От «Тектоника Малевича» к параметрической архитектуре
Заха Хадид родилась в Багдаде в семье художницы и соучредителя Национально-демократической партии Ирака. Она закончила математический факультет в Американском институте в Бейруте, потом переехала в Лондон и поступила в школу Архитектурной ассоциации. В дипломной работе Хадид спроектировала план отеля-моста над Темзой «Тектоник Малевича».
Проект построен на основе скульптуры Казимира Малевича «Архитектон альфа», где геометрические фигуры врезаются друг в друга под прямым углом и образуют единую объемную конструкцию.
Архитектоны — модели из гипса и деревянных блоков: брусков, кубов, параллелепипедов. Они — продукты экспериментов Малевича. Он искал в архитектонах реализацию своих творческих фантазий: допускал, что они создадут «супрематический ордер», который заложит основы архитектуры будущего.
Тектоник Малевича. Источник
Архитектон альфа. Источник
На творческий стиль Хадид влиял интерес к деконструктивизму, теоретиком которого был ее наставник, архитектор Рем Колхас, и русскому авангарду, в частности супрематизму.
Деконструктивизм — провокационное направление в архитектуре, которое сформировалось в 1980-х годах. Деконструктивизм разрушает традиционную геометрию предметов. Структура деконструктивистского здания многослойна, динамична, в ней есть асимметрия и нестандартные планировки. Архитекторы сочетают стекло, бетон, сталь и другие материалы и этим подчеркивают сложность конструкции.
Концертный зал «Дом музыки», Португалия. Стиль: деконструктивизм. Автор: бюро Рема Колхаса, ОМА. Источник
Авангардное искусство поддерживает деконструктивизм и отказывается от реализма изображения в пользу динамичных линий и простой геометрии. Авангард развивался в 1910–1930-е годы во времена глобальных изменений: индустриализации, урбанизации, Первой мировой войны и двух революций в России. Традиционные правила были для творцов устаревшими. Они придумали искусству новые формы и язык. Художники бунтовали, рисовали быстро и часто хаотично. На полотнах их чувства — смятение, страх, неопределенность и при этом радость, любовь и надежда.
Василий Кандинский. «Композиция VIII». Стиль: авангард. Источник
Казимир Малевич в рамках авангардного искусства создал собственное художественное направление — супрематизм. Его основа — в простых геометрических фигурах и идее о свободе, чистоте формы. Малевич предлагал зрителю выйти за пределы видимого мира, обратиться к своим чувствам и отнестись к абстракции как к новой истине.
Казимир Малевич. Композиция супрематизма. Источник
Во время исследования авангарда Заха Хадид совместно с директором своей студии Zaha Hadid Architects Патриком Шумахером создала концепцию параметрической архитектуры, которая стала визитной карточкой ее бюро. Шумахер — теоретик архитектуры, публикуется в журналах и сборниках с 1996 года. В 2008 году выпустил «Манифест параметризма», где утверждает, что этот стиль сейчас самый актуальный для архитектуры и скоро он распространится на все сферы человеческой деятельности.
Параметрическая архитектура основана на компьютерном моделировании. В работе архитекторы используют инструменты информационного моделирования зданий (BIM, CAD) и плагины для графических программ Rhinoceros, 3D Max, Autodesk. Туда они вносят важные данные о будущем объекте, например о строительных материалах и энергетической эффективности. У программ есть преимущество: сложные технические детали рассчитывают алгоритмы, а не человек. Это ускоряет планирование.
Визуализация здания в BMI. Источник
Модель Культурного центра Гейдара Алиева в Азербайджане, которая разработана бюро Захи Хадид. Источник
Параметрическая архитектура Захи Хадид имеет природные, парящие формы. В творческом полете архитектурной фантазии всегда есть риск: визуальная сторона здания в итоге перевесит функциональную. Параметрика сокращает эти риски. Форму объекта определяет его назначение. Математические расчеты показывают оптимальную геометрию здания для баланса дизайна и практичности.
Параметрика — архитектурный чат GPT, который вычисляет этажность, рекомендует материалы, предлагает лучшие формы на основе данных о назначении объекта, количестве предполагаемых посетителей, климате окружающей среды. Чем больше данных загружают создатели в систему, тем точнее она моделирует результат.
Читайте также:
Психология форм и фигур: что это и как повлияло на искусство и дизайн
В современном мире мы не можем представить архитектуру без 3D-моделирования. Даже самые обычные жилые комплексы моделируют с помощью параметризма. Здания не настолько креативны, как у Хадид, но процесс от идеи до стройки проходит быстрее и люди заезжают в стильный и функциональный дом через пару лет после заложения фундамента.
Пример Хадид подтолкнул современных архитекторов к доверию технологиям. Нет гарантий, что все необычные идеи реализуются успешно. Важно то, что параметрические программы скорректируют проект и укажут на пробелы в проектировании. К тому же параметрический подход расширяет геометрию зданий — теперь они не всегда состоят из прямых углов.
В интервью изданию The Guardian Хадид говорила о том, что мир вокруг зданий не прямоугольный и пространства не всегда вписываются в прямые углы. Во многих проектах она использовала динамичные формы и текучие линии, добавляла кривые и волнообразные элементы, чтобы приблизить свои объекты к естественному ландшафту. Бетонные, стальные и стеклянные асимметричные конструкции — визитная карточка архитектуры Захи Хадид.
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Знаковые проекты Захи Хадид и их дизайн
За свою карьеру Заха Хадид и ее коллеги по бюро создали более 950 необычных проектов по всему миру. Рассмотрим 10 объектов их авторства и изучим основные особенности.
Пожарная станция Vitra, Германия
Фасад пожарной станции Vitra. Источник
Заха Хадид стала известной в 1993 году, после окончания стройки пожарной станции на заводе мебельной компании Vitra. В 1981 году на территории завода произошел пожар, который уничтожил важные помещения. Руководство приняло решение обновить комплекс зданий, добавить к ним музей дизайна и пожарную станцию.
В 1990 году Хадид присоединилась к проекту и создала здание, конструкция которого как будто фиксирует действие пожарных перед выездом на вызов. Они слышат призыв, собираются и замирают в движении. Станция построена из бетона и стекла, со множеством острых углов, и в ней нет никакого декора. Со временем она превратилась в выставочное пространство при музее дизайна в немецком Вайль-ам-Рейне.
Передвижной выставочный павильон Chanel Mobile Art, Гонконг
Складной выставочный павильон. Источник
Пример мобильной параметрической архитектуры. В основе — образ стеганой сумки Chanel от Карла Лагерфельда. Конструкция состоит из белого пластика, а форма напоминает перламутровую раковину или морскую ракушку. Павильон предназначен для выставок в разных городах мира, поэтому собирается за месяц, а разбирается за несколько недель.
MAXXI — Национальный музей искусства XXI века в Риме
Музей в вечернее время. Источник
Первый музей Италии, который спроектировали архитекторы, чтобы провести выставку современного искусства. Хадид придумала проект комплекса из пяти зданий, но воплотила только одно. Стройка заняла 11 лет, площадь здания — 27 000 квадратных метров.
Музей напоминает здание вокзала или аэропорта: большие окна, черно-белая цветовая гамма, подвесные лестницы, бетонные конструкции, регулярное перемещение людей по большому пространству. Оно демонстрирует хаос человеческой жизни в современном мире.
Центр водных видов спорта, Лондон
Внешний вид центра, чертежи и вид одного из бассейнов внутри. Источник
Хадид спроектировала этот центр для Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. Фокус внимания обращен на крышу, которая повторяет движение волны. У каркаса крыши три точки опоры, и он соединен со Страдфордским мостом. Внутри центра находятся три бассейна, которые меняют глубину и ширину в зависимости от требований к соревнованиям или занятиям.
Оперный театр, Гуанчжоу
«Валуны» театра снаружи и звездное небо внутри. Источник
Здание театра — образ двух камней, которые выброшены на берег Жемчужной рекой, на которой он стоит. В основе постройки — диагонали, которые меняют пространство своей непредсказуемостью. Освещение театра Хадид спроектировала в стиле звездного неба. Зрители попадают в место, которое как будто создала сама природа.
Культурный центр Гейдара Алиева, Азербайджан
Дневной и вечерний центр. Источник
Этот проект в 2014 году принес Захе Хадид премию «Дизайн года». В основе — текучие формы, традиционные узоры, орнаменты, каллиграфия и никаких прямых углов. Она собрала центр из двух систем: бетонной конструкции и пространственных рам.
Фасад напоминает волны, которые бегут навстречу друг другу. Создатели сделали кровлю из геометрических фигур и придали им форму с помощью вакуума.
Capital Hill Residence в Барвихе, Россия
Виды «космического» дома. Источник
Дом — космический корабль, который вырастает из земли, Хадид спроектировала для бизнесмена Владислава Доронина. Трехэтажный особняк создан с учетом пожеланий владельца: спальня находится наверху, возвышается над деревьями, и из нее видно небо. На нижних этажах есть гостиная, сауна, спортзал и даже ночной клуб. Плавные формы дома родились из холмистого ландшафта территории.
Футбольный стадион «Аль Джануб», Катар
Вид на стадион сверху. Источник
Стадион появился в Аль-Вакре в 2019 году и был спортивным объектом на ЧМ-2022 по футболу. Его архитектура выросла из истории города, который много лет был рыбацким центром. Фасад здания — образ лодок, которые стояли в порту Аль-Вакра.
Вантовая кровля из полимера закрывается и охлаждает помещение внутри, поскольку в Катаре жаркий климат.
Башня Morpheus, Макао
Виды отеля. Источник
Отель Morpheus находится в комплексе развлекательных центров Макао среди театров, ресторанов и казино. Бюро Хадид пришло на проект не с нуля — фундамент здания уже заложили. Команда вдохновилась китайским методом резьбы по нефриту, при котором все детали фигуры плавно переходят друг в друга.
Скульптура в технике резьбы по нефриту. Источник
Отель состоит из двух 40-этажных башен, которые имеют соединения на земле и в зоне крыши. Между ними находятся пустые пространства и несколько секций с ресторанами и барами. Между пустотами перемещаются 12 стеклянных лифтов, из которых детально просматривается общая архитектура отеля. Стальная наружная сетка облицована алюминием. Она удерживает здание. Этот объект — демонстрация высоких достижений команды Хадид в параметрической архитектуре.
Международный аэропорт Daxing, Пекин
Морская звезда аэропорта и его внутренние зоны. Источник
Аэропорт напоминает шестиконечную морскую звезду. В основе архитектуры — идея взаимодействия отдаленных пространств с центром, шесть ответвлений объединены основным залом. До самого дальнего выхода на посадку от центральной части пассажир пройдет максимум за восемь минут.
Интерьеры поддерживают китайскую культуру: пять из шести рукавов дизайнеры выполнили в темах шелкографии, чая, фарфора, сельского хозяйства и китайского сада. Аэропорт питается от солнечных батарей, а специальный отдел собирает и очищает дождевую воду. План обслуживания здания к 2025 году — 70 млн пассажиров в год.
Главное о творчестве Захи Хадид
Заха Хадид и сотрудники ее бюро изменили представления о возможностях архитектуры и вдохновили новое поколение архитекторов на эксперименты с помощью технологий.
Заха Хадид и Патрик Шумахер стояли у истоков параметрической архитектуры, основа которой — компьютерное моделирование здания с учетом его назначения и особенностей ландшафта.
На стиль Хадид повлияли русский авангард, супрематизм и деконструктивизм, теоретиком которого был ее наставник, архитектор Рем Колхас. В своих проектах она использовала плавные линии без прямых углов и асимметричные «парящие» формы.
Бюро Zaha Hadid Architects создало более 950 проектов по всему миру и пополняет этот список.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую