обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

История и особенности стиля модерн

История и особенности стиля модерн
24 января, 2024
11 мин

Модерн — это стиль в искусстве, зародившийся в конце XIX века. Он отличался плавными линиями, природными мотивами и приглушенной цветовой гаммой. В статье разбираемся, какие признаки отличают его от других стилей и как он повлиял на сферу дизайна.

Что такое модерн

Модерн — это художественное направление в искусстве, основной принцип которого заключается в фразе: «Функция задает форму». Это выражение приписывают архитектору Луису Салливану. Оно означает, что в основу зданий, мебели и художественных произведений той эпохи сперва закладывали функциональность предмета, а уже потом прорабатывали внешний вид и эстетику. 

Чем отличаются модерн и модернизм

Слово «модерн» переводится, как «современный», но его часто путают с созвучным понятием «модернизм», хотя это разные термины и разные явления в искусстве:

  • Модернизм — это обобщенное название всех культурных течений в первой половине XX века. В него входят сюрреализм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм и другие направления того времени.
  • Модерн — одно из множества течений начала XX века. В английской и французской культуре этот стиль также получил название ар-нуво, что в переводе с французского означает «новое искусство», в некоторых странах стиль также получил свое название.

Как называют модерн в разных странах

СтранаНазвание
Великобритания и Франция«Ар-нуво»
Австрия и Венгрия«Сецессион»
Италия«Стиль Либерти»
Швейцария«Еловый стиль»
Германия«Югендстиль»
США«Тиффани»

Большое количество разных названий связано с тем, что представители искусства в каждой стране вкладывали в модерн свои смыслы и национальные особенности: мифологию, сказки, прикладное ремесло. Со сменой названия стиль приобретал индивидуальные штрихи, но оставался узнаваемым. 

Как появился стиль модерн

Родиной направления считается Англия. Основоположником модерна называют Уильяма Морриса, главу движения «Искусства и ремесла». Идеей Морриса и его соратников стало желание доказать художественное превосходство ручного ремесла над массовой промышленностью. По мнению участников движения, фабричное производство убивало эстетику и вкус для создателя и потребителя товара. 

Новый стиль быстро распространился по континентальной Европе, добрался до США и некоторых стран Южной Америки. Модерн стал реакцией на строгие ограничения и формализм предыдущих эпох. Представители течения внедряли новаторские идеи в искусство, архитектуру и дизайн. Модерн считают переходной фазой от классицизма к современным стилям.

С развитием промышленности появилось много новых технологий и материалов: стекло, железобетон, сталь. В стремлении к новому и уникальному искусству авторы объединяли природу, ремесло и культуру. В картинах преобладали цветочные мотивы, в архитектуре — плавные изогнутые линии, в интерьере — природные орнаменты. Большое влияние на художников оказали изящные японские гравюры

Картина в стиле модерн
Густав Климт «Поцелуй». Источник

Чтобы выражать свои мысли в новой эпохе и обсуждать их, творческим деятелям требовалась площадка. Так в Германии в 1896 году появился журнал «Jugend», что в переводе с немецкого означает «молодость». Художники, писатели и дизайнеры представляли в нем свои работы в стиле модерн.

обложка в стиле модерн
Обложка мюнхенского вестника искусства «Jugend», 1896 год. Источник

В России эпоха развития модерна совпала с Серебряным веком в литературе и «Русскими сезонами» Сергея Дягилева в балете. Оба культурных явления ставили эксперименты и уходили от многолетних традиций. Танец, музыка, костюмы и декорации подавались как единая форма искусства — в этом заключалась характерная черта модерна. 

Также в России выпускался свой журнал, посвященный новым веяниям, — «Мир искусства». Его тоже основал Сергей Дягилев совместно с художниками Александром Бенуа, Игорем Грабарем, Борисом Кустодиевым и Николаем Рерихом. Новая творческая площадка объединила тех, кто устал от академизма. 

Таким образом, модерн стал интеллектуальной рефлексией в искусстве. Историки называют его не просто стилем, а целой эпохой в жизни общества. Благодаря развитию типографского дела, модерн быстро распространялся среди народа через журналы, афиши и плакаты. Работы получали живое обсуждение, а уникальные предметы декора становились желанной покупкой.

Временные рамки модерна заканчиваются Первой мировой войной. После нее в Европе временно прервалось развитие искусства. Модерн утратил популярность, изящество отошло на второй план. 

Особенности стиля модерн

Модерн (или ар-нуво) имеет несколько характерных узнаваемых черт: 

  • Криволинейные формы. Изгибы, завитки, волны и другие плавные линии создавали видимость движения. Мастера не использовали прямые линии и острые углы.
  • Природные мотивы. Растения, листья и бабочки встречались в декоративных элементах: мозаике, чеканке, витраже, эмали, ковке.
  • Интеграция ремесла. Произведения искусства становились комплексными. Авторы объединяли народные промыслы с классической скульптурой, живописью или декором.
  • Микс материалов. Архитекторы и дизайнеры вовсю экспериментировали с формами и текстурами. Основным сырьем служили железобетон, дерево, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
  • Много света. Декораторы играли со светом и тенью, чтобы создать ощущение уюта. Естественный свет заполнял большую часть пространства, а темные углы освещали бра и торшеры.  
  • Приглушенные тона. Палитра включала все светлые природные оттенки, а также пастель. Преобладали бежевый, светло-зеленый, коричневый, лавандовый, жемчужно-серый. Также встречались оттенки табака, увядшей розы и песка. 
  • Аллегории. Мифология, театр и сказки часто оказывались сюжетами авторских фантазий. Чтобы передать свою идею, мастера использовали символы. Например, лилия означала чистоту, ирис — негу, орхидея — трагедию.
мозаика модерн
Мозаика на фасаде особняка Отто Листа в Москве, конец XIX века. Источник 

Модерн в искусстве

Модерн охватил все сферы творчества и сильно повлиял на его восприятие. Авторы отвергали академические стили и создавали новые и уникальные мотивы, близкие к абстракциями. 

Мастера осуждали копирование старого и не боялись проявить фантазию. На первый план выходили четкие лица либо фигуры, фоны стали цветочными или ковровыми. В сюжетах картин художники пытались переосмыслить философию смерти, скорби, любви.

Изобразительное искусство 

Знаковой для модерна стала работа Германа Обриста — вышивка «Цикламен». Другое название, «Удар бича», распространилось благодаря критикам. Флористический мотив прекрасно передал напряженность в изогнутой линии: ни одного прямого угла. Узор подхватили декораторы по всему миру, и он стал символом ар-нуво и популярным орнаментом. 

пример модерна
Герман Обрист «Цикламен». Источник

Герман Обрист известен не только как художник. Как учитель и журналист, он выступал за единение творческих людей из разных стран, чтобы искать и вместе создавать современный стиль. Также наиболее известными художниками-модернистами считаются Михаил Врубель, Густав Климт, Альфонс Муха, Виктор Васнецов и Александр Бенуа. 

Декор

Бельгиец Виктор Орта первым стал использовать линию «удар бича» для оформления фасадов. Его здания с асимметричными несущими конструкциями входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

декор в стиле модерн
Особняк Тасселя в Брюсселе, архитектор Виктор Орта, 1893 год. Источник

Театр

Не только картины становились символами эпохи. Например, художник Лев Бакст прославился своими декорациями к балетным постановкам Дягилева: «Шехерезада», «Спящая красавица», «Нарцисс». На волне популярности «Русских сезонов» в Париже, Бакст стал одним из самых модных дизайнеров десятилетия. Капризная французская публика охотилась за его тканями и костюмами в восточных мотивах.

почтовая марка с модерном
Почтовая марка по мотивам балета «Шехерезада», 1995-й год. Источник 

Ювелирное дело

Луис Комфорт Тиффани, сын основателя Tiffany & Co, привнес в модерн изысканность ювелирного искусства. На американской фабрике производили бронзовые лампы с абажуром из витражного стекла. Мастера вручную расписывали каждый торшер. Компания также продавала вазы и отдельные витражные композиции для окон. 

Также популярностью пользовались броши в форме стрекозы, гребни для волос с узором в виде соцветий моркови, ожерелья с мозаичными павлинами. 

Лампа в стиле модерн
Бронзовая лампа с цветами лотоса, работа студии «Тиффани» в Нью-Йорке. Источник

Скульптура

Скульптуры эпохи модерна стремились передать динамику движения. Они ловили мгновенные эмоции на лице человека: влюбленность, блаженство, скорбь В отличии от античных идеальных форм, мраморные творения модерна подчеркивали несовершенство человека. Самые известные работы эпохи — «Мыслитель» и «Поцелуй» Огюста Родена, а также «Три нимфы» Аристида Майоля.

Памятник мыслитель
«Мыслитель» в музее Родена в Париже, 1903-й год. Источник

Модерн в архитектуре

Все архитектурные течения эпохи модерна объединяло стремление к синтезу разных тем, источников, форм и технических приемов. На смену строгой готике и пышному барокко пришла свобода творчества. По замыслам модернистов, на первое место встала природная естественность. Поэтому, чтобы отличить этот стиль от других, нужно знать лишь несколько основных особенностей.

В это же время, благодаря технической революции, люди стали уделять больше внимания домашнему комфорту. В богатых домах появились лифты, водопроводы, отопление. Архитекторам удавалось совместить уют внутри зданий и декор снаружи. Дома выглядели единым целым внутри и снаружи — от лепнины на фасаде до фурнитуры на комодах. 

Здания в таком стиле сохранились до сих пор, самые популярные можно увидеть как в Европе, так и в России: 

  • «Дом книги» в Санкт-Петербурге, архитектор Павел Сюзор. 
  • Ярославский вокзал в Москве, архитектор Федор Шехтель.
  • Храм святого семейства в Барселоне, архитектор Антонио Гауди.
  • Музей прикладного искусства в Будапеште, архитектор Эден Лехнер.
  • Особняк Тасселя в Брюсселе, архитектор Виктор Орта.

В Париже стиль модерн приобрел еще одно неофициальное название — стиль метро. Архитектор Эктор Гимар придумал соединить изящество ар-нуво с суровостью общественного транспорта. Над входами в метро появились характерные для модерна арки с растительным орнаментом и закругленные вывески. 

Модерн в архитектуре на примере входа в метро
Вход на станцию метро «Аббес» в Париже. Источник 

У архитектуры в стиле модерн были особые черты:

  1. Функциональность. Вокзалы, биржи, универмаги, заводы и банки представляли собой практичные, но при этом изящные здания. 
  2. Много света и воздуха. Колонны и балконы давали ощущения воздушности. Проемы строили арочными, чтобы впускать больше дневного света в помещения.
  3. Полная свобода в материалах. Проектировщики комбинировали бетон, стекло, металл и керамику, чтобы подражать природе. Именно пластичность бетона позволяла создать изгибы в линиях балконов и эркеров. Цоколь отделывали природным камнем.
  4. Большие окна и двери. Окна с витражами занимали всю стену либо напоминали открытые витрины магазинов. Двери в форме закругленных прямоугольников чаще всего располагались асимметрично. 
Балкон в стиле модерн
Балконы дома Мила в Барселоне. Источник

Модерн в интерьере

В интерьере особняков и доходных домов эпохи модерна отсутствовал визуальный шум. Продумывалась каждая деталь: плинтус, комнатные растения, сувениры на полках. Пространство использовалось рационально: каждая деталь казалась уместной.

Типичный интерьер в стиле модерн включал в себя следующие черты:

  • приглушенные и пастельные тона текстиля. 
  • деревянная мебель плавной формы, но без лишних изгибов.
  • много стекла: бра, вазы, торшеры, зеркала. 
  • горизонтальные поверхности без мелких элементов декора. 
интерьер гостиной в дизайне модерн
Кленовая гостиная в Павловском дворце. Источник

Материалом для мебели служили сандал, ореховое дерево и тропический махагони — дерево красного цвета. Кресла, диваны и стулья обладали закругленными ножками и подлокотниками. На подушках и покрывалах вышивались цветы, бабочки и птицы. 

Искусство мебельщиков, мастеров по красному дереву, стало во главу угла. Декораторы уделяли внимание каждой мелочи: даже уголки шкафов обладали узором или плавной функциональной формой. Один из видных представителей мебельного ремесла — Луи Мажорель. Француз умело подражал стилю природы и использовал для украшения формы лилии, чертополоха, стрекозы. 

Модерн сегодня

Интерес к стилю возродился в XXI веке. Выразилось это в том, что архитекторы начали придерживаться лаконичности и единой концепции. Строения стали чаще делать из стекла и бетона, а для отделки выбирать пастельные тона. 

У архитектурного модерна сейчас есть два пути развития:

  1. Бионический хай-тек — имитация природных линий.
  2. Эко-минимализм — максимальная вписанность в окружающий ландшафт.
современный модерн
Дворец науки и искусств в Валенсии. Источник

Бионический хай-тек используется для масштабных объектов: стадионы, дворцы искусств, музеи. Формы зданий напоминают раковины моллюсков, яйцо или птичье гнездо. В декоре художники подражают паутине и пчелиным сотам. Био-тек объединяет современную инженерию, биологию и дизайн.

Эко-минимализм предполагает заботу об окружающей среде. Дома такого стиля набирают популярность в загородных поселках. Для единения с природой дизайнеры играют с тактильными ощущениями человека: приятного трогать живой зеленый мох на стенах или чувствовать под ногами натуральное дерево. Архитекторы отказываются от пластика и металла, чтобы добиться гармонии с природой.

Всемирный день модерна

С 2013 года 10 июня отмечается Всемирный день модерна. Инициатором праздника выступили Музей прикладного искусства в Будапеште и венгерский журнал Szecessziós Magazin. Дата выбрана в честь дня памяти Антонио Гауди и Эдена Лехнера. 

В этот день в разных странах проводятся выставки, конкурсы, лекции. Каждый год организаторы выбирают тематику. Например, в 2023 году мероприятия посвящались природным материалам, в 2022 — типографскому искусству, а в 2021 — животным.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент