Кто придумал сюрреализм
Сюрреализм — продукт коллективных усилий художников и писателей того времени. Но все же одним из наиболее знаменитых представителей и основоположников сюрреализма был Андре Бретон. Именно он сформулировал основные принципы и идеи этого движения.
В своем «Манифесте сюрреализма», который он опубликовал в 1924 году, Бретон описал сюрреализм как выражение свободного и автоматического потока сознания, основанного на принципе случайности и подсознания. Всего было собрано 4 манифеста, а первые два были написаны в соавторстве с поэтом Иваном Голлем.
В первом манифесте были сформулированы основные идеи и само определение сюрреализма: «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить — или устно, или письменно, или любым другим способом — реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
Другими важными фигурами сюрреализма были Макс Эрнст, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и многие другие. Художники этого направления стремились исследовать необычное и неожиданное, а также использовали свои произведения, чтобы вскрывать возможности воображения и вызывать противоречивые эмоциональные реакции у зрителей.
Принципы работы художников-сюрреалистов
Так как сюрреализм часто обращался к бессознательному, снам и образам, то и принципы работы были необычными. Художники-сюрреалисты использовали автоматизм, оригинальные трактовки предметов и явлений без связи между ними, а также разрушали этические кодексы. Они создавали произведения искусства, основанные на произвольных ассоциациях и выражении подсознательных страхов и мыслей.
Автоматизм
Одним из главных принципов сюрреализма, который заложил Андре Бретон в первый манифест, был автоматизм. Это такой прием, когда автор или художник отправляется в мыслительное путешествие и работает в состоянии интуитивного потока. Финальный результат остается в первостепенном виде и не нуждается в каких-либо дополнительных редакторских вмешательствах.
Основная идея этого подхода — влияние случайности на исходность результата. Для достижения результата использовали следующие практики.
Автоматическое письмо
Автор начинает писать слова, фразы или предложения без предварительного планирования и обдумывания. Письмо становится своего рода медитацией, где художник отпускает контроль над содержанием и позволяет бессознательному направлять перо.
Декалькомания
Это одно из излюбленных развлечений сюрреалистов, где совмещаются жидкая краска и пара листов бумаги. Художник наносил краску на холст и, пока она не высохла, прикладывал лист бумаги. Таким образом получалась полноценная работа.
Фроттаж
Этот подход включает в себя растирание графита по любой понравившейся поверхности. Художник брал лист бумаги, нужную материю и карандаш. А затем
поочередно подкладывал под лист бумаги понравившиеся предметы и штриховал карандашом по листу.
Граттаж
Намеренная порча материала при помощи острых предметов. В центре внимания при граттаже стоит сам материал, на котором происходят манипуляции. Мастер использовал материал, который нужно проткнуть, и после наносил узоры или мазки в хаотичном порядке с помощью острых предметов.
Иррациональность
Иррациональное в сюрреализме проявляется в использовании неожиданных, нелогичных сочетаний объектов, символов и сцен, которые могут вызывать ощущение странности и противоречивости. Сюрреалисты стремились показать необычность и неуловимость реальности, разрушить привычные представления и логическую связь.
Они транслировали полное безумие и иронизировали над ясностью предметов. Как это отражается на картинах:
- отсутствие или несоблюдение законов физики;
- нарушение композиции и реальной размерности предметов;
- хрупкая реальность, которая рассыпается по полотнам.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Сон и подсознание
Идеи Фрейда сильно повлияли на творчество сюрреалистов. Бессознательное стало своего рода «бесконечной кладовой», откуда можно было брать сюжеты для своих картин. Сюрреалисты использовали различные практики, такие как метод автоматического письма или рисунка, чтобы извлечь из своего подсознания образы, сюжеты и идеи. Символы также искали во сне, а потом воплощали в жизнь — как, например, опасная змея на лестнице буржуазного дома у Пьера Руа.
Еще одним приемом стало объединение мыслей, образов и воспоминаний с символичными элементами реального мира — например, такой способ использовала Фрида Кало. Сюрреалисты изображали абсурдность человеческого сознания и особенно подсознания через эти композиции.
В мире сюрреализма все было нестабильным, и художникам могло померещиться что угодно. Предметы получали иллюзорное свойство: они просвечивали, накладывались друг на друга и больше напоминали галлюцинации.
Пустынные пространства
Сюрреалисты мастерски создавали миры, где пространство кажется бесконечным и безлюдным. В этих пейзажах география перекручена и искажена, чтобы создать эффект лабиринта или сюрреалистической субстанции.
Одним из примеров таких работ является картина Сальвадора Дали «Трилогия пустыни. Мираж», где пустынные просторы сливаются с облаками и постройками, создавая странные и непостижимые архитектурные формы. Этот образ пустыни становится аллегорией для путешествия внутрь себя и исследования своего подсознания.
Другой пример — картина Макса Эрнста «Наполеон в пустыне», где пространства переливаются между собой светом и тенью. Здесь пустыня символизирует неизведанное и непознанное, что позволяет зрителю совершить удивительное путешествие в мир фантазий и сновидений.
В таких картинах человек становится лишь небольшим объектом, которому резонируют природа и ее масштабы. По замыслу художников, это возвращает к идее иллюзорности сюрреализма, где нет ничего реального, а все вокруг — столкновение вымыслов.
Фантастические существа
Сюрреалисты также интересовались фобиями и травмирующими образами, но не для того, чтобы вылечить кого-то от страхов. Их больше интересовала визуальная выразительность, которую можно отразить с их помощью.
В картинах сюрреалистов часто изображали отвратительных насекомых, полулюдей-полурыб, чудовищных птиц и много других нелепых, смешных и странных химер, объединяющих в себе человеческое и нечеловеческое.
Даже живые тела могли соединяться с предметами: столы неожиданно приобретали руки и ноги, а сквозь человеческие лица просвечивали кошачьи морды. Весь мир сюрреализма был текучим и неуловимым, постоянно трансформирующимся, словно горячая лава.
Сюрреализм сейчас
Сюрреализм продолжает развиваться и в наше время. Одной из характеристик современного сюрреализма является использование разнообразных искусственных средств, включая живопись, скульптуру, фотографию и даже цифровые технологии.
Он также характеризуется нарушением привычных представлений о пространстве, времени и материи. Художники экспериментируют с пропорциями, перспективой и создают необычные формы, соединяя различные объекты и идеи.
Войцех Сьюдмак — художник, скульптор и книжный иллюстратор из Польши. Сьюдмак создает картины на пересечении трех стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма.
Анатолий Леушин — российский сюрреалист, который сочетает в своих работах притчи, космос и обычную жизнь людей. В картинах старается отказываться от абстракции и агрессии.
Рафал Олбински — польский художник и иллюстратор, творчество которого характеризуется глубоким символизмом и фантастическим миром. В работах он пытается показать зрителю привычные вещи с другого ракурса.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую