обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Как провести конкурентный анализ и зачем он нужен дизайнеру

Как провести конкурентный анализ и зачем он нужен дизайнеру
6 февраля, 2024
7 мин

Создать уникальный бизнес, у которого нет конкурентов, — мечта многих предпринимателей. Но на практике большая часть проектов вынуждена соревноваться за внимание покупателя. Что нужно знать о конкурентах и как использовать эти знания с пользой, рассказывает продуктовый дизайнер Kydas, ментор Contented Кирилл Староста.

Зачем нужен конкурентный анализ

Прежде чем начать работу над проектом, важно изучить, что уже предлагает рынок. 

Конкурентный анализ помогает:

  • выявить лидеров и аутсайдеров;
  • узнать сильные и слабые стороны конкурентов;
  • разработать собственное позиционирование.

Дизайнер проводит такой анализ сразу же после заполнения брифа. Это помогает найти идеи и изучить отрасль в целом. Например, если придет узкопрофильный клиент — швейная фабрика или фармацевтическая компания, то конкурентный анализ поможет лучше погрузиться в тему и понять особенности рынка. Без этого невозможно сделать хороший жизнеспособный продукт. 

Кому нужен конкурентный анализ

Это обязательный этап для всех, у кого есть конкуренты. В первую очередь речь про традиционные виды бизнеса — те, которые уже представлены на рынке: кофейни, магазины одежды, мебельные фабрики и другие. 

Как правило, в этом случае трудностей с поиском конкурентов нет — это компании, которые оказывают аналогичную услугу и работают в том же ценовом сегменте. Например, прямой конкурент «Вкусно — и точка» — Burger King, а конкурент Wildberries — другой популярный маркетплейс Ozon. 

Гораздо труднее найти конкурентов, если у вас принципиально новая услуга или стартап, которых раньше не было на рынке. В этом случае речь идет о поиске вторичных конкурентов. Это компании, которые оказывают другую услугу или продают другой товар, но при этом закрывают ту же потребность клиента. Например, чтобы вовремя добраться до работы, можно вызвать Uber или арендовать машину в сервисе каршеринга «Делимобиль». Услуги разные, но для клиента они взаимозаменяемы. Поэтому мы также можем включить их в наш анализ конкурентов.

Как сделать конкурентный анализ

Чтобы получить максимум пользы от анализа конкурентов, лучше проводить его в четыре этапа.

Этап 1. Постановка цели

В самом начале важно понять, какую именно информацию о конкурентах мы хотим собрать. Например:

  1. Какие услуги предоставляет конкурент?
  2. Насколько удобно делать заказ? 
  3. Как оформлена корзина на сайте?
  4. Какие есть удачные и неудачные решения на сайте конкурентов? 

Лучший способ поставить цель — сегментировать собственные этапы работы. Составьте список того, что предстоит сделать вам, например структура сайта, графика, карточки товаров, а затем — оцените, как с этим справились конкуренты. Без цели можно долго листать чужие сайты, но так и не сделать ни одного полезного вывода.

Этап 2. Поиск конкурентов

Общая рекомендация — искать там, где искал бы реальный клиент. Например:

  • в поисковых системах (Google, Яндекс);
  • социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Instagram*);
  • каталогизаторах и т.д. (2ГИС, Яндекс.Услуги).

Помните, что реальный покупатель редко заходит дальше 5–10 первых ссылок. И именно эти конкуренты нас интересуют в первую очередь. Важно изучить тех, кто находится на виду у клиента. Составьте список и переходите к следующему этапу.

Поиск конкурентов в поисковых системах
Поисковые системы — один из лучших способов быстро найти конкурентов для любого проекта

Этап 3. Анализ

Список критериев, по которым мы будем оценивать чужие сайты, напрямую зависит от того, какая задача перед нами стоит. Обычно дизайнер обращает внимание:

  • на графику;
  • цветовые решения;
  • пользовательские сценарии;
  • структуру сайта;
  • систему навигации.

Можно оценивать сайт целиком или отдельные его элементы. Например, если наша цель — сделать header (шапку) сайта, то в процессе анализа важно понять, как с аналогичной задачей справились конкуренты и какое из решений оказалось наиболее удобным для пользователя. Можно использовать обычную score-шкалу от 1 до 5 и проставить оценки. 

Конкурентный анализ на практике
Анализ помогает выявить не только сильные, но и слабые стороны конкурентов

Чтобы лучше справиться с этой задачей, дизайнеру необходимо развивать насмотренность. Также можно ставить себя на место обычного пользователя, чтобы понять, что действительно цепляет и нравится на сайте.

Этап 4. Подведение итогов

Полученные данные обязательно нужно обработать и сегментировать. Я рекомендую составить список решений, которые хотелось бы реализовать. Важно понять, сколько времени и ресурсов займет каждая из идей и насколько они важны для бизнеса прямо сейчас. Можно разделить решения:

  • на простые и важные: те, которые влияют на конверсию клиентов, но не требуют больших затрат времени, — изменить размер фото или поменять расположение кнопки;
  • важные, но сложные: те, которые также влияют на конверсию, но требуют больше времени и усилий, — создать дополнительный блок с информацией, настроить интеграцию с картами;
  • не важные, но простые: решения, которые коренным образом не скажутся на эффективности сайта, но при этом и не требуют много времени на реализацию, — изменить цвет кнопки, добавить надпись, изменить шрифт;
  • сложные и не важные: идеи, которые не повлияют на конверсию и трудны в исполнении, — сложные анимации, элементы 3D-графики.

Такая классификация поможет определить, какие задачи стоят в приоритете и над чем следует работать в первую очередь. 

При этом речь не идет о слепом копировании конкурентов. Обязательно адаптируйте все идеи под себя. А еще лучше — учитывайте и исправляйте чужие ошибки. Можно увеличить слипшиеся отступы, сделать корзину более удобной, исправить анимацию. Обычный копипаст не принесет желаемого результата.

Лайфхаки для работы

Чтобы анализ конкурентов принес максимум пользы, помните про три важных правила:

  1. Делайте скриншоты

Обязательно фиксируйте все, что видите. Для удобства можно воспользоваться специальными приложениями, например ScreenHunter в Windows и Skitch на Mac.

  1. Записывайте мысли и идеи

Делайте пометки рядом с картинкой, отмечайте плюсы и минусы. Для удобства можно составить презентацию или воспользоваться досками: 

  • FigJam
  • Miro

Письменный конспект поможет не упустить важную информацию, а еще им легко поделиться с коллегами.

FigJam
FigJam — удобный инструмент для создания коллажа со скриншотами и подписями
  1. Декомпозируйте

Избегайте больших скриншотов на весь экран и делите сайт на составляющие. Это поможет сделать анализ более подробным и не упустить важные детали. 

Чек-лист для дизайнера

Конкурентный анализ — важный этап разработки нового продукта. Дизайнеру он помогает не только лучше понять особенности рынка, но и разработать для клиента собственное уникальное позиционирование. 

Если вы получили заказ на разработку дизайна: 

  1. Определите, есть ли у проекта конкуренты. Если нет прямых, обязательно проверьте, нет ли компаний, которые закрывают ту же потребность другим продуктом. 
  2. Поставьте цель, определите, что именно вы хотите знать о конкурентах. 
  3. Составьте список конкурентов — ищите там, где искал бы реальный клиент. 
  4. Изучите сайты конкурентов. Делайте скриншоты, много скриншотов. 
  5. Оформите выводы на доске или в презентации, пропишите все плюсы и минусы, которые увидели. 
  6. Составьте список решений, которые хочется реализовать, и ранжируйте его по трудности и важности. 
  7. Берите в работу удачные решения — от простых и важных к сложным и незначительным. Не забывайте адаптировать все идеи под себя. 

* Принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в России.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент