пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Маскот

Маскот
15 сентября, 2024
10 мин

Маскот (от англ. mascot) — это талисман компании и/или бренда, который формирует у потребителя прочную эмоциональную связь между персонажем и фирмой-производителем. Маскоты могут использоваться в логотипах, а также являться самостоятельными элементами концепции бренда. Они не только формируют мнение, но и способны приносить прибыль: продажа статуэток, магнитов, одежды и аксессуаров с изображением персонажа — символа определенной марки сегодня встречается повсеместно. 

Где используют маскоты

Талисман бренда позволяет создать у потребителей ассоциацию «персонаж — компания», поэтому он активно задействуется в различных рекламных инструментах.

Логотипы. Многие известные марки выносят на лого свои талисманы — никаких надписей, только изображения. Потребителю не придется вчитываться: картинка моментально заявляет о себе. Логотипы могут размещаться на упаковке, печатной продукции, этикетках, корпоративных сайтах и в аккаунтах в социальных сетях.

Известный маскот бренда, выпускающего чипсы
Мистер Р. — человек/маскот и логотип известной марки чипсов. Источник

Важно отличать логотип от маскота. Лого — это просто статичная картинка, которая может и не содержать образа персонажа. У логотипа один вариант отрисовки и одна-две цветовые схемы. Маскот — полноценный персонаж с разными позами, сценариями поведения, одеждой и собственным характером. Он может изображаться на логотипе, но это не обязательно. 

Реклама на ТВ и шоу. «Ожившие» маскоты могут двигаться (танцевать, петь, общаться с окружающими их в кадре людьми). Талисманы могут быть анимированными 2D- или 3D-персонажами, переодетыми людьми или крупноформатными роботами, как на Олимпиаде 2014 года в Сочи.

Мистер Пропер был создан в 1958 году
Мистер Clean, в России больше известный под именем Мистер Пропер, очень старый персонаж. Он существовал еще в 1958 году. Источник

Уличная реклама и точки продаж. В данном случае маскот привлекает внимание не только ЦА, но и максимального количества незаинтересованных людей. В результате бренд и лучше запоминается, и вовлекает новых потенциальных клиентов. Размещать талисман можно на баннерах, афишах (да, этот формат все еще можно встретить в городах), переносных и стационарных рекламных конструкциях. Герой рекламы может быть выполнен в виде картонной фигуры или надувного объекта. Но больше всего врезаются в память ростовые куклы, которые раздают листовки, фотографируются с прохожими, приглашают во вновь открывшийся магазин или привлекают внимание к определенному мероприятию.

Маскот ЧМ по футболу 2018
Маскот Чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в России, — волк Забивака. Печатался на кружках и футболках, смотрел на коллекционеров с брелков и развлекал зрителей на футбольных матчах. Источник

Зачем нужны маскоты

Талисманы бренда очень полезны, потому что позволяют решить массу вопросов. 

Наладить контакт с потребителями. Забавная собачка или человек-зефир воспринимаются аудиторией легко: они милые и интересные, с ними хочется фотографироваться и всяческим образом взаимодействовать. Простой пример: человек Мишлен. Он заявляет о шинах как о чем-то мягком, комфортном, безопасном и вызывающем доверие. Если бы компания не стала заморачиваться с героем рекламы, то ей пришлось бы оперировать сухими цифрами и разнообразием рисунков протектора. Согласитесь, такой подход не очень хорошо вовлекает аудиторию. 

Маскот бренда шин
Персонаж Бибендум ассоциируется с безопасностью, положительными эмоциями и, как ни странно, скоростью. Источник

Помочь продать товар или услугу. Чаще всего маскоты используются в рекламе детских товаров и продуктов питания. Ростовые куклы и яркие персонажи на упаковках приковывают внимание детей, а взрослые просто не могут им отказать. 

Маскоты M&M's
Анимированные антропоморфные шоколадные конфетки тают во рту, а не в руках, помните? Источник

Сделать клиентов лояльнее. Маскоты могут взять на себя роль шута, если бренд позиционирует себя серьезным и сдержанным. Веселый персонаж шутит в комментариях в интернете, попадает в забавные ситуации в промороликах и всячески развлекает аудиторию. Следить за таким маскотом интереснее: публика неосознанно вовлекается в общение с брендом и постепенно превращается из потенциального покупателя в реального. 

Маскотом может быть реальный человек
Знаменитый певец, который может посмеяться над собой, вызывает у аудитории интерес и привлекает новых покупателей на известный маркетплейс. Источник

Упростить обслуживание. Многие компании стараются использовать визуал в процессе коммуникации с клиентом. Потребитель воспринимает анимированных персонажей как милых помощников, а не как скупой набор инструкций работающего по скрипту бота. 

Маскоты используют для разных задач
Российский оператор связи разработал целую линейку маскотов, которые способны решать различные задачи. А еще они просто милые, что особенно важно для молодой аудитории бренда. Источник

Генерировать контент. Продвижение в социальных сетях демонстрирует отличные результаты, если в контент-плане встречаются материалы с талисманом бренда: вот он идет за утренним кофе, здесь рассказывает о новом продукте, а тут участвует в общественных мероприятиях. Не только информационные посты, но и новости с необычным персонажем привлекают аудиторию не хуже скидок и конкурсов. А где свежий интересный контент, там и новые подписчики, которых можно превратить в покупателей. 

Маскот магазина хозяйственных товаров
Видеоролик с талисманом сети хозяйственных магазинов «Галамарт» на популярном видеохостинге развлекает и привлекает аудиторию. Источник

Виды маскотов

По степени реалистичности. Иногда маскотом может быть человек. Например, клоун в яркой одежде, известный по сети ресторанов быстрого питания.

Маскот - клоун Рональд Макдональд
Персонаж из рекламы узнаваем и в представлении не нуждается. Источник

Или животное в его естественном, природном виде.

Животное тоже может быть маскотом
Панда — маскот Всемирного фонда дикой природы с 1961 года. Источник

Но в большинстве случаев в качестве талисманов бренды выбирают неодушевленные предметы и наделяют их человеческими чертами: лицом, походкой, жестами. Степень антропоморфности варьируется и зависит от смелости маркетологов бренда. 

Маскот МЧС по Тульской области
Обновленная концепция маскота для МЧС по Тульской области. Предыдущий вариант персонажа можно найти в источнике.

По характеру взаимодействия. В этом случае талисманы разделяются на несколько групп:

  • Герои. Участники событий, в которых задействован бренд. Например, известные футболисты в период проведения крупных соревнований. 
Известный футболист в роли маскота
У многих чипсы этого бренда до сих пор ассоциируются с Рональдиньо, который хотел угостить ими маму. Источник
  • Помощники. Персонажи, которые помогают решить какую-то проблему потребителя: цифровые ассистенты с продуманным образом и собственным именем, анимированные фигурки в видеогайдах и т.д. 
Скрепка-помощник - маскот MS Office Word из 90-х
Надоедливая скрепка-помощник из MS Office Word сопровождала всех офисных сотрудников в конце 90-х. Источник
  • Провокаторы эмоций. Радость, удивление, грусть, ностальгия — задачей маскотов из этой группы является вызов у потребителя яркого чувственного отклика. Лучше всего запоминаются объекты и события, связанные с эмоциями, и маркетологи стараются применять это обстоятельство для повышения узнаваемости бренда: продают детские товары с помощью милых мультипликационных героев.
Квики - маскот бренда какао
Заяц Квики вызывает положительные эмоции и обещает детям приключения, а не только стакан какао: на упаковке можно найти головоломки и интересные истории. Источник
  • Друзья. Такие талисманы помогают приятно провести досуг или скрасить ожидание во время спортивного состязания, например. Приоритетом в их создании являются запросы целевой аудитории — какого именно персонажа она хочет видеть рядом с собой.
Маскот ЦСКА
Талисман спортивного клубы ЦСКА развлекает болельщиков в перерывах и приносит удачу команде. Источник
  • Антигерои. Эти маскоты вызывают низкий отклик, но их часто используют изготовители бытовой химии и лекарств. В промоматериалах персонаж приносит вред, но в итоге его обязательно побеждает рекламируемый товар. Образы антигероев создают нарочито яркими и доведенными до абсурда — так можно заставить аудиторию говорить сначала о самом маскоте, а затем и о товаре, который он рекламирует. Если все сделать правильно, то промо может выйти невероятно вирусным.

Этапы создания маскотов

Опрос заказчика. Сначала заказчик должен изложить свое видение маскота: какую идею он закладывает в его облик, какими видит детали и цветовое решение. Брифинг можно проводить в виде интервью, но удобнее будет, если клиент заполнит анкету с широким перечнем вопросов. В последнем случае дизайнерам и маркетологам не придется выслушивать часы аудиосообщений и выискивать в переписке по электронной почте важные уточнения. На этапе брифинга и заказчик, и исполнитель синхронизируют свои представления о будущем маскоте и фиксируют договоренности в текстовом файле или на бумажном носителе. Далее документ отправляется маркетологам и дизайнерам, которые оценивают сложность работы, ее продолжительность и стоимость. Затем стороны заключают договор, заказчик вносит предоплату (если это предусмотрено условиями), а креативная группа приступает к созданию персонажа.

Бриф на разработку маскота - талисмана компании
Пример брифа на разработку маскота. Можно взять готовый шаблон из сети и дополнить его своими вопросами. Важно! Ограничьте количество вопросов до 10-12 штук, чтобы клиент не устал его заполнять. Источник

Создание эскиза. В качестве технического задания может выступать как сам бриф, так и вынесенные в отдельный файл вопросы и ответы, которые касаются процесса создания маскота. Вначале креативная группа обсуждает варианты концепций, которые будут соответствовать миссии фирмы заказчика, перекликаться с ее слоганами и иллюстрировать все пожелания клиента. Далее дизайнеры создают простые скетчи — карандашные или диджитал-эскизы, которые передают идею, но не имеют множества деталей. Внимание уделяется стилистике персонажа, его позам, одежде, прическе и т.д. Оптимально подготовить несколько вариантов, чтобы заказчик смог выбрать наиболее удачный. Эскизы разрабатываются с учетом того, что персонаж может быть нанесен на упаковку, задействован в уличной рекламе, воссоздан с помощью костюма ростовой куклы. Для более удобной коммуникации между сторонами эскиз маскота стоит поместить в pdf-файл — его можно открыть на любом ПК и смартфоне, а также распечатать без использования графических редакторов и утилит для принтеров. 

Процесс отрисовки маскота
Процесс отрисовки маскота цветами
Пример эскиза маскота и проработки персонажа. Простые линии, минимум цвета — задействованы всего несколько инструментов, чтобы передать концепцию. Источник

Детализация. После согласования конкретного эскиза маскота дизайнеры приступают к доработке его концепции. Подбираются нужные эмоции, прорабатываются детали костюма, уточняется поза, добавляются мелкие аксессуары. На этом же этапе актуализируется цветовое решение. Детализация персонажа напрямую связана с созданием не только его образа, но и окружения: истории появления, миссии, особенностей коммуникации с аудиторией. Иногда стоит подключить копирайтера — он напишет слоганы и фирменные фразы, по которым персонажа будет легко узнать. Готовая работа (если условиями договора не предусмотрена подготовка нескольких адаптированных версий) передается клиенту в файле, подготовленном для печати и использования картинки на веб-сайтах.

Поэтапное создание маскота
Пример поэтапной проработки персонажа — от эскиза до итогового варианта. Источник

Адаптация. На этом этапе концепцию маскота, который уже согласован, диверсифицируют: для персонажа создаются новые позы, варианты одежды, упрощенные или, наоборот, усложненные версии прорисовки. К адаптации можно отнести и актуализацию морально устаревшего облика маскота с учетом последних тенденций в моде и маркетинге. Как и на предыдущих этапах, для согласования с заказчиком сначала отрисовываются эскизы, и только после их утверждения дизайнеры приступают к полноценной работе над обновленными персонажами. Адаптацией можно считать и смену летнего костюма талисмана на зимний, и перенос логотипа компании с одной стороны его куртки на другую. По итогам работ файлы передаются заказчику. 

Один и тот же маскот в разных ситуациях
Пример создания адаптированных образов маскота для иллюстрации различных ситуаций. Заметна разница в позах, мимике, элементах одежды. Источник

Интеграция в рекламную продукцию бренда. Недостаточно просто отдать файл с рисунком — важно продумать его размещение на буклетах, упаковке, брендированной канцелярии и сайте фирмы. Нет, заказчик, конечно, может все сделать самостоятельно, но дизайнер на то и эксперт, чтобы предложить по-настоящему рабочие идеи, которые будут запоминающимися и удобными для восприятия. Если говорить об упаковке, то сам маскот никак не продаст товар, поэтому нет смысла заполнять им все пространство этикетки: важно продумать, как он будет сочетаться с основной информацией о товаре и его характеристиках. Если речь идет о ростовой кукле, то следует продумать ее детализацию: какие черты можно удалить, чтобы упростить процесс создания костюма, а какие очень важно оставить. Результатами работ на данном этапе могут быть как подготовленные к печати файлы, так и эскизы ростовых кукол, которые можно передать на производство. 

Бабушка с кувшином - маскот бренда молочной продукции
Бабушка с кувшином не сможет продать молоко — ей помогают вызывающий доверие деревенский фон, заверения производителя о натуральности своего продукта, информация о КБЖУ, жирности, наименовании бренда и, конечно же, товаре. Упаковку с одной только бабушкой с кувшином не купят просто потому, что не будет понятно, что же там внутри. Источник 

Как защитить маскот от копирования

Маскот является оригинальным графическим произведением, поэтому на него распространяется авторское право. Для дополнительной защиты можно зарегистрировать персонаж в качестве товарного знака, чтобы окончательно привязать его к бренду. Эта схема позволит фирме закрепить права не только на готовый персонаж, но и на его вариации, которые непременно возникнут в будущем при актуализации промоматериалов.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент