обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Моушн-дизайн

26 августа, 2023
11 мин

Моушн-дизайн (от англ. motion design) — это направление в компьютерной анимации, с помощью которого создают динамичные элементы и объекты.

Что такое моушн-дизайн

Моушн-дизайн можно применить везде, где создается контент: в киноиндустрии, на телевидении, в рекламных роликах, на всех информационных ресурсах в интернете, в создании видеоигр и др. Анимированная графика позволяет создать яркий, запоминающийся образ, подать информацию быстрее и легче. Следует отличать анимационную графику от видео или мультфильмов. Моушн-графика сопровождает информацию графическими приемами, в то время как мультипликационный ролик представлен в виде полноценного сюжета.

Примеры моушн-дизайна в 3D от Jamie Min. Источник

Краткая история моушн-дизайна

История моушн-дизайна тесно связана с историей кинематографа. Первым изобретением, заставившим картинку двигаться, стал тауматроп. Физик Джон Пэрис создал его в начале XIX века. Устройство представляло собой бумажный диск со шнурками по бокам. На каждой стороне диске была картинка. С помощью шнурков диск можно было быстро вращать, и тогда эти картинки сливались. 

Пример работы современного тауматропа с Чарли Чаплином и шляпой с канала Arthouse Traffic. Источник

Несколько лет спустя физик из Бельгии Жозеф Плато сделал фенакистископ. Это тоже был диск из картона с отверстиями с нарисованными фигурками на одной стороне. Если такой диск вращать перед зеркалом, то создавалась иллюзия, что фигурки двигаются самостоятельно.

Как выглядит фенакистископ
Эффект танцующей пары, созданный с помощью фенакистископа
Фенакистископ с танцующей парой: изображение самого диска и анимация, которая получается при вращении. Источник

Дальше британский математик Уильям Горнер изобрел похожее устройство, названное зоотроп, только зеркала уже не требовались. Зоотроп представлял собой цилиндр без верха, вращающийся по центральной оси. На смену ему пришел праксиноскоп, который уже напоминал кинопроектор. Картинки в нем размещались особым образом, двигаясь плавно без искажения.

В 1860-х фотограф и исследователь природы движения животных и людей Эдвард Майбридж создал зоопраксископ — прототип современной кинокамеры. Устройство проектировало на экран много изображений. 

Дальше британский математик Уильям Горнер изобрел похожее устройство, названное зоотроп, только зеркала уже не требовались. Зоотроп представлял собой цилиндр без верха, вращающийся по центральной оси. На смену ему пришел праксиноскоп, который уже напоминал кинопроектор. Картинки в нем размещались особым образом, двигаясь плавно без искажения.В 1860-х фотограф и исследователь природы движения животных и людей Эдвард Майбридж создал зоопраксископ — прототип современной кинокамеры. Устройство проектировало на экран много изображений.

Сделанные зоопраксископом фотографии лошадей, которые превращались в анимацию
Элемент зоопраксископа Мейбриджа: серия фотографий лошадей, которые при воспроизведении превращались в анимацию. Источник

В 1876 французский изобретатель Эмиль Рейно разработал улучшенную модель на базе предыдущих изобретений, так что уже несколько человек одновременно могли смотреть на движущуюся картинку. Рейно первый соединил звук с изображением и сделал некоторые другие шаги, заложив основу мультипликации и приблизив мир к кинематографу. 1895-й стал годом рождения кинематографа. Пару десятилетий спустя, в 1927 году, вышел первый фильм с синхронной фонограммой речи. В начале XX века появилось экспериментальное кино, спустя несколько десятков лет у фильмов стали выходить анимированные названия и титры.

Все эти явления заложили фундамент для развития моушн-графики. Заслуженным специалистом в этой области принято считать Сола Басса, режиссера и графического дизайнера. Во второй половине прошлого столетия его постеры к фильмам и анимированные титры были поистине эффектными для тех времен.

Анимация Сола Басса для вступления фильма «Человек с золотой рукой», 1950-е гг. Источник

Сферы применения моушн-дизайна

Реклама и SMM. Роликис применением моушн-дизайна привлекают внимание зрителей гораздо больше, чем статичная картинка. Любой цифровой контент, использующий динамичные визуальные эффекты, способствует более легкому восприятию информации.

Анимационный ролик VIVO X Fold+ от UoU Studio и других авторов. Источник

Интерактивные элементы сайта. Если в интерфейсе сайта много динамичных элементов, например анимированные значки, всплывающие баннеры и окна, то взаимодействовать с таким сайтом пользователю гораздо интереснее.

Образовательные проекты. Новая сложная информация усваивается гораздо быстрее, если сопроводить ее анимированными деталями: инфографикой, диаграммой. Моушн-дизайн широко используется в образовательных учреждениях для создания обучающих видео, презентаций с анимированными слайдами, лекций и других материалов. 

Видеоклипы. В производстве музыкальных клипов используется графический моушн-дизайн. Популярный прием — добавление анимированных слов текста песни. Просмотр такого клипа положительно воспринимается зрителями, а затраты на производство ниже, чем реальная съемка с людьми. 

Анимация проекта Synth
Одна из анимаций проекта Synth от дизайнера Seth Eckert. Источник

Заставки к фильмам и YouTube-каналам. Моушн-дизайн широко используется в создании анимационных заставок и титров в кино, передачах и видео на различных площадках. Заставка часто становится визитной карточкой канала: помогает выражать основную идею, быть узнаваемым и запоминающимся. 

Фрагмент заставки, созданной с применением моушн-дизайна
Фрагмент заставки для проекта M O D U L A R — Youtube от Ash Thorp и Xanadu Vega. Она должна была иллюстрировать две главные темы проекта — науку и технологии. Источник

Почему моушн-дизайн сегодня популярен?

  1. Креативная подача материала

При помощи моушн-дизайна можно создавать динамичные элементы с различными аудио- и визуальными эффектами. По сравнению с обычным текстом такой контент привлечет больше внимания. 

  1. Легкое усвоение информации 

Чтобы узнать что-то новое, большинство людей предпочтет посмотреть видео, чем прочитать книгу или другое текстовое пособие. Через видео можно представить информацию в доступном виде за счет аудиального и визуального сопровождения, динамической иллюстрации и других графических приемов.

  1. Представление материала в сжатом виде

Большое количество нового материала психологически отталкивает. С помощью приемов моушн-дизайна можно сократить объем информации, представив текст в виде анимации и различных интерактивных элементов. Такая картинка скажет больше и эффективнее донесет информацию до пользователя. 

 Анимация типографики
Анимация типографики позволяет донести не только смысл слов, но и эмоции, которые эти слова должны передавать. Источник
  1. Быстрое восприятие

Обучение через видеоролик идет быстрее, чем просто через текст или аудиофайлы. Видео удовлетворяет сразу несколько систем восприятия человека: визуальную и аудиальную. Поэтому просмотр видео для усвоения контента подходит больше. Еще это важно, когда буквально за несколько секунд нужно донести информацию до потребителя, например в рекламе. 

  1. Универсальный формат

Благодаря постоянному развитию компьютерных технологий моушн-дизайн можно использовать в абсолютно разных сферах: киноиндустрии, создании развлекательного и образовательного контента, рекламы, разработке компьютерных игр.

Популярные программы для моушн-дизайна

Adobe After Effects — популярный софт для создания анимации. В редакторе можно собрать воедино все элементы, созданные в других продуктах Adobe — Illustrator и Photoshop. В программе создают анимацию персонажей и других объектов, моушн-трекинг и различные визуальные эффекты. Готовую анимацию экспортируют в видеоредакторы, где она становится частью продукта.

Анимационный ролик, сделанный с применением Adobe After Effects, Premier Pro и ряда других программ. Источник

Adobe Photoshop известная программа для обработки изображений. Интегрируется со всеми приложениями Adobe. С помощью Photoshop решают разные задачи в сфере моушн-дизайна. В нем можно создать GIF, отредактировать текстуру, наложить покадровую анимацию. Больше подходит для простых анимаций, для сложного продукта функционала недостаточно.

Adobe Illustrator — программа для работы с векторными изображениями. Качество картинки при изменении ее масштаба не ухудшается, поэтому в редакторе можно работать с логотипами, векторным фоном и объектами для шейповой анимации. Готовые файлы из Adobe Illustrator легко импортировать в After Effects.

Анимация, основа для которой выполнена в векторном графическом редакторе Adobe Illustrator. Источник

Adobe Animate — профессиональный софт, в котором создают 2D-анимации, интерактивные объекты и прочий мультимедийный контент в высоком разрешении. Здесь можно работать с перекладной и покадровой анимацией, мультсериалами, а также играми и сложными интерактивными объектами. Рисовать можно прямо в самой программе, ее можно связать с электронной доской для рисования. Вы сможете отрисовать персонажа в Photoshop или Illustrator, а потом добавить его в Adobe Animate. 

Autodesk 3Ds Max — программное обеспечение для создания 3D-анимации, различных 3D-объектов и рендеринга. Используется при создании игр и визуальных эффектов в индустрии кино и ТВ. В программе можно спроектировать здания и другие объекты строительства.

3Ds Max позволяет создавать целые игровые миры и сцены, в которых задействовано много людей, детализировать персонажей, настроить окружение. Функция 3D-рендеринга дает возможность имитировать настройки реальной камеры. В программе есть много опций для 3D-моделирования, создания эффектов и текстурирования. Для хранения значений процедурных настроек и ключей используются контроллеры анимации.

Autodesk Maya — мощный редактор для создания трехмерной графики с широким набором инструментов. В программе четыре визуализатора. Многие современные мультфильмы и игры создаются в ней. Она позволяет рисовать персонажей, применять визуальные спецэффекты, накладывать текстуры, проектировать скульптуры, имитировать различные поверхности и дает другие возможности для создания высококачественной анимации.

Сложная 3D-анимация — вступление для подкаста. Автор — Dmitryi Grushkovskyi. Источник

LightWave 3D — профессиональный редактор трехмерной графики. В программе развитая система анимации, встроенный редактор поверхностей и поддерживается многопоточность. Софт в основном используется в киноиндустрии. Представлен огромный выбор инструментов для анимации и моделирования, а также различных опций. Например, усовершенствованная система захвата движения и объектов с автоматическими подсказками о взаимодействии объектов; вывод промежуточных сцен на экран планшета или смартфона, чтобы просматривать временные результаты; настройка свойств добавляемого материала.

Blender 3D — бесплатная программа для работы с 3D-графикой и анимацией. Подходит как начинающим моушн-дизайнерам, так и профессионалам. Редактор имеет широкий выбор опций для 3D-моделирования, скелетной анимации и риггинга, текстурирования и рисования. Blender также оснащен игровым движком и редактором видеороликов. Разработчики постоянно совершенствуют и дорабатывают программу. 

Cinema 4D — софт для 3D-моделирования с интуитивным интерфейсом. Отличается простотой в использовании, разобраться сможет даже начинающий специалист. Из-за широкого набора опций программу используют даже некоторые киностудии. В редакторе много инструментов для создания впечатляющего визуального эффекта. Чтобы быстро создавать 3D-модели, Cinema интегрируют с GPU рендер-движками, например Octane.

Сложная 3D-анимация, выполненная с применением Cinema 4D и ряда других программ, от Dmitryi Grushkovskyi. Источник

Adobe Premiere Pro — еще один продукт Adobe, профессиональный видеоредактор. Помогает склеивать различные части ролика, добавлять звуки и звуковые эффекты. В программе много дополнительного функционала, который облегчает работу моушн-дизайнеру. При этом есть возможность настроить опции самостоятельно, выбрав только те, что понадобятся в работе. Помимо широкого набора горячих клавиш, можно задавать и свои комбинации кнопок для некоторых команд. Поддерживает различные форматы видеофайлов и на выходе выдает продукт высокого разрешения.

Это не полный список, но в перечисленных программах есть большинство необходимых функций.

Что должен знать и уметь моушн-дизайнер

Основы графического дизайна

Композиция — это основа кадра. Грамотно составленная композиция делает рисунок гармоничным и интересным. Задача дизайнера — правильно расположить все элементы кадра и соединить их между собой. 

Типографика — оформление художественного или информационного текста с помощью шрифтов, знаков и различных символов. Типографика добавляет выразительности тексту и притягивает взгляд читающего. Поэтому моушн-дизайнеру важно знать, как гармонируют друг с другом и с готовым продуктом разные шрифты, сколько шрифтов допустимо на одной странице, в каком месте на странице сайта лучше всего расположить текст.

Колористика — наука о цвете, его характеристиках, сочетаниях и психологическом восприятии. Без этого знания не обойтись любому специалисту в сфере дизайна. Очень важно грамотно составлять цветовую композицию, знать, как цвета воздействует на человека. 

Работа с цветом очень важна в моушн-дизайне. Яркая работа дизайнера MIKE Chen. Источник

Основы сценаристики и режиссуры

Моушн-дизайнер должен уметь работать с сюжетной линией в кадре, применять драматургические приемы и творчески организовывать все элементы, то есть знать основы режиссуры. 

Графические программы и инструменты

В своей работе моушн-дизайнеры должны пользоваться различными профессиональными программами для создания анимаций разных форматов, моделирования, рисования. Каждый из графических редакторов обладает своим рядом преимуществ, отличается по функционалу и стоимости. Некоторые инструменты — в бесплатном доступе. Дизайнеры используют следующие программы.

  • Обработка видео: Adobe After Effects, Adobe Premiere Pro, Nuke, Autodesk Combustion, Apple Motion и др.
  • Работа с графикой: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и др.
  • Создание и редактирование 3D-графики и анимации: Adobe Animate, After Effects, Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya, LightWave 3D, Blender, Cinema 4D.
  • Работа с видео: Premiere Pro, Lightworks, Shotcut и др
Часто моушн-дизайн выполняется не в одной-двух, а в трех и более программах, как, например, эта работа от Igor Sandimirov. Применялись Adobe After Effects, Cinema 4D, Autodesk Fusion 360, Redshift Render. Источник

Помимо этого, специалист в сфере моушн-дизайна должен обладать следующими навыками:

  • быть в курсе последних тенденций в мире графического дизайна и грамотно использовать их в своей работе;
  • находить и систематизировать информацию, пользоваться качественными информационными ресурсами;
  • сотрудничать с фотографами, видеографами, программистами и прочими специалистами в сфере дизайна, чтобы понимать процесс создания информационных продуктов;
  • в краткой и доступной форме преподносить зрителю материал, с помощью графических приемов привлекать внимание к своему продукту.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент