обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Как эволюционировал дизайн Spotify

Как эволюционировал дизайн Spotify

Стриминговый сервис Spotify запустил темную тему, когда это еще не было мейнстримом, кардинально поменял фирменный стиль, чтобы не отставать от Instagram* и разработал целый компендиум дизайн-систем. В статье рассказываем историю дизайна стримингового сервиса: как за 17 лет существования  менялись айдентика, позиционирование и интерфейс.

Как выглядел первый дизайн Spotify

Основатели Spotify поставили себе амбициозную задачу — сделать сервис, который: 

  • будет также прост в использовании, как iTunes;
  • будет искать треки также быстро, как Google;
  • позволит делиться музыкой, как сообщениями в Facebook*.
так выглядел Spotify в 2008
Интерфейс Spotify в 2008 году. Источник
Интерфейс iTunes в 2006
Интерфейс iTunes, главного конкурента Spotify в 2006 году

Первый дизайн сервиса был простым и лаконичным: минимализм, светлые оттенки и ярко-зеленый логотип. Для надписи использовался шрифт с засечками, а три изогнутые линии под буквой «О» визуально отсылали к звуковым колебаниями и значку Wi-Fi. 

старый логотип Spotify
Первый логотип Spotify 

В 2009 году Spotify выпустил мобильное приложение и стартап стал быстро набирать популярность:

Первые тесты приложения Spotify на iOS

Темная тема в приложении

В 2014 году Spotify провел первый масштабный редизайн и одним из первых запустил темную тему. Для сравнения — темная тема в Twitter и YouTube появилась лишь несколько лет спустя. 

Перед тем, как внедрить изменения, компания узнала у пользователей, какой интерфейс они предпочитают. Опрос показал, что слушателям удобнее пользоваться темной темой. А Мишель Кадир, директор по разработке интерфейсов Spotify сравнила темный интерфейс с просмотром фильма в кинотеатре, когда свет гаснет, зрители обращают внимание только на экран. 

Spotify темный дизайн
Темный интерфейс Spotify. Источник

Сам интерфейс стал более лаконичным и функциональным. При редизайне в Spotify придерживались 6 ключевых принципов:

  • Сontent first (Сначала контент). «Музыка — это главная причина, почему пользователи приходят к нам. И мы хотим представить ее наилучшим образом», — считают в компании.
  • Be Alive (Будь живым). Перед дизайнерами стояла задача сделать так, чтобы сервис выглядел свежо и современно.  
  • Get Familiar (Знакомься). Дизайн должен выглядеть одинаково на разных платформах и помогать создать бесшовный пользовательский опыт.
  • Do less (Делай меньше). Дизайн должен быть интуитивно понятным для пользователя, чтобы он мог быстро выполнять свои задачи.
  • Stay Authentic (Оставайся аутентичным). Несмотря на кардинальную переработку, интерфейс должен остаться знакомым и привычным. 
  • Lagom. Это шведский термин, который буквально означает «не слишком много и не слишком мало». Иначе говоря, дизайнеры должны были придерживаться баланса, продумывая, как будет выглядеть новый интерфейс.

Фирменный стиль, который нравится миллениалам

В 2015 году, Spotify решил сменить айдентику. Раньше он позиционировал себя, в первую очередь, как технологичный стартап, поэтому старый фирменный стиль был очень сдержанным: черный, белый и зеленый цвета, минимум изображений и небольшая стилизованная звуковая волна в качестве логотипа. 

обложки альбомов Spotify до редизайна
Фото и обложки Spotify до ребрендинга. Источник

Компания решила сделать ставку на миллениалов — ядро целевой аудитории бренда. Целью новой айдентики было стремление показать, что Spotify — не IT-компания, а развлекательный сервис, тесно связанный с историей музыкальной культуры. 

как менялся логотип Spotify

Среди миллениалов набирал популярность Instagram*, поэтому в Spotify решили сделать акцент на визуальный контент. При разработке новой айдентики дизайнеры черпали вдохновение в эстетике 1960-х. Они вдохновлялись двухцветными иллюстрациями с обложек альбомов и концертных афиш. Этот стиль возник у групп, которые искали бюджетные способы для рекламы своих концертов. 

новый дизайн иллюстраций в Spotify
Новые двухцветные иллюстрации Spotify. Источник

Впоследствии двухцветные иллюстрации настолько стали частью фирменного стиля компании, что в Spotify разработали специальную программу The Colorizer, чтобы создавать их быстрее.

двухцветная иллюстрация Spotify
Новые двухцветные иллюстрации Spotify. Источник

Появление собственной дизайн-системы

Spotify активно рос, но долгое время у сервиса не было собственной дизайн-системы. UX-дизайнер Стэнли Вуд рассказывал, что, когда он присоединился к команде, то был шокирован. 

Команды дизайнеров и разработчиков работали разрозненно, иллюстрации, цвета и визуальные компоненты не были объединены в единую систему. Не было стандартов и общих паттернов — все это приводило к тому, что, по мере роста продукта, дизайн стало невозможно масштабировать. 

Чтобы решить проблему, в компании разработали собственную дизайн-систему GLUE — Global Language Unified Experience. В GLUE собрали все компоненты, шаблоны и стили, используемые в Spotify. 

Теперь дизайнеры и разработчики компании могли свериться с ней в любой момент. Команда обновила внешний вид Spotify, стандартизировала многие компоненты для мобильных устройств и компьютеров. 

Spotify создали свою дизайн-систему
Гайдлайны для дизайнеров Spotify. Источник

Развитие визуального языка

Spotify продолжал развиваться и расти. К 2018 году в команде Spotify уже было 200 дизайнеров, 2000 разработчиков, которые создавали сервисы для 45 разных платформ. Например, для автомобилей, умных колонок, часов и даже умных холодильников. Компания хотела, чтобы слушатели везде имели доступ к Spotify.

С появлением Spotify на новых платформах команда нуждалась в новых компонентах, паттернах, наборах инструментов и других ресурсах, которые помогают сэкономить время и повысить эффективность. 

Дизайн-система GLUE перестала справляться с этой задачей. Тогда дизайнеры стали создавать собственные дизайн-системы: команда в Нью-Йорке работала над Tape — дизайн-системой для веб-сайтов. А Стокгольмская команда придумала собственную дизайн-систему — Design tokens. В какой-то момент в компании действовало 22 разных дизайн-системы. 

Представьте ужас нового дизайнера или разработчика, который приходит в Spotify и спрашивает: «У вас есть дизайн-система?», а ему отвечают «Да, их 22, какая тебе нужна?».

Чтобы избежать хаоса, в Spotify создали Encore — фреймворк, которые объединяет все дизайн-системы под единым брендом. Сейчас в Encore входят:

  • Encore Foundation. Здесь находятся цвета, стили шрифта, интервалы, дизайн-токены. Encore Foundation – минимальный набор элементов в для каждого продукта Spotify.
  • Encore Web. Здесь собраны все компоненты для веб-дизайна: кнопки, диалоговые окна, элементы управления формами. Они могут использоваться для всего, что создано с использованием веб— технологий: от сайта до приложения для холодильников.
  • Encore Mobile. Здесь собраны компоненты, которые используются в мобильных приложениях.
  • Локальные дизайн-системы. Здесь объединены элементы дизайна, предназначенные для конкретных продуктов или аудиторий.

*Meta Platforms Inc. запрещена на территории РФ.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент