пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Волшебство света и природы в 10 шедеврах Архипа Куинджи

Волшебство света и природы в 10 шедеврах Архипа Куинджи
11 марта, 2025
8 мин

Куинджи работал с природными сюжетами и прославился реалистичным изображением окружающего мира. Художник чувствовал красоту момента и детально фиксировал ее. Его лунный свет на многих картинах — пример бережного и внимательного отношения к природе. В статье посмотрим, какие приемы использовал Куинджи в работах и как пришел к своему художественному стилю.

От учебы у Айвазовского и работы с передвижниками к независимости и путешествиям со своими учениками 

Художник родился в семье обрусевшего грека Ивана Еменджи, который был сапожником и хлебопашцем. Сначала Архип Иванович носил фамилию отца, но к 1857 году в документах уже значился как Куинджи. Его родственники жили в Мариуполе, где был распространен татарский язык, и многие со временем сменили фамилии на татарские. Слово «Куинджи» в переводе означает «золотых дел мастер» — именно этим ремеслом занимался дед Архипа. Возможно, художник взял этот псевдоним в честь его профессии.

Еще одна загадка в биографии Куинджи — его год рождения. В разных документах указаны три даты: 1841, 1842 и 1843 год. Чаще всего исследователи называют 1842 год.

Куинджи рано потерял родителей и не получил полноценного образования, поэтому его грамотность оставалась на низком уровне. Однако художественные навыки он развивал с детства. Его талант заметил компаньон хлеботорговца Аморетти, у которого работал будущий художник. Это позволило Куинджи попасть в Крым, где он два месяца учился у Адольфа Фесслера, ученика Айвазовского. Но самому мастеру так и не встретился.

картина Фесслера
Ялта кисти Адольфа Фесслера. 1869. Источник

До 1866 года он работал ретушером в фотоателье. Вторая попытка встретиться с Айвазовским оказалась успешной — Куинджи поступил в его Общую художественную мастерскую. В 1868 году, по рекомендации наставника, его зачислили вольнослушателем Императорской Академии художеств.

В путешествии по Европе он познакомился с Иваном Крамским, основателем Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре Куинджи сам стал передвижником: художники устраивали выставки в разных городах, чтобы познакомить публику с русским искусством. Его работы высоко ценил коллекционер Павел Третьяков, ежегодно приобретавший несколько картин.

С 1880 года Куинджи работал независимо. Его картина «Лунная ночь на Днепре» произвела фурор, а сам художник стал знаменитостью. Однако со временем он устал от внимания и ушел в затворничество. Продолжал писать, но больше не выставлялся.

Куинджи был не только художником, но и педагогом. Он преподавал в Императорской Академии художеств, возглавлял пейзажную мастерскую и основал художественное общество своего имени. Он заботился о своих учениках: организовывал для них поездки, поддерживал материально и даже вместе с ними путешествовал по Европе. В Париже они поднимались на воздушном шаре, изучая город с высоты.

Среди его учеников — известные пейзажисты Николай Рерих, Аркадий Рылов и Иван Шультце.

картина Рериха
Николай Рерих. «Розовые горы». 1933. Источник
картина Шультце
Иван Шультце. «Лазурный берег». Источник

Как Куинджи добивался идеальной светопередачи на своих картинах

Главной особенностью творчества Куинджи была работа со светом. Чтобы добиться реалистичного изображения света и тени, он изучал физику у Федора Петрушевского и посещал научные лекции. Он применял оптические приемы и добивался почти фотографической точности в своих картинах.

Давайте рассмотрим десять работ Куинджи, где его мастерство света особенно впечатляет.

Волны. 1860 

картина про волны
Жизнь волн. Источник

Архип Иванович при работе над картиной прибегал к технике импрессионизма: широкие мазки, блики, сиюминутность в ярких красках, которые сливаются друг с другом. Волны прозрачные и объемные. Они бушуют, двигаются, оставляют за собой «барашки». Композиция понятна человеческому глазу: чайки, живое море, отсутствие явного горизонта и вода, которая сливается с небом. 

На острове Валаам. 1873

двойственный валаам
Двойственный Валаам: с одной стороны темный, с другой — светлый. Источник

Куинджи любил Валаам и часто сюда приезжал. Однажды он вместе со своей женой попал здесь в шторм и чудом остался жив. Его манила красота северного края. 

Федор Достоевский писал об этой картине: «…Сыростью вас как будто проницает всего, вы почти ее чувствуете, и на середине, между лесом и вами, две белые березки, яркие, твердые — самая сильная точка в картине». 

Куинджи зафиксировал валаамские сумерки серебристым свечением, сыростью, тьмой, которая надвигается на светлую часть пейзажа. Природа предстает перед зрителем такой, какая она есть на самом деле: скалистая и каменная, с одинокими деревьями, пожелтевшей травой и зелеными растениями. Поскорее бы зайти в дом, теплое место и переждать эту мглу. 

Украинская ночь. 1876

украинская ночь
Дома в лунном свете тихой украинской ночи. Источник

Куинджи мастерски передает свет: луна скрыта, но ее присутствие ощущается. Детали раскрываются постепенно: сначала проступают очертания, затем деревья и хутор становятся отчетливее.

Художник усилил лунный эффект за счет дополнительных тонов. Он применил правило цветового круга: соседство основных цветов смягчает гамму, а дополнительные оттенки создают контраст. Такие цвета располагаются напротив друг друга на цветовом круге — один формирует фон, другой привлекает внимание.

круг сочетаний цветов
Пример дополнительных цветов в цветовом круге. Источник

Север. 1879

картина север
Бесконечная даль неба и одинокие северные деревья. Источник

Густые мазки неразбавленной краски — основа техники в этой картине Куинджи. Акцент художник сделал на небе — белом, холодном, зимнем. Зритель будто стоит на склоне и смотрит в северную даль. Когда глаза привыкли, появляются одинокие деревья внизу и спокойная река. 

Горизонт ослепляет и пугает, но природа сглаживает северную остроту и напоминает, что тепло вернется. 

Березовая роща. 1879 

березовая роща
Летние березы. Источник

Многослойность всегда удавалась Куинджи. Эту картину он написал с помощью лессировки — нанесения полупрозрачных красок друг на друга. Куинджи нравилось сочетание гладкого академического письма со свободным мазком импрессионизма. Его природа приобретала прозрачность, воздушность, как будто кондитер наносил глазурь на булочку. 

Знойная опушка похожа на сказочную, откуда вот-вот выйдет Красная Шапочка или русская царевна, которая гуляет по своим владениям. И повсюду за невидимыми героями следует горячее летнее солнце. 

Лунная ночь на Днепре. 1880

картина лунная ночь на Днепре
Реалистичная ночь Днепра. Источник

Один из знаковых шедевров Куинджи, который зрители и критики называли магическим. Они не лукавили — свет над Днепром выглядит естественно, как будто это фотография, а не картина маслом. 

Магию добавили оптические эксперименты художника. Он выставил картину в темном зале с единственным осветительным прибором — электрической лампой. Ему помогла физика: свет, который попадал на светлые участки, отражался от них, а темные части поглощал. Зоны луны и блика — плотные, поэтому свет на них получился самый яркий. Художник также оставил подмалевок, часть эскиза, который создавал эффект свечения и мерцания. 

Картину художник написал новыми пигментами, которые со временем потемнели и добавили ей еще больше магии и загадочности. 

Днепр утром. 1881

картина днепр утром
Белизна утреннего неба на Днепре. Источник

Продолжение темы неба как главного героя картины. Поле диких цветов, спокойная река и небо, которое только просыпается. Легкий туман дополняет тишину всей композиции. Скоро начнется день, а цветы продолжат колыхаться и расти на бескрайнем поле. 

Воздух на картине как будто вибрирует. Этого эффекта художник добился через технику раздельного цветного мазка. Он не перемешивал краски, а располагал их мазками рядом друг с другом, из-за чего они сами формировали нужные ему тона. 

Закат. Между 1876 и 1890

картина про закат
Солнце уходит за горизонт. Источник

Это полотно — пример работы Куинджи с ощущением гиперреальности. Он много часов наблюдал за небом с крыши своей мастерской, записывал мельчайшие изменения и затем переносил их на холст через насыщенные оттенки. Яркие краски ставили образ заката на стык реальности и преувеличения. Оттого свет уходящего солнца и цвет вечернего неба усиливался. 

Земля уже погрузилась в темноту, но небо все еще сияет. С одной стороны, на картине присутствует страх: что там поджидает зрителя в этой тьме. Но с другой — теплое, красивое солнце, которое завтра снова вернется. 

Эльбрус. Лунная ночь. 1890–1895

картина эльбрус
Эльбрус напоминает лунный кратер. Источник

В 1888 году Куинджи впервые посетил Кавказ. На смотровой площадке перед Эльбрусом он увидел редкое оптическое явление — «брокенский призрак»: свое отражение, окруженное радужным ореолом. Художник вдохновлялся горами и возвращался к их образам в каждой новой поездке.

В этой работе он снова использует технику дополнительных цветов, как в «Украинской ночи». Эльбрус, самая высокая вершина Кавказа, залит мягким лунным светом, а передний план окутан тенью. Реалистичное сочетание оттенков создает эффект фотографии. Единственный недостаток этого метода — недолговечность. Со временем краски тускнеют, и вместе с ними исчезает сияние.

Христос в Гефсиманском саду. 1901

христос в гефсиманском саду
Загадочная фигура в лунном свете. Источник

Спустя годы затворничества Куинджи впервые показал эту картину ученикам. Их поразил образ: стражники прячутся в тени, ожидая ареста, а Христос спокойно стоит под лунным светом. В основе работы — библейский сюжет: после Тайной вечери Христос и три ученика пришли в Гефсиманский сад. Он молился, зная, что скоро будет арестован.

Куинджи не оставил комментариев к картине, поэтому остается только догадываться, почему он выбрал этот сюжет. Возможно, его интересовало, как взаимодействуют лунный свет и человеческий образ, а не историческая точность.

Главное о творчестве Архипа Куинджи

Куинджи умел передавать атмосферу природы и ее настроения. В его работах — мгновения, которые исчезают за секунду. Он изучал законы оптики, работал со светом и тенью, чтобы максимально точно передать их на холсте. В одних картинах использовал гладкую академическую манеру, в других — многослойную технику импрессионизма. Иногда сочетал оба подхода: усиливал эффект свечения луны или зимнего неба.

Художник много времени уделял ученикам. Он организовывал поездки по Европе, поддерживал проекты и выставки. После его смерти художественное общество имени Куинджи еще 20 лет помогало молодым живописцам и сохраняло наследие мастера.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент