Личность Моне и новое направление в искусстве
На рубеже XIX–XX веков искусство постепенно сместило фокус с изображения вечного и идеального в сторону красоты мгновения, повседневности и чистого визуального опыта. Творчество Моне стало переходным этапом к авангардному искусству.
Как Клод Моне стал художником-бунтарем
Клод Моне родился в 1840 году в Париже, но семья вскоре переехала в портовый город Гавр. Мальчик с ранних лет хотел стать художником. Отец, судоходный коммерсант, этого не одобрял: он хотел, чтобы сын продолжал семейное дело. Мать, наоборот, любила искусство, поэтому поддерживала интерес Клода.
В средней школе Моне учился без энтузиазма. На уроках рисовал забавные портреты учителей — и к 15 годам весь город знал о нём как о талантливом карикатуристе. Моне даже начал продавать рисунки за неплохие для подростка деньги.
Карикатура «Молодая женщина за фортепиано», Клод Моне, 1858 год. Источник: Artchive
Моне познакомился с Эженом Буденом — местным художником-маринистом. Именно тот привил ему любовь к живописи на открытом воздухе. Поэтому ранние работы Моне чаще всего связаны с морем, бухтами и пляжами.
Клод вынес много уроков из общения со старшим товарищем. Например, начал внимательно изучать природный объект при разных условиях: «Я знаю: чтобы нарисовать море действительно хорошо, нужно смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте […] поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова, и снова, и снова, четыре или даже шесть раз».
В 19 лет Клод Моне переехал в Париж учиться живописи, но быстро разочаровался в академической системе. За свою юность в столице он успел поступить в несколько художественных школ и отчислиться из них, пройти короткую военную службу в Алжире и поработать в мастерской известного художника Шарля Глейра.
Клод много времени проводил в парижских кафе и «Кабачке мучеников» — месте встреч прогрессивных художников. В этот период он познакомился с художниками, которые разделяли его идеи и стали его друзьями до конца жизни. Это Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль.
С 1865 до 1870-го Клод Моне регулярно выдвигал работы на выставки в престижный Парижский салон. Но за это время жюри приняло только один пейзаж и один портрет его музы и возлюбленной Камиллы Донсье. Денег и известности эти выставки не принесли. Салон считал идеи Моне слишком радикальными.
«Камилла» («Женщина в зеленом платье»). Клод Моне, 1866 год. Источник: Gallerix
Параллельно с творческими поисками художник сталкивался с личными переживаниями и финансовой нуждой. В 1867 году у Клода и Камиллы родился первый сын, но они смогли официально пожениться только через четыре года, когда Моне начал получать небольшой доход от продажи картин.
Молодая семья переехала в Аржантёй — живописное предместье Парижа, где прожила шесть лет. Именно в этом месте окончательно сформировалась художественная техника Клода Моне.
«Маки возле Аржантёя». Клод Моне, 1873 год. Источник: Gallerix
«Прогулка. Дама с зонтиком». Клод Моне, 1875 год. Источник: Gallerix
В Аржантёе Моне написал картину «Прогулка» — портрет жены и сына. Непринужденности, мимолетности и динамики художник добивался легкими быстрыми мазками. Он изображает приятный летний ветер через детали: трава колышется, платье развевается, облака тоже в движении.
Нет ощущения, что герои долго позировали, как это было принято. Искусствоведы подтверждают: художник написал картину сразу от начала и до конца. Причем сначала изобразил небо, потом фигуры, а дальше дорабатывал нюансы оттенков.
В 1878 году Камилла родила второго сына. Вскоре она заболела и через год умерла. Трагедия глубоко отразилась на живописце и повлияла на работы того периода.
Всё это время он много общался с Ренуаром и Писсарро. Вместе с единомышленниками он организовал «Анонимное общество художников» — в противовес академизму Салона.
Забавным оказалось знакомство Клода Моне с Эдуардом Мане. На одной выставке Эдуард представил картину обнаженной натуры — художника хвалили за портрет, но заодно упоминали его прекрасные пейзажи. Мане был в бешенстве и злился на выскочку-пейзажиста, с которым его путают. Но когда художники всё-таки познакомились лично, крепко подружились на всю жизнь. Эдуард Мане признавал талант друга, но сам импрессионистом не стал и шел к признанию другой дорогой.
С чего началась история импрессионизма
В 1874 году участники Общества провели свою первую художественную выставку. В ней приняли участие многие друзья Моне: Буден, Сезанн, Дега, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей.
Клод Моне выставил пейзаж с портом Гавра. Он назвал картину «Впечатление. Восход солнца». На полотне — гавань в тумане: солнце и отблески на воде изображены несколькими грубыми мазками, никаких четких контуров.
«Впечатление. Восход солнца». Клод Моне, 1872 год. Источник: Gallerix
Вскоре критик Луи Леруа написал сатирическую заметку о странном неакадемическом стиле всех работ на выставке. Про работу Моне он сказал, что «даже недокленные обои выглядят более доработанными и завершенными, чем морской пейзаж художника». Именно Леруа и придумал ироничное прозвище «импрессионисты» — в переводе буквально «впечатлянты».
В итоге новое направление в искусстве получило название «импрессионизм». Хотя художники сначала открещивались от прозвища, с 1877 года уже сами себя так называли в знак протеста.
В апреле 1876 года, вопреки критике, в доме Дюран-Рюэля состоялась вторая выставка импрессионистов. Из прежних 30 участников выставить свои работы согласились только 19 — среди них был и Моне. На этот раз публика отреагировала менее яростно — художник даже получил немного похвалы.
Фактически Клод Моне и его единомышленники придумали абсолютно новую концепцию. Изображать мир не с опорой на знания о нём, а с опорой на собственные ощущения в моменте.
Импрессионисты изменили представление о том, какие моменты жизни считаются достойными для сюжета полотен. Художники из Салона изображали выверенные идеальные портреты, библейские и мифологические сцены. А импрессионисты вышли на улицу и показали в своих работах то, что окружает современного человека: вокзалы, кафе, прогулки в парках.
В чём новаторство картины «Впечатление…» Моне:
- В центре композиции не сцена или объект, а свет, который падает на них. Позже Клод вспоминал это так: «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет».
- Эффект движения за счет быстрых, коротких, немного вибрирующих мазков.
- Чистые цвета: тени не глубокие черные и серые, а с добавлением синих, фиолетовых, голубых оттенков — это тоже подчеркивает игру света.
Поместье в Живерни, пленэр и «Кувшинки»
Когда Камилла заболела, Моне переехали в живописное предместье Живерни. Они сблизились с семьей Ошеде — Эрнестом, коллекционером произведений искусства, и его женой Алисой.
Камилла вскоре умерла, а через время умер и муж Алисы. В итоге в 1892 году Клод Моне женился на многодетной вдове — она стала его главным другом по жизни. Вместе пара воспитывала восьмерых детей от прошлых браков. До конца жизни Моне жил в Живерни.
«Алиса Ошеде в саду». Клод Моне, 1881 год. Источник: Sotheby’s
Почему именно сад стал главным сюжетом для Моне
Клод Моне решил, что новый участок станет удобным объектом для пленэра. Можно будет работать прямо у себя во дворе, а значит — наблюдать за изменениями света, погоды, времени.
В итоге сады Живерни превратились в главную мастерскую и отдушину Моне на 40 лет жизни. Он считал, что именно в природе кроется источник вдохновения, а сад, по словам художника, «его самый прекрасный шедевр».
Знакомые и друзья дарили Клоду Моне редкие экземпляры растений, которые они привозили из путешествий по Азии и Южной Америке. При этом Моне сам продумывал дизайн ландшафта: расположение, оттенки, формы растений.
Марсель Пруст, писатель-современник, видел в Клоде Моне именно художника-синестета, который ощущает цвет на сенсорном уровне. Однажды Пруст написал в статье для газеты Figaro:
«Если я когда-нибудь попаду в сад Клода Моне, чувствую, что увижу там скорей палитру красок художника, чем растения садовода. Он всё продумал: цветы не распускаются одновременно, а растут определенными сочетаниями оттенков. Получается бесконечное розово-голубое пространство. Думаю, замысел художника — дематериализовать всё, что не является цветом».
«Ирисы в саду Моне». Клод Моне, 1900 год. Источник: Gallerix
Именно с переездом в Живерни Клод Моне начал обретать популярность — критики оценивали его работы очень высоко, а в модных художественных галереях проходили персональные выставки.
Со временем он купил прилегающую к саду болотистую территорию, где разбил пруд с японским садиком.
«Японский мостик» («Пруд с кувшинками»). Клод Моне, 1899 год. Источник: Gallerix
Как Моне работал над серией картин «Кувшинки»
Идея написать водяные лилии появилась у художника не сразу. Моне говорил: «Я посадил их для удовольствия и выращивал, даже не думая о том, чтобы их нарисовать».
Моне установил вокруг пруда несколько мольбертов и переходил от одного холста к другому в зависимости от положения солнца.
Серия «Кувшинки». Клод Моне
Сначала это были изображения цветов и зелени на поверхности воды, но с годами очертания композиций стали более абстрактными и размытыми. Моне сместил фокус на игру бликов и отражений неба.
Работа над серией превратилась в страсть — временами неконтролируемую. Моне рассказывает об этом в письмах близкому другу, французскому журналисту Гюставу Жеффруа: «Водные пейзажи стали моей одержимостью. Они непосильны для старика, однако я полон решимости изобразить то, что чувствую».
К расцвету творчества Моне уже работал с палитрой быстро, и ему не нужно было постоянно наблюдать за объектом. Поэтому он делал эскизы на пленэре, а заканчивал полотна в оборудованной студии.
Над серией «Кувшинки» Моне работал с 1890-го до конца жизни, 1926 года. За это время он написал 300 картин. Каждое полотно создавалось с огромным трудом: художник мог уничтожать готовые холсты, которые не передавали глубину света. В 1909 году в галерее Дюран-Рюэля состоялась одна из персональных выставок «Кувшинок», где публика увидела 48 работ серии. В этот момент Моне уже получил мировое признание.
графический дизайнер с нуля до про
профессия| 18 месяцев
графический дизайнер с нуля до про
Пройдите обучение на новой платформе и соберите более 40 работ в портфолио. Две специализации, дополнительные модули по 3D, лендингам, After Effects, типографике
научиться
Какое влияние оказали «Кувшинки» на современное искусство
Современников Моне поразило, что в его работах между зрителем и изображением не было дистанции. Посетители выставки смотрели на каждое полотно не как сторонние наблюдатели, а как будто видели его изнутри. По сути Моне напрямую повлиял на зарождение иммерсивного искусства. В том числе сегодняшнего интерактивного медиа в цифровом формате.
Моне достиг такого эффекта с помощью нескольких приемов:
- Перспектива. На многих полотнах «Кувшинок» нет линии горизонта и главного объекта, за который цепляется взгляд. Зритель сам выбирает, как смотреть на картину.
- Панорамность. Картины из серии отличаются и по размерам холста. «Белые кувшинки» — самая небольшая, 89 × 92 см. «Отражения облаков в пруду с водяными лилиями» — одна из самых масштабных, 200 × 1276 см. Такое панорамное полотно физически окружает зрителя и создает ощущение погружения в картину.
- Фрагментарность. Полотно выглядит незаконченно и передает выхваченный взглядом кадр. Зритель сам мысленно достраивает изображение — так восприятие искусства становится сотворчеством.
Клод Моне в своей студии в Живерни, фото 1920 года. Позади художника — тот самый триптих 12 метров в длину. Источник: Wikipedia
«Кувшинки» повлияли на формирование абстрактного искусства XX века — это огромное направление из разных течений: кубизма, сюрреализма, футуризма, экспрессионизма. Уже через 15 лет художники вроде Джексона Поллока и Марка Ротко будут развивать свои идеи абсолютного цветового пространства и экспериментировать с формами.
Другие знаковые серии картин Клода Моне
Художник в раннем творчестве любил создавать серии из полотен, посвященные одной теме. В том числе он работал над городскими и архитектурными пейзажами.
«Вокзал Сен-Лазар»: 12 картин, 1877 г.
Именно с этих работ Моне начал работать циклами. Как и другие современники, он осмыслял новую современную жизнь, которая пришла вместе с промышленной революцией.
Большой парижский вокзал стал подходящим местом для художественных экспериментов. Но Моне быстро понял, что невозможно передать на одной картине все свои эмоции от большого вокзала с клубами пара и множеством деталей. К тому же впечатление может меняться в зависимости от времени суток, погоды и собственных ощущений. Поэтому Моне написал разные полотна с этим сюжетом.
«Вокзал Сен-Лазар, внешний вид». Клод Моне, 1887 год. Источник: Gallerix
«Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитый солнцем». Клод Моне, 1887 год. Источник: Artchive
«Стога»: 22 картины, 1889–1891 гг.
В этот раз Моне умышленно запланировал писать картины циклом. Над пейзажами со стогами сена и пшеницы художник работал поблизости Живерни.
В предыдущей серии картин он хотел показать впечатление от масштаба и оживленности вокзала. В новых работах он сосредоточился на том, чтобы отразить игру света и рефлексы — отблески цвета. Поэтому ракурсы здесь меняются, но один и тот же предмет всегда во внимании — стог.
При этом уже с этого цикла заметен интерес Моне к беспредметности. Форма на полотнах растворяется в оттенках цвета — кажется, что объект сам по себе не так важен, хотя он выделяется.
«Стога сена на закате, морозная погода». Клод Моне, 1891 год. Источник: Art Viewer
В 1896 году на Французской выставке в Москве молодой Василий Кандинский увидел работу Моне «Стог сена на солнце». Направление импрессионизма и эта картина впечатлили его — он окончательно оставил юриспруденцию ради живописи. А позже стал развил свое направление русского абстракционизма.
«Руанский собор»: 35 картин, 1892–1895 гг.
В начале 1890-х годов Моне арендовал комнату напротив собора в Руане и посвятил ему новую серию картин. Критики были в восторге. А в галерее Поля Дюран-Рюэля прошла персональная выставка Моне. Художник получил по 12 000 франков за каждую из работ — огромное состояние.
Картины из серии «Руанский собор». Клод Моне
«Лондонская серия»: 124 картины, 1899–1905 гг
Моне путешествовал с женой в Лондон — за несколько поездок он создал большую серию, посвященную местным туманам. Они вдохновляли Моне, художник говорил: «Туман принимает всевозможные цвета: бывают черные, коричневые, желтые, зеленые, фиолетовые туманы. Интересно в живописи передать предметы такими, какими они видны сквозь все эти туманы».
Моне написал мосты Чаринг-Кросс и Ватерлоо, здание Парламента и Лестер-сквер. А помимо этого — серию пастелей.
Картины «Лондонской серии». Клод Моне
У Моне было ультрафиолетовое зрение?
Однажды Поль Сезанн сказал: «Моне — это всего лишь глаз, но, господи, какой!» Искусствоведы и биографы часто говорят, что Клод Моне так точно отличал оттенки цветов из-за физиологической особенности сетчатки глаз.
Примерно с 1900-х, с 60 лет, Моне стал терять зрение. В 1911 году умерла его жена Алиса. У художника началась сильная депрессия, а в 1912 году он пишет другу Гюставу Жеффруа: «Три дня назад я с ужасом обнаружил, что больше ничего не вижу правым глазом».
Моне поставили диагноз: катаракта обоих глаз. Из-за сильно помутневшей сетчатки он видел картинку абсолютно размытой, с темно-желтым подтоном. Ему было трудно различать холодные оттенки палитры, например синий и зеленый. Это заметно повлияло на работы того периода.
«Водяные лилии», Клод Моне, 1917 год. Источник: ArtsViewer
Художник годами игнорировал проблему. В итоге, когда наступила практически полная слепота, он с ужасом решился на хирургию. После трех опасных операций ему удалили хрусталик на правом глазе. Без этого оптического элемента он начал видеть все оттенки в сине-фиолетовой гамме.
Есть теория — что Моне воспринимал ультрафиолетовый свет. Потому что именно хрусталик создает физиологический фильтр, который не пропускает УФ-лучи и делает их незаметными для человеческого глаза.
Моне после операции по удалению катаракты, 1923 год. Источник: Science History Institute
При этом левый непрооперированный глаз по-прежнему видел всё в желтых оттенках. Из-за этого общая картинка сильно двоилась, мозг не справлялся со зрительной нагрузкой. Последние годы Моне писал «Кувшинки» именно в таком состоянии.
«Водяные лилии», Клод Моне, 1926 год. Источник: Arthive
По словам современного арт-критика Вальдемара Янушчака: «Катаракта заставила его верить не зрению, а воображению».
Моне умер от рака лёгких в 1926 года, в возрасте 86 лет. Через год парижский Музей Оранжери выставил 27 больших полотен Моне.
Так сейчас выглядит современный Музей Оранжери и главная экспозиция Моне. Источник: The Paris Pass
Чему может научиться дизайнер у Моне и импрессионистов
Отголоски стиля Моне до сих пор влияют на современное искусство и дизайн. Как адаптировать для себя методы импрессионистов:
- Научиться видеть суть и не перегружать изображение деталями. Не пытайтесь втиснуть в макет всю информацию. Не добавляйте визуальные элементы только ради красоты. Определите, какую главную идею или эмоцию должен уловить пользователь. Отталкивайтесь от этого, когда планируете композицию, цветовые решения и выбираете типографику.
- Изучать цветовую палитру. Не заполняйте макет хаотичными бездумными оттенками — даже если дизайн задуман ярким и кричащим. Анализируйте каждый оттенок — для чего он здесь нужен и какую функцию выполняет, как поддерживает цельность концепции. Но и не бойтесь экспериментировать. Пробуйте разные сочетания с разной интенсивностью, яркостью и контрастностью.
- Учитывать контекст и думать системно. Не создавайте разрозненные объекты. Продумывайте, как ваш дизайн будет восприниматься в разных состояниях: при дневном и ночном режиме сайта, на разных адаптивах. Планируйте элементы так, чтобы они складывались с понятную дизайн-систему.
Ключевые мысли о творчестве Клода Моне
- Художник Клод Моне стал новатором в истории искусства на рубеже XIX–XX веков. Он отказался от академических канонов: описывать мир в точности таким, как он выглядит со стороны. Моне перевернул это правило и начал изображать то, что он чувствует от увиденного. Для него главное — передать мимолетное впечатление. Импрессионизм как новое направление обозначился в искусстве именно после картины Моне с таким названием.
- Клод Моне часто создавал картины сериями: «Стога», «Руанский собор» и другие. Он повторял сюжеты, чтобы отразить едва уловимые изменения света и оттенков на одном и том же объекте. Поэтому он писал картины для одного цикла в разное время суток и при разной погоде. Главные герои на картинах Клода Моне — не люди и не объекты, а свет и цветовые оттенки на них.
- Центральное место в творчестве и жизни Моне — его сад в Живерни, где он создал масштабный цикл «Кувшинки». Особенности этих работ: отсутствие горизонта, панорамность и фрагментарность, которые сокращают дистанцию между зрителем и изображением. «Кувшинки» напрямую повлияли на зарождение абстрактного и иммерсивного искусства в будущем.
- В поздний период творчества Клода Моне на его художественную технику повлияла катаракта: работы стали почти абстрактными, а цвета исказились.
бесплатный мини-курс графический дизайнер с нуля
бесплатный мини-курс графический дизайнер с нуля
Пройдите тест и откройте доступ к урокам. Познакомьтесь за 3 дня с Illustrator и Photoshop, узнайте, что такое айдентика, создайте концепт бренд-дизайна и получите кейс для Behance. Бессрочный доступ к записям и комьюнити в Telegram и 4 полезных материала в подарок
Научиться