает ощущение упадка и заброшенности.
«ВАЛЛ-И». Источник
Грязной и разрушенной Земле противостоит стерильный и чистый космос. Чтобы подчеркнуть этот контраст, внутри корабля «АксИома» царят яркие цвета, глянцевые поверхности и мягкое искусственное освещение.
Интересный факт: создатели мультфильма стремились сделать картину в духе документального кино. Размытый фон и легкое дрожание камеры при движении создают эффект документальной съемки.
«Вверх» (2009)
В мае 2009 года Каннский кинофестиваль впервые в истории открылся показом мультфильма. Им стала картина «Вверх» от студии Pixar. Это приключенческая история о старике, мальчике и их путешествии в Южную Америку.
Графика «Вверх» сочетает стилизованный дизайн персонажей, кинематографическую подачу и тщательно проработанные детали окружающего мира. Все вместе это создает трогательную и захватывающую визуальную историю.
«Вверх». Источник
«Храбрая сердцем» (2012)
«Храбрая сердцем» вдохновлена шотландской природой. В мультфильме детально проработаны деревья, горы, реки. Особое внимание уделено мху, траве, листьям и камням — все эти детали создают ощущение дикого леса. В студии использовали сложные технологии освещения, чтобы добиться мягкого, естественного света.
«Храбрая сердцем». Источник
Отдельная находка мультфильма — анимация волос Мериды. Pixar придумала новый симулятор волос, чтобы сделать их естественными, объемными и живыми. Копна состоит из более чем 1500 локонов, которые двигаются независимо друг от друга.
«Головоломка» (2015)
«Головоломка» отличается уникальным дизайном эмоций. Каждая эмоция (Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость, Страх) имеет свой цвет и форму, которые отражают ее характер.
«Головоломка». Источник
Еще у мультфильма необычный дизайн воспоминаний и мыслей. Воспоминания представлены в виде сфер с мерцающим содержимым, их цвет меняется в зависимости от эмоций. А реальные зоны мозга, например абстрактное мышление, выполнены в разных художественных стилях, отражающих их функции.
«Тачки 3» (2017)
В «Тачках 3» передан эффект спортивного репортажа. Камера двигается как в реальных гонках. Замедленные кадры и крупные планы позволяют почувствовать скорость и напряжение. Реализма добавляет и так называемая грязная камера, на линзе которой видны капли воды и частицы пыли.
«Тачки 3». Источник
«Тайна Коко» (2017)
В «Тайне Коко» художники стремились показать контраст между между реальным миром и страной мертвых. Город в мире мертвых вдохновлен мексиканскими городами, с их хаотично расположенными домиками, мостами и лестницами. Мягкое освещение подчеркивает мистическую атмосферу и создает ощущение волшебства.
«Тайна Коко». Источник
«Суперсемейка 2» (2018)
По манере съемки «Суперсемейка 2» напоминает супергеройский боевик с динамичными экшен-сценами и эффектом ручной камеры. При этом сам дизайн города вдохновлен ретрофутуризмом: автомобили, здания и костюмы передают атмосферу старых комиксов о шпионах и супергероях.
«Суперсемейка 2». Источник
«Душа» (2020)
В «Душе» гармонично сочетаются фотореализм и абстракция. В мультфильме реалистично показан Нью-Йорк: улицы, здания, интерьеры, освещение. Зритель видит отражения в стеклах и даже частички пыли в воздухе.
«Душа». Источник
Реальному городу противостоит абстрактный мир душ. Он минималистичен, выполнен в мягких пастельных тонах. Души нарисованы в виде линий и геометрических форм, что придает им потусторонний вид.
«Лука» (2021)
Создатели «Луки» вдохновлялись итальянскими пейзажами и классическими мультфильмами. Это первая картина, в которой Pixar отказалась от гиперреализма в пользу более «кукольного» стиля. Изображение выглядит нарисованным вручную, с мягкими текстурами и плавными переходами цвета.
«Лука». Источник
Лица героев напоминают пластиковых кукол, с большими глазами и мягкими чертами, а мимика намеренно преувеличена в духе классических 2D-мультфильмов.
«Базз Лайтер» (2022)
Pixar создала этот фильм как гипотетический «фильм в фильме», который мог бы вдохновить Энди из «Истории игрушек» на покупку игрушки Базза.
«Базз Лайтер». Источник
Графика «Базза Лайтера» более реалистичная и детализированная, чем в традиционных мультфильмах Pixar. Студия сделала акцент на научную фантастику, сложное освещение и кинематографичную анимацию. Это делает мультфильм визуально более серьезным, напоминающим sci-fi-блокбастеры.
«Элементарно» (2023)
Каждый персонаж мультфильма состоит из природных стихий: огня, воды, земли и воздуха. Причем их тела постоянно движутся и изменяются.
Pixar применила передовые технологии для создания необычных анимационных эффектов, света и текстур. Например, Искра подрагивает как пламя, Уэйд течет и капает, а воздушные персонажи плавно парят.
«Элементарно». Источник
Особое внимание уделено естественным переходам. Например тому, как пар поднимается от огненных персонажей при контакте с водой.
Как Pixar повлияла на другие студии и изменила индустрию
Pixar произвела революцию в мире 3D-анимации, задала новые стандарты технологий, повествования и визуального стиля. После успеха Pixar другие студии, включая DreamWorks, Disney, Blue Sky и Sony, начали активно использовать 3D-анимацию.
Pixar всегда стремилась к высокой реалистичности деталей. Каждый новый мультфильм поднимал планку все выше и выше. Например, в «В поисках Немо» появилась реалистичная симуляция воды, в «Рататуе» — детализированная текстура еды, а в «Храброй сердцем» — новая система анимации волос.
Хотя компания в основном известна благодаря своим мультфильмам, Pixar также разработчик решений в области трехмерной компьютерной графики. А ее программное обеспечение для рендеринга использовали при создании таких культовых фильмов, как «Титаник», «Матрица» и «Властелин колец».
профессия моушн-дизайнер с нуля до про
профессия моушн-дизайнер с нуля до про
Научитесь передавать идею через движение с нуля, практикуясь на реальных кейсах.
Вы пройдете онлайн-стажировку в агентстве — получите опыт настоящей работы, который можно добавить в резюме
Научиться