Как Александр Родченко придумал советский дизайн

Как Александр Родченко придумал советский дизайн

Александр Родченко — художник-конструктивист, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Он создавал агитационные плакаты, проектировал вещи, иллюстрировал книги и изобретал новые приемы в фотографии. В этой статье расскажем, каким Родченко видел искусство будущего, как выработал уникальный стиль, экспериментируя с линией, формой и композицией и почему спустя 100 лет дизайнеры всё еще вдохновляются его идеями.

Встреча с футуристами и поиск собственного стиля

В 1914 году в Казань с лекцией приехали футуристы Владимир Маяковский, Давид Бур­люк и Василий Каменский. Публика раскритиковала выступление, но студент художественной школы Александр Родченко был в восторге. Он твердо решил, что хочет присоединиться к футуристам и создавать новое искусство. 

«Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон­ником, а гораздо больше, я был приверженцем». 

Александр Родченко

Афиша выступления футуристов в Казани. Источник

Год спустя Родченко вместе с женой, художницей Варварой Степановой перебрался в Москву. Там он познакомился с Владимиром Татлиным, Казимиром Малевичем, Георгием Якуловым и другими художниками русского авангарда. Ближе всего Родченко оказались идеи Татлина. Родченко разделял его увлечение конструкцией и материалами и считал своим учителем. Татлин организовывал футуристическую выставку «Магазин» и предложил Родченко поучаствовать в ней. 

Каталог футуристической выставки «Магазин», 1916. Источник 

«Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных худож­ников, которых я встречал, нет равного ему».

Александр Родченко

Родченко начинал с беспредметной живописи, экспериментировал с пространством и формой. В 1919 году он написал «Черное на черном» — работу, выполненную полностью черной краской, где разница фактур достигается за счет того, что художник одни части заливает лаком, а другие оставляет матовыми. 

Александр Родченко. «Черное на черном», 1918. Источник

 В 1921 году на выставке «5 × 5 = 25» Родченко показал триптих «Гладкий цвет». Он разделил всю живопись на основные цвета (красный, желтый и синий) и окончательно отказался от изобразительности на холсте. 

Александр Родченко. «Гладкий цвет», 1921. Источник

После этого Родченко сосредоточился на производственном искусстве: промышленном дизайне, плакате и фотографии. 

ВХУТЕМАС и новый советский дизайн

Родченко говорил, что искусство будущего не может быть «уютным украшением семейных квартир», а должно быть равным «небоскребам, грандиозным мостам и подводным судам». 

Во ВХУТЕМАСе Родченко учил студентов «производственному искусству»: он считал, что дизайн должен быть максимально практичным и утилитарным, а форма — сливаться с функцией. Например, он любил давать студентам задания трансформировать какой-либо предмет: убрать съемные декоративные элементы, открыть и изменить конструкцию, сделать вещь функциональнее и удобнее. 

Родченко был уверен, что любой бытовой предмет эстетичен. Поэтому на его занятиях студенты создавали натюрморты из максимально «нехудожественных материалов»: кирпичей, листов железа, бумаги и стекла. Так он учил дизайнеров работать с реальными материалами, выразительными фактурами и видеть красоту в обыденном. 

Первое в СССР рекламное агентство 

В 1920 году Родченко познакомился с Маяковским. Их тандем «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко» начался с курьеза. Родченко работал над плакатом для авиатранспортной компании «Добролет» и пытался сочинить рекламный слоган из фразы «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером Добролета». 

«Махнув рукой, я сделал просто небольшую перестановку слов. Получились неуклюжие стишки: «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер»».

Александр Родченко

Маяковский увидел плакат и рассмеялся. А Родченко обиделся и ответил: «Если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то и хороших никогда не будет». Маяковский перестал смеяться, задумался и предложил работать вместе. 

Александр Родченко. «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер». Источник

Маяковский находил клиентов и придумывал слоганы, а Родченко отвечал за графическую композицию. Родченко и Маяковский создавали рекламные плакаты для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций. Работы было очень много, заказы накладывались друг на друга: на эскизы обложки, рекламу или фирменный знак Родченко отводил всего день. 

«Вся Москва была в наших рекламах. Все киоски Моссельпрома, все вывески, все плакаты, все газеты и журналы были наполнены ими. Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, или, вернее, переменили старый, царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский».

Александр Родченко

В то же время он очень стеснялся своих коммерческих работ: Родченко казалось, что это несерьезное занятие для художника. А Маяковский, слыша такие комментарии, злился. Он говорил, что подписывался под всеми своими стихами на плакатах, а Родченко не может снизойти до обслуживания широких масс. По словам Маяковского, обертки и плакаты не более ценны, чем картины Родченко для выставок. 

Фотография через призму конструктивизма

Создавая плакаты, Родченко изучал советские и иностранные фотожурналы, а в 1924 году купил собственный фотоаппарат и увлекся фотографией. 

Александр Родченко. «Девушка с лейкой», 1934 Источник

Он первым стал делать фотоколлажи и фотомонтажи: для коллажа брал вырезки из журналов, а для монтажа снимал сам. Родченко создал плакаты к фильмам Дзиги Вертова «Шестая мира», «Киноглаз» и для «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Придумывал фотомонтажные иллюстрации к книгам: поэме Маяковского «Про это» и книгам «Сифилис» и «Сергею Есенину».

Александр Родченко. Плакат к фильму «Киноглаз» Дзиги Вертова, 1924. Источник

 На фотографию Родченко тоже смотрел через призму конструктивизма: использовал диагональ для построения композиции, чтобы придать снимку динамику и ритм, часто применял двойную экспозицию.

Александр Родченко. Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция, 1924. Источник

Он любил снимать с непривычного ракурса: сверху вниз или снизу вверх. Сейчас это кажется обычным, а тогда вызывало критику и возмущение. Например, цензура раскритиковала снимок «Пионер-трубач». По мнению цензоров, мальчик из-за «неправильного ракурса» был больше похож на «откормленного буржуа», чем на пионера.

Александр Родченко. «Пионер-трубач», 1930. Источник

Особенности стиля и композиции

Родченко считал, что главное в дизайне — это новаторство и экспериментальный подход. Геометризация форм, модульность и структурность преобладают в его работах над всеми остальными композиционными принципами. Родченко последовательно придерживался идей конструктивизма во всех отраслях: дизайне, графике, фотографии и фотоколлажах. Его работы отличаются геометричностью, лаконичностью и кричащими, рублеными брусковыми шрифтами.

Александр Родченко. «Профсоюз — по женскому рабству удар», 1924. Источник

 Родченко использовал прямые линии и диагональ как основу для построения композиции. Диагональ привносит в его фотоколлажи и плакаты динамику, а четкие геометрические формы и яркие цвета мгновенно привлекают внимание. 

Например, плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» с Лилей Брик стал одним из символов авангардной рекламы. В нем соединились все излюбленные Родченко приемы: фотомонтаж, диагональ, геометрическая конструкция и яркие цветные акценты.

Александр Родченко. «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». Источник

Вклад в искусство

Современные дизайнеры и фотографы до сих пор используют принципы, разработанные Родченко. В профессиональную среду вошел термин «перспектива Родченко», а также «родченковская композиция». 

В 1980-х фирменные приемы его графики — диагональ, крупные планы и броские шрифты — переняли многие известные зарубежные журналы. Например, обложка The Face с юным Феликсом Ховардом, отсылающая к знаменитому фото Маяковского, до сих пор считается одной из лучших в истории популярной прессы.

The Face Magazine. 1985. No 59. Источник
Александр Родченко. Портрет Владимира Маяковского, 1924. Источник

«То, что произошло между 1914 и 1935 годами, определило развитие любой области дизайна».

Арт-директор The Face Невилл Броуди

Родченко вдохновляет не только дизайнеров, но и музыкантов. В начале нулевых группа Franz Ferdinand выпустила сингл Take Me Out, дизайн пластинки отсылал к плакату Родченко «Шестая часть мира».

Franz Ferdinand. Take Me Out. Источник
Александр Родченко. Плакат к фильму «Шестая часть мира», 1926. Источник

Родченко любил экспериментировать с типографикой и сочетать в своих плакатах различные шрифты. На основе его работ компания ParaType разработала шрифт Rodchenko. Шрифт, вобравший в себя тенденции шрифтового дизайна конструктивистов, передает эстетику авангарда. 

Шрифт Rodchenko, разработанный ParaType

В 2021 году, к 130-летию дизайнера, академия ВХУТЕМАС создала дипфейк (видео, которое сделано на основе искусственного интеллекта) художника и назвала в его честь три цвета: Rodchenko Red, Rodchenko Blue и Rodchenko Yellow, как они представлены в системе цветов американского института и компании Pantone.

Источник
Дипфейк Родченко, сделанный академией ВХУТЕМАС. Источник

Сто лет назад кадры в резком ракурсе сверху или снизу казались зрителям вызовом, а сейчас этот прием используют повсеместно. Также современные дизайнеры вдохновляются композиционными приемами Родченко, геометрией, акцентными шрифтами и чистыми цветами:

Источник
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник

Медиа Contented
Добавить комментарий