Рождение в семье священника и уход из семинарии ради искусства
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Виктор Васнецов родился в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. У него было пять братьев, среди которых Аполлинарий Васнецов, автор исторической живописи.
Во время учебы в Вятской духовной семинарии Васнецов брал уроки рисования у владельца иконописной мастерской Николая Чернышева. Именно он заметил талант Васнецова к рисованию. Виктор Михайлович оставил семинарию и переехал в Петербург, где продолжил учебу в Рисовальной школе общества поощрения художников, затем поступил в Императорскую академию художеств.
Среди первых заметных работ художника — иллюстрации к книге этнографа Николая Трапицина о пословицах, картины «Жница» и «Нищие певцы».
Одна из иллюстраций русских пословиц и поговорок. 1867. Источник
«Нищие певцы». 1873. Источник
Все картины Васнецов рисовал в стиле реализма. В раннем творчестве он изображал то, что видел вокруг: сельских людей, их быт и окружающую природу. А еще брал в работу портреты семьи и знакомых, например рисовал своего брата Аполлинария и пейзажиста Архипа Куинджи.
Портрет Архипа Куинджи. 1869. Источник
Виктор Васнецов создавал и архитектурные сюжеты: эскизы собственного дома-мастерской, фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве, зданий в усадьбе Мамонтовых и церкви в Абрамцеве. Семья Мамонтовых купила имение Абрамцево в 1870 году, там творили многие русские художники, в том числе и братья Васнецовы.
Эскиз часовни над могилой Мамонтова в Абрамцеве, хранится в музее-заповеднике «Абрамцево». 1891. Источник
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. 1881. Источник
В 1885 году Петербургский университет предложил Васнецову расписать Владимирский собор в Киеве. Перед началом работы он поехал в Италию и изучал там византийские мозаики Равенны и искусство эпохи Возрождения — Микеланджело, Рафаэля, Тициана.
Васнецов провел за проектом почти 11 лет, создал 400 эскизов, расписал более 2000 квадратных метров пространства. Опыт кропотливой работы над деталями собора художник перенес на другие заказы: расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном и Варшаве.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Источник
«Крещение Руси». Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Источник
Васнецов любил театр. Об этом знал Савва Мамонтов, меценат и основатель творческого кружка в Абрамцеве (там собирались писатели, поэты, художники и скульпторы). Васнецов написал декорации и костюмы к домашнему спектаклю «Снегурочка» в доме Мамонтова. А еще исполнил роль Деда Мороза. Эскизы легли в основу оперы Николая Римского-Корсакова, которую в Москве сыграли в частной опере Мамонтова в 1885 году.
«Палаты царя Берендея». Декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885. Источник
«Мороз». Костюм к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885. Источник
Васнецов проделал большую художественную работу в разных сферах, но именно сказочно-былинные сюжеты стали его визитной карточкой. После 1871 года художник направил свой интерес на изучение фольклорных сюжетов: сказок, былин, баллад. В этом же году Васнецов сделал карандашный набросок картины «Богатыри» о трех героях русских былин: Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Алеше Поповиче. Это был один из первых шагов к фольклорным картинам.
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Как Виктор Васнецов совместил мифологию и реализм
Васнецов исследовал волшебство и загадки народного эпоса. Его фольклорные картины создали течение «русского стиля» в живописи, основа которого — в поиске национальной идентичности через устное творчество. Рассмотрим десять картин Васнецова из сказочного-былинного цикла.
«Три царевны подземного царства». 1879–1881
Три царевны: золота, драгоценных камней и каменного угля. Источник
Картину Васнецову заказал Савва Мамонтов для кабинета правления Донецкой железной дороги.
Художник взял за основу мотив русской народной сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое», где Иван-царевич спустился в подземелье и освободил свою мать, царицу Анастасию Прекрасную, из лап Ворона Вороновича. Царевны — пленницы Ворона (в других версиях — дочери). Они помогли Ивану в освобождении матери, после чего он женился на Золотой царевне, а ее младших сестер выдал замуж за своих старших братьев.
У каждой царевны есть богатство, в честь которого она названа: золото, драгоценные камни и каменный уголь. Золотая царевна одета в ферязь — допетровский костюм в пол, а на голове у нее венец, который носили незамужние девушки. Царевна драгоценных камней тоже носит ферязь, а на руках у нее — тканые нарукавники, часть национального одеяния.
Читайте также:
Почему Эль Лисицкий — изобретатель нового мира
Без каменного угля железная дорога не смогла бы существовать, так как он обеспечивал движение поездов. Поэтому на картине появилась Царевна каменного угля, своенравная, в платье с коротким рукавом и с непокрытой головой. Она противопоставляет себя двум другим царевнам, потому что считает, что за ней, как и за каменным углем, будущее.
«Ковер-самолет». 1880
Иван-царевич с Жар-птицей летит домой. Источник
Эта картина тоже предназначалась для кабинета правления Донецкой железной дороги, но правление посчитало ее неуместной для официального помещения. Поэтому она осталась в коллекции Мамонтова.
Полотно символизирует быстрый способ перемещения, в данном случае железную дорогу. На таком ковре Иван-царевич вместе с Жар-птицей улетает от Бабы-яги, которая и подарила средство передвижения.
Время действия важно: предрассветный туман показывает зрителю финал сказки, где свет победил тень, а добро победило зло.
«Аленушка». 1881
Аленушка грустит у воды. Источник
Васнецов начал работу над картиной в Абрамцеве, когда увидел в соседней деревне Ахтырке крестьянскую девушку. Ее одиночество и печаль вдохновили художника, и он тут же принялся за работу. Есть версия, что прообраз героини — дочь Саввы Мамонтова, Вера. Она же позировала Валентину Серову для картины «Девочка с персиками».
Вера Мамонтова на прогулке. Источник
Первое название картины — «Дурочка Аленушка». «Дурочки» на Руси — юродивые или сироты. У нового названия больше ассоциаций со сказкой про сестрицу Аленушку и ее братца Иванушку, в которой Иванушка превратился в козленка после водопоя из лужицы. В образе девушки выразилась внутренняя печаль, а увядающая осенняя природа поддерживает состояние героини.
Васнецов глубоко прорабатывал композицию полотна, в том числе и природный пейзаж: искусствоведы насчитывают 12 пейзажей, 2 этюда девушки, 2 эскиза общей композиции и 4 подготовительных рисунка.
Рисунок-набросок «Аленушки». Источник
«Витязь на распутье». 1882
Илья Муромец выбирает дорогу. Источник
Основа сюжета — былина «Три поездки Ильи Муромца». Богатырь стоит перед камнем с надписью: «Как прямо ехати, живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Васнецов изобразил бескрайние просторы Руси, одинокого богатыря и верного коня, который пойдет с ним до конца. Их окружают вороны, череп, кости, валуны и непредсказуемая дорога, сторону которой богатырь выбирает.
Более дружелюбные направления, направо к богатству и налево к женитьбе, скрыты подо мхом. В первоначальной версии картины мха еще не было и богатырь видел все варианты. В полотно Васнецов перенес мысль из былины о том, что счастье богатырю не достанется простым путем, сначала он пройдет испытания, станет сильнее и только потом получит все, что хочет.
Первая версия картины от 1877 года. Источник
Иван-царевич на Сером волке». 1889
Иван-царевич и Елена Прекрасная. Источник
Иван-царевич снова в роли спасителя. На этот раз с ним на волке из мрачного леса едет Елена Прекрасная. Васнецов использует в картине фольклорные образы: страшный лес и болото, через которое мчится волк, символизируют испытания Иван-царевича. Но тьма трудностей отступает, через ветки виден свет зари, который символизирует победу добра. На переднем плане расцветает яблоня, а значит, героев ждет счастливый финал и в скором времени они поженятся.
«Богатыри». 1898
Три богатыря. Источник
Васнецов писал картину о трех главных богатырях русских былин Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Алеше Поповиче более двадцати лет. Четырехметровый холст несколько раз переезжал вслед за художником. Общий образ полотна Васнецов нашел быстро, а вот на персонажей ушло больше времени. Художник изучал лица людей, движения лошадей и перечитывал былины, чтобы собрать наиболее точное изображение героев.
Слева — Добрыня Никитич, который в былинах числится дружинником князя Владимира. У него большой боевой опыт, много жизненных знаний. На груди у него золотой крест — напоминание о родственной связи с Добрыней летописным, воеводой князя Владимира.
В центре — Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарово под Муромом. До 33 лет был парализован, но потом получил силу от калик перехожих, после чего избавился от недуга и поступил на службу к князю Владимиру. Он возглавлял оборону Руси, боролся с Соловьем-разбойником, богатырем-жидовином и татарами.
Справа — Алеша Попович. Молодой, ловкий, возит с собой гусли и отвечает за хорошее настроение богатырей. В некоторых версиях эпоса он хромает. Самый известный его противник — злой богатырь Тугарин Змей.
«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». 1896
Две птицы: печали и радости. Источник
В русских и византийских легендах эти фигуры — птицы рая, где Алконост отвечает за радость, а Сирин — за печаль. Птицы с картины Васнецова прощаются с летом — в канун Яблочного Спаса, 19 августа. Сирин грустит по уходящему теплу, знает, что скоро придет зима. Алконост радуется предстоящему урожаю и поет песню людям, которые его вырастили и честно трудились все лето.
Поэт Александр Блок посвятил картине стихотворение «Сирин и Алконост»:
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
…
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
«Царевна Несмеяна». 1916
Царевна устала от песен женихов. Источник
Человек из 2025 года скажет, что Несмеяна напоминает уставшую после рабочей недели девушку, которая заехала на неинтересную вечеринку. Все веселятся, а она думает, что могла бы сейчас сериалы смотреть в своей кровати. Но во времена Васнецова царевна Несмеяна — героиня народной сказки, которую ничего не веселит. Ее отец обещал руку дочери тому, кто снимет ее странность.
Женихи на лицо неприятны, они думают лишь о деньгах, а не о любви царевны. Несмеяна мыслями где-то далеко, она выше всех героев картины, ждет свое чистое счастье. Рассмешил царевну простой парень, который трудился на другом конце города. Но этот сюжет остался за пределами картины Васнецова.
Художник обращает внимание зрителя на религиозные сюжеты на сводах терема. Слева он поместил истории «Прение живота со смертью», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», герои которых выбрали богатство и потеряли право на спасение, а справа написал образ чистой души и птицу как символ рая.
«Баба-Яга». 1917
Баба-яга со своей добычей. Источник
Васнецов взял для картины сюжет сказки «Ивашко и ведьма», в которой Баба-яга притворяется матерью ребенка и крадет его. На героине красный сарафан — именно такой носила мать похищенного мальчика.
Полотно художник писал двадцать лет, закончил в год Октябрьской революции, когда красный цвет был ее символом. Существует версия, что эта картина — высказывание Васнецова на тему событий, которые происходили в России в те годы.
Он отразил в лесных зверях страхи, неопределенность, новые порядки, а в испуганном мальчике — страну, которая не была готова к таким быстрым переменам. Однако сам художник не подтверждал эти догадки.
«Царевна-лягушка». 1918
Царевна-лягушка танцует на пиру. Источник
Васнецов изобразил сюжет пира из сказки «Царевна-лягушка», в которой три царевича выпустили из лука стрелы и нашли себе невест. Стрела Ивана попала в болото, поэтому его женой стала Василиса Премудрая в образе лягушки. Она исполнила все царские приказы: соткала ковер и испекла хлеб, а затем станцевала на пиру.
Танец на переднем плане не единственное празднование — вдалеке фигуры в ярких одеждах водят хоровод. Это крестьянские гулянья, которые проходили в Ильин день (20 июля по старому стилю) и Рождество Богородицы (21 сентября). На полотне в веселье сошлись два мира: сказочный и реальный, — и разделяет их только озеро с лебедями.
Главное о творчестве Виктора Васнецова
Васнецов в своих работах совместил реализм с фольклорными и сказочными мотивами. Он создал былинно-сказочное направление в русском искусстве, исследовал русскую культуру, противопоставлял реальный мир сказочному и в то же время объединял их.
Васнецов размышлял о жизни, любви и смерти, поиске своего пути и силе русского духа. Он работал как над крупными полотнами, так и над небольшими зарисовками для книг, создавал костюмы и декорации для постановок и расписывал храмы. Он был разноплановым автором и этим подал пример молодым художникам начала 20 века: не обязательно творить в одном жанре, можно расширять границы и пробовать разные сюжеты.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться