пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Когда молчит природа: зима в картинах великих художников

Когда молчит природа: зима в картинах великих художников
18 декабря, 2025
14 мин

Зима — один из самых выразительных образов в искусстве. В ее тишине и холоде художники находили и суровость, и поэтичность, и особую ясность мира, который под снегом кажется чище и честнее. Зимний пейзаж обнажает формы, усиливает контрасты, делает свет особенно заметным. Зимние картины — не просто изображения снега, а в визуальные размышления о человеке, времени и внутреннем состоянии.

1. Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу». 1565 г.

охотники на снегу
Питер Брейгель Старший, «Охотники на снегу», 1565 г. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена

Питер Брейгель Старший — нидерландский художник эпохи Северного Возрождения, известный пейзажами, картинами в бытовом жанре и рисунками.

Композиция «Охотников на снегу» строится так, будто зритель смотрит на деревню с высоты. По заснеженному склону домой возвращаются охотники с собаками. Внизу видна деревня с замерзшими водоемами, домами и мельницей. На льду катаются дети и взрослые, крестьяне разводят костер, кто-то идет за хворостом, кто-то занимается работой по хозяйству. Маленькие бытовые сцены складываются в цельный образ зимней деревенской жизни.

Картина стала важной частью культурной истории. Так, репродукция «Охотников на снегу» появилась в фильме Андрея Тарковского «Солярис», где служила образом Земли. Внимательность художника к деталям, точность наблюдений и ясность композиции сделали эту работу одной из наиболее значимых в его наследии.

2. Василий Перов. «Тройка». 1866 г.

тройка
Василий Перов. «Тройка». 1866 г. Холст, масло. Третьяковская галерея

Картина Василия Перова «Тройка» уже более полутора веков остается одним из самых узнаваемых и трагичных произведений русского бытового жанра. Художник обращается к теме тяжелого детства, показывая ее многослойно и глубоко.

На картине — крестьянские дети, отданные в обучение в город к мастеровым. Они используются как дешевая рабочая сила и изображены в момент, когда тащат по пустынной зимней улице обледенелую бочку с водой. Вода замерзает на ходу, превратившись в сосульки по бокам бочки. Дети двигаются как настоящая упряжка. Изможденный младший мальчик едва держится на ногах. Вид девочки с полузакрытыми глазами передает напряжение и болезненную усталость. Самый старший мальчик старается не показывать слабость, будто берет на себя роль лидера и поддерживает товарищей.

На фоне — монастырская стена с образом над воротами, напоминающая о милосердии, которое здесь, кажется, не достигает тех, кто в нем особенно нуждается. Рядом с детьми бежит собака с оборванной веревкой на шее, этот образ подчеркивает общее ощущение бесприютности. 

Свет выхватывает из морозной дымки только лица детей, а остальное пространство: мрачное небо, грязный снег, обледенелые сани — усиливает ощущение безысходности. «Тройка» остается одним из самых сильных обвинений тяжелому детскому труду и равнодушию общества, превращая бытовую сцену в символ человеческой боли и сострадания.

3. Василий Суриков. «Взятие снежного городка». 1891 г.

взятие снежного городка
Василий Суриков. «Взятие снежного городка». 1891 г. Холст. Масло. Русский музей

Василий Суриков — один из крупнейших мастеров русской исторической живописи второй половины XIX века. Картина «Взятие снежного городка» занимает особое место в его творчестве. 

Сюжет навеян народной масленичной забавой, которую Суриков помнил с детства. В Прощеное Воскресенье устраивали снежный городок с воротами, пушками и фигурками. Участники делились на защитников и нападающих: всадник должен был прорваться через ряды стражей и сбить снежную перекладину. 

В композиции много движения: лошадиный разгон, вихрь снега, азарт зрителей. Молодецкий задор всадника, румяные лица людей, смех и шум создают ощущение праздника и силы народа. В санях на переднем плане художник изобразил брата Александра. Полотно наполнено яркостью, здоровьем и жизнерадостностью.

«Взятие снежного городка» стало художественным символом удали, ловкости и веселья, а также свидетельством нового творческого подъема Сурикова в один из самых трудных периодов его жизни.

4. Борис Кустодиев. «Масленица». 1916 г.

масленица
Борис Кустодиев. «Масленица». 1916 г. Холст, темпера. Третьяковская Галерея

В творчестве Бориса Кустодиева особое место занимают картины, прославляющие русскую праздничную культуру — шумные базары, ярмарки, масленичные гулянья. Художник любил всё, что создавало атмосферу народной жизни.

Зимние гулянья были одной из самых вдохновляющих тем для Кустодиева, и среди работ, посвященных им, особенно выделяются изображения Масленицы. Для художника это был не просто народный праздник, а настоящий карнавал. Даже природа, по его ощущению, наряжалась в эти дни в лучшие зимние краски.

У Кустодиева несколько картин на эту тему.

масленичное катание
Борис Кустодиев. «Масленичное катание». 1919 г. Холст, масло. Музей-квартира И. А. Бродского

В центре всегда мчащаяся тройка. Она создает ощущение праздничного вихря. Городская панорама на заднем плане объединяет черты старинных русских городов: купола, колокольни, башни, окрашенные мягким снегом и подсвеченные розовым небом, выглядят как украшения на огромном сахарном торте. Среди этой роскоши мельтешат фигурки людей — участников бесконечного зимнего праздника.

масленичные катания
Борис Кустодиев. «Масленица». 1920 г. Холст, масло. Музей-квартира И. А. Бродского

В группе веселящихся купцов или мещан, развалившихся в санях и хохочущих во весь голос, передана главная интонация Кустодиева — жизнелюбие, устойчивость духа и бесконечное восхищение красотой России и ее людей.

5. Хендрик Аверкамп. «Зимний пейзаж с конькобежцами». 1608 г.

зимний пейзаж с конькобежцами
Хендрик Аверкамп. «Зимний пейзаж с конькобежцами». 1608 г. Панель, масло. Рейксмузеум

Появление зимних пейзажей в Голландии напрямую связано с Малым ледниковым периодом. Климатическое похолодание нанесло удар по экономике, но дало художникам новые впечатления: зима стала главным мотивом нидерландской живописи XVII века. 

Хендрик Аверкамп — один из тех художников, кто наиболее живо откликнулся на эту тему. Снег на картине «Зимний пейзаж с конькобежцами» серебристо-белый, а зимние сцены полны ярких пятен. Одежда горожан, фасады домов, детали игр создают впечатление оживленного зимнего дня. Кажется, что на лед вышли все жители небольшого городка — от детей с клюшками и санками до солидных горожан, которые обсуждают новости. Кто-то катается в одиночестве, кто-то — цепочкой, кто-то приезжает на санях. 

Но эта жизнерадостность не безоблачна: стоит присмотреться, и внимание привлекает то, что обычно остается за пределами жанрового веселья, — одинокие фигуры, которым не до забав, или мертвая лошадь в нижнем левом углу, которую теребят собака и вороны. 

6. Иван Шишкин. «На севере диком…». 1891 г.

на севере диком
Иван Шишкин. «На севере диком…». 1891 г. Холст, масло. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Идея Картины Ивана Шишкина «На севере диком…» возникла благодаря стихотворению Михаила Лермонтова, начинающемуся теми же словами. В середине 1890-х годов в Петербурге готовили юбилейное издание произведений Лермонтова к 50-летию со дня гибели поэта. Издатель пригласил Шишкина среди других известных художников создать иллюстрации. Шишкин любил изображения русских сосен и северных ландшафтов, поэтому выбрал стихотворение «На севере диком…». Работая над иллюстрацией, решил написать и самостоятельное большое полотно.

Картина показывает одинокую заснеженную сосну на крутом северном утесе. Тяжелый снег сгибает ветви, но ствол остается крепким. Вокруг — синеватая тьма, снег, ледяная пропасть. Луна на картине не изображена, однако ее свет угадывается в контрастах теней. Шишкин подчеркивает одновременно и уязвимость сосны, и ее стойкость перед суровой природой. Палитра работы сдержанна, но тонально богата: холодные оттенки снега и неба создают ощущение глубины и ночной прозрачности. 

Полотно передает настроение одиночества и внутренней стойкости. Одинокая сосна становится метафорой человека, переживающего тяжелые времена, но сохраняющего силу духа. 

7. Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1922 г.

портрет шаляпина
Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина». 1922 г. Холст, масло. Русский музей

Идея портрета Федора Шаляпина у Кустодиева родилась случайно: однажды певец приехал к художнику в роскошной меховой шубе, и тот предложил изобразить его именно в ней. Шаляпин согласился — и работа началась. Позировать времени не было, поэтому художник делал наброски в перерывах между обсуждением декораций и репетициями.

Писать портрет более двух метров высотой было непросто: маленькая мастерская и состояние здоровья не позволяли художнику работать стоя. Холст наклоняли с помощью блока, закрепленного на потолке, а отдельные элементы переносили по клеткам. Даже любимого пса Шаляпина бульдога Ройку удалось изобразить только хитростью: на шкаф сажали кошку, чтобы собака держала нужную позу.

Композиция получилась торжественной и яркой. На переднем плане — статная фигура Шаляпина в распахнутой меховой шубе, с тростью, в концертном костюме, будто готового выйти на сцену. У его ног верный Ройка. На втором плане — две дочери певца и его секретарь И. Дворищин. Фоном Кустодиев написал праздничную масленичную ярмарку — ту самую «страну Кустодиева», наполненную светом, движением и русским характером.

8. Виктор Васнецов. «Снегурочка». 1899 г.

картина снегурочка
Виктор Васнецов. «Снегурочка». 1899 г. Холст, масло. Третьяковская галерея

«. Васнецов создавал декорации, костюмы, репетировал роль Деда Мороза и так проникся атмосферой спектакля, что захотел написать картину. 

В образе художник стремился передать поэтический символ чистой, заснеженной России. 

На полотне Снегурочка выходит из лунного леса и словно задерживает шаг, оглядываясь на свой сказочный дом. Ее фигура — светлая, хрупкая. Вдалеке мерцают огни деревни, обещающие людям радость встречи, но в этот миг Снегурочка еще полна тревоги и неуверенности. Пейзаж передан с точностью наблюдателя-реалиста: морозный воздух почти ощутим, небо напоминает северное сияние, а деревья окружены холодным светом.

9. Каспар Давид Фридрих. «Зимний пейзаж». 1811 г.

зимний пейзаж
Каспар Давид Фридрих. «Зимний пейзаж». 1811. Холст, масло. Лондонская национальная галерея

Каспар Давид Фридрих — один из самых ярких представителей немецкого романтизма. «Зимний пейзаж» хорошо демонстрирует особый взгляд художника на взаимодействие человека и природы.

На картине холмистая местность с одинокими елями. В снежной дымке силуэт старинной церкви. У деревьев сидит путник, прислонившийся к камню. Он будто нашел здесь укрытие и обращает молитву к небольшому распятию на ветви. На снегу лежат костыли. Деталь позволяет предположить, что путешественнику было тяжело идти, но он сумел добраться до убежища. Маленькая фигура кажется хрупкой среди холодного простора, однако впереди церковь — знак защиты и тепла.

Фридрих тонко выстраивает композицию. Общая вертикаль становится образом надежды, который проходит через многие работы художника.

10. Никифор Крылов. «Русская зима». 1827 г.

русская зима
Никифор Крылов. «Русская зима». 1827 г. Холст, масло. Русский музей

«Русская зима» Крылова — единственный сохранившийся пейзаж и самая значимая работа художника. 

Мастер строго придерживался принципа изображать только то, что видит. Когда возникла идея написать зимний вид с натуры, купцы подготовили для Крылова теплую мастерскую прямо на выбранном месте близ Тосны и обеспечили всем необходимым. 

Он писал зимний пейзаж с высокого берега, что позволило охватить широкую панораму. Дорога спускается к пойме реки, берега которой поросли кустарником, вдали темнеет полоса хвойного леса. Пейзаж оживляют фигуры крестьян, занятых привычными делами: женщины идут к проруби полоскать белье, девушка собралась набирать воду, парень ведет под уздцы лошадь. 

Художник точно передал состояние зимнего дня: голубоватые тени на рыхлом снегу, облачное небо, четко вырисованные предметы на светлой поверхности.

11. Клод Моне. «Снег в Аржантёе». 1875 г.

снег в аржантёе
Клод Моне, «Снег в Аржантёе», 1875 г. Холст, масло. Национальный музей западного искусства

Клод Моне охотно обращался к снежным пейзажам: его привлекала тонкая игра света на поверхности снега — от мягкого утреннего сияния до мерцающих оттенков тени. Картина относится к серии зимних видов Аржантёя, где Клод Моне жил семь лет вместе с семьей.

На холсте изображен заснеженный бульвар Сен-Дени. Передний план занимает дорога, покрытая свежими следами на рыхлом снегу. Она ведет к группе домов, частично скрытых за деревьями. Приглушенная палитра создает ощущение тихой, холодной перспективы. В центре дороги — одинокая фигура в темном пальто. Этот небольшой акцент усиливает впечатление зимнего покоя и легкой изолированности.

12. Архип Куинджи. «Солнечные пятна на инее». 1876-1890 г.

солнечные пятна на инее
Архип Куинджи, «Солнечные пятна на инее», 1890 г. Масло, клеенка. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Живопись Куинджи часто называют русским вариантом импрессионизма: художник умел передавать состояние северной природы, избегать ярких красок и акцентировать внимание на тишине и спокойствии зимнего пейзажа. На картине «Солнечные пятна на инее» Куинджи изображен фрагмент заснеженного леса. Тяжелый снег пригнул ветви деревьев, тонкий слой инея на поверхности отражает солнечный свет и создает яркие белые блики. Резкий контраст между светом и густыми тенями делает изображение объемным. Темные силуэты ветвей и стволов усиливают ощущение плотности снега.

Зритель словно оказывается на небольшой поляне: деревья по бокам обрамляют пространство, а передний план залит солнечными пятнами. Эффект присутствия в этом тихом, неподвижном лесу — главное впечатление от картины. 

13. Исаак Левитан. «Деревня. Зима». 1877–1878 гг.

Деревня. Зима
Исаак Левитан, «Деревня. Зима». 1877–1878. Масло, холст. Тульский областной художественный музей

Исаак Левитан обладал редкой чуткостью и внимательным взглядом. Его повышенная чувствительность позволяла насыщать пейзажи тонкими эмоциональными оттенками. Картину «Деревня. Зима» Левитан завершил в 1878 году, будучи восемнадцатилетним студентом. Перед ним только открывался путь, но и в этой ранней работе ясно ощущается зрелость взгляда. Дорога с едва заметной земляной полосой уходит вглубь пространства, формируя основу композиции. По обе стороны тропы выстроились деревенские дома с крышами, пригруженными толстым слоем снега, будто притихшие под зимним небом.

Ровный ритм домиков, оголенные деревья, кустарники и дальний, слегка сизый лес создают цельный образ спокойного зимнего дня. Чтобы подчеркнуть, что деревня не безжизненна, Левитан включает в сцену маленькую человеческую фигуру — едва различимую среди белизны.

14. Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж». 1871

зимний пейзаж
Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж». 1871 г. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Алексей Саврасов создал «Зимний пейзаж» на пике популярности. Тогда же появились и его знаменитые «Грачи», ставшие символом творчества художника. Но Саврасов не был мастером одной картины.

«Зимний пейзаж» 1871 года — один из таких примеров. Художник изображает покосившуюся избушку у проселочной дороги, окруженную редким, накренившимся плетнем. Несколько деревьев с серебристыми от лунного света ветками усиливают ощущение уединения и запустения.

Саврасов строит картину на контрасте насыщенного темно-синего неба и яркого, чистого снега, освещенного луной. На переднем плане — маленький замерзший пруд, придающий сцене тихую, почти сказочную лиричность. Работа выполнена настолько точно и тонко, что кажется старинной фотографией, запечатлевшей зимнюю ночь.

15. Иван Айвазовский. «Зимний пейзаж». 1876 г.

Зимний пейзаж Айвазовского
Иван Айвазовский. «Зимний пейзаж». 1876 г. Холст, масло. Частная коллекция

Чаще всего Айвазовского вспоминают как выдающегося мариниста, однако его наследие куда шире. Среди работ есть реалистичные, поэтичные, наполненные светом и атмосферой морозного воздуха зимние пейзажи.

В центре проходит дорога, еще не укрытая снегом. По обочинам стоят деревья. Они покрыты инеем, словно величественные фигуры в белых шубах. Холодная палитра белых, серых и голубых оттенков помогает передать точное ощущение морозного дня: зритель будто ощущает прохладный ветер и свежесть вечернего воздуха. Айвазовский ненавязчиво вводит в сцену людей: силуэты проглядывают на переднем плане. В глубине видны еще фигуры — кто-то спешит по делам, кто-то вышел полюбоваться природой. 

«Зимний пейзаж» продан на русских торгах Sotheby’s. Он находится в частной коллекции и недоступен широкой публике.

16. Клод Моне. «Сорока». 1869 г.

Сорока
Клод Моне. «Сорока». 1869 г. Холст, масло. Музей д’Орсе

«Сорока» — один из самых поэтичных зимних пейзажей Клода Моне. Художник превращает игру света на снегу в почти музыкальную композицию оттенков слоновой кости и серого. 

Каменная стена, деревья, земля покрыты глубоким слоем снега, но картина не выглядит монохромной. Множество кремовых, голубоватых и серых оттенков создают ощущение живой, мерцающей поверхности.

Композиция построена просто и точно: каменная стена разделяет картину на два горизонтальных плана, а диагональные тени от деревьев и ворот придают сцене ритм. На воротах сидит крошечная сорока — «одинокая нота», как говорил Моне. Оно задает масштаб всему пейзажу и добавляет сцене ясный фокус. 

17. Иван Шишкин. «Зимний лес». 1890 г.

зимний лес
Иван Шишкин, «Зимний лес», 1890 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Зимний лес» Ивана Шишкина относится к позднему периоду творчества. На картине — густой заснеженный бор: темные стволы резко выделяются на фоне светлого покрова, молодые ели скрыты под тяжелыми снежными шапками, а ветви старых деревьев согнуты под весом свежего снега.

В глубину леса пробивается тонкий луч света, окрашивая небольшую поляну в золотистый тон. На ней виден бурелом — вероятно, ветви сломались после последнего снегопада. Светлый фрагмент работает как тихий огонек среди мрачной чащи. В остальном — абсолютная тишина. Картина объединяет присущие Шишкину глубину пространства, ювелирную проработку деталей и поэтичность наблюдения. 

Главное о зимних картинах

Зимние картины — это способ рассказать о человеке и его переживаниях. У каждого художника свой язык, но в их работах есть общее — тишина, честность и особая ясность мира.

У Брейгеля в «Охотниках на снегу» зима — панорама повседневной жизни. У Перова в «Тройке» тот же снег превращается в символ человеческой боли и безысходности. Суриков во «Взятии снежного городка» показывает зиму как энергию праздника и силу народного духа, Кустодиев дарит ей карнавальную яркость, а Айвазовский в «Зимнем пейзаже» доказывает, что тишина морозного дня может быть такой же мощной, как буря на море.

Работы по-разному отвечают на один вопрос: что человек видит и чувствует, когда природа молчит. Они не о холоде, а внутреннем тепле, которое мы ищем среди снега и света.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент