пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Какие тренды графического дизайна 90-х годов вернулись в 2022 году?

Какие тренды графического дизайна 90-х годов вернулись в 2022 году?
27 октября, 2024
5 мин

В 90-х появились стили, которые оказали большое влияние на массовую культуру и развитие дизайна. Сейчас многие тренды возвращаются и по-новому интерпретируются современными дизайнерами. Вместе с Андреем Малеваником, продюсером образовательных проектов и мультидисциплинарным дизайнером, разбираемся, как это происходит.

Как дизайн 90-х снова стал популярным?

90-е были периодом модернизма, когда люди отказывались от правил и переваривали все, что существовало до этого. 

Тенденции 90-х вернулись за последние несколько лет, и многие бренды, художники и дизайнеры используют ностальгию в своем маркетинге, продуктах и ​​дизайне. Некоторые мировые бренды начали пересматривать поп-культуру 1990-х в своей рекламе и экспериментировать с культовыми стилями.

«Я не могу назвать возвращение к 90-м главным трендом современности, сейчас это скорее субкультура. Это развивается снизу — через вечеринки, музыкальную культуру, локальные бренды. Во времена экономического расцвета дизайн сильно развивался, и это привело к выравниванию эстетики — все было очень ровненькое, аккуратное, преимущественно пастельных цветов. Это стало проблемой, так как это очень скучно. Возврат к эстетике 90-х — реакция на происходящее»

Андрей Малеваник

Гранж

Стиль возник в 80-е годы как музыкальное движение, а после захватил и другие отрасли. Он стал протестом против популярного тогда гламура. Его считали слишком наигранным и неестественным, а целью гранжа была демонстрация естественности. 

Ray Gun — величайший журнал в стиле гранж, созданный Дэвидом Карсоном, который использовал экспериментальную типографику и кросс-смыслы. Отказ журнала от макетов, основанных на сетке, и использование ломаных шрифтов и коллажей сделали его знаковым для истории дизайна. 

Обложка журнала Ray Gun

«Конечно, когда в период после Советского Союза все зарубежное стало доступно, люди начали интерпретировать это по-своему. Если мы говорим про журнал Ray Gun, то можно упомянуть “Птюч”. На этих изданиях росли общество и культура»

Андрей Малеваник

Обложка российского журнала «Птюч» в 1998 году 

Для стиля гранж свойственна палитра «грязных» оттенков, а также текстурные и урбанистические фоны. В веб-дизайне гранж используется для стилизации текста, иллюстраций и создания бунтарской атмосферы. 

За последнее десятилетие гранж вернулся в дизайн. Он появился на плакатах, обложках альбомов, в цифровом искусстве и социальных сетях.

Один из показательных примеров современного гранжа — работы одного из ведущих русскоязычных художников-плакатистов Петра Банкова, который сейчас живет в Праге. 

Плакат современного художника Петра Банкова

Главные атрибуты гранжа — глитч и коллаж — можно встретить во многих работах. Например, итальянский иллюстратор и графический дизайнер Назарио Гразиано оригинально сочетает в своем стиле графику, рисунки, журнальные вырезки и рукописные шрифты. 

Иллюстрация Назарио Гразиано для афиши международного кинофестиваля BAFF

На выставке веб-плакатов в Варшаве в 2016 году представлялись студенческие работы, среди которых была серия плакатов Майи Журавецкой с сочетанием фотографий, шрифтов и красно-черных тонов.

Плакат Майи Журавецкой

Ugly design 

Эстетика 90-х стала частью общемирового тренда на ugly-дизайн. Его основными чертами можно назвать намеренный уход от стремления к красивому. Ugly-дизайн вернулся в последние годы как протестный ответ на рафинированные решения, распространившиеся в 2010-х, когда эта область быстро развивалась и появились технические возможности, упрощающие работу дизайнеров.

Сейчас, в попытке уйти от ровного и скучного корпоративного дизайна, многие авторы обращаются к приемам этого стиля. Его можно увидеть в работах в студии посткритического дизайна The Rodina

Дизайн клипа музыкального исполнителя Yllis

Мемфис

В противовес гранжу и антидизайну в поп-культуре 90-х распространился стиль мемфис.  Его авторыMemphis Group, итальянская группа архитекторов и дизайнеров, которые проектировали постмодернистскую мебель. Для стиля характерны яркие цвета, абстрактные узоры и сложные геометрические формы. Эти тенденции в 90-е проникали в моду, музыку, кино, декор и дизайн.

«Как и все в постмодернизме, здесь одно вкладывается в другое, получается матрешка из стилей»

Андрей Малеваник

В последнее время мир захватила любовь к ностальгии, многие тренды начали возвращаться. Многие современные дизайнеры переиспользуют элементы стиля мемфис, даже повторяя классический брендинг и рекламу 90-х.

Например, в 2021 году Вurger King объявил о масштабном ребрендинге. Центральным элементом редизайна стал логотип без синей кривой, которая использовалась с 1999 года. В пресс-релизе Burger King говорилось, что новый логотип отдает дань уважения 64-летней истории бренда, обновляя внешний вид, имитирующий старый логотип, использовавшийся с 1969 по 1999 год. 

Старый и новый логотипы Burger King 

Несколько лет назад большую популярность приобрел стиль абстрактных 3D-композиций, большинство из них — это чистый мемфис. 

Работа барселонского дизайнера Nuriamadrid

Помимо графического дизайна, стиль мемфис возвращается в одежде. Например, у московского дизайн-бюро «Щука» есть совместный проект с Nike, отражающий эстетику этого стиля в предметах гардероба. Nike Running пригласили бренд сделать графику для коллекции, вдохновленной беговой культурой Берлина и неофициально приуроченной к берлинскому марафону.

Куртка из берлинской коллекции Nike

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент