Коллаж

Коллаж

Коллаж (от французского collage — «приклеивание» или «наклеивание») – это прием в изобразительном искусстве, представляющий собой создание единой композиции из разнообразных элементов. Каждая часть коллажа должна отличаться по текстуре, материалу, оттенку и т.д. от остальных.

Немного из истории

Первые работы в этой технике относятся ко второму веку до нашей эры. Тогда художники в Китае дополняли картины, нарисованные тушью, кусочками из разнообразных материалов. В Европу техника пришла в XIII веке, но не стала популярной, а в эпоху Возрождения ей предпочли инкрустацию.

В начале XX века, во время расцвета модерна и других направлений в живописи, коллаж возродился как отдельная техника и вид изобразительного искусства. Художники стали активно дополнять работы кусочками старых газет, этикетками, тканью, фотографиями и многим другим, что было под рукой. Одной из знаменитых работ в технике коллажа стала картина Пабло Пикассо «Натюрморт с плетеным стулом», на поверхности которой были приклеены кусочки клеенки.

Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом. Живопись, 1912 год. Источник

А уже в 1962 году в Нью-Йорке состоялась выставка работ молодых художников в популярном и новом тогда стиле поп-арт. Многие картины были сделаны именно в технике коллажа и вызвали тогда повышенный интерес. Именно тогда прием прочно закрепился не только в живописи, но и в других видах искусства.

Виды коллажа

Сейчас коллаж давно вышел за пределы живописи и активно применяется: 

  • в кинематографе и обработке видео. Здесь коллаж — это тщательно подобранные отрывки из разнообразных фильмов и видеоматериалов, объединенные общей идеей; 
  • музыке. Термин «коллаж» часто употребляется в отношении музыкальных композиций, в которых были использованы отрывки ранее написанных аудио других авторов. Этот прием остается популярным и сейчас; 
  • литературе. Встречается в произведениях представителей сюрреализма, футуризма и модернизма. В книгу включаются разнообразные цитаты, документы и отрывки текстов других авторов;
  • фотоискусстве и дизайне. Коллаж создается из различных фотоматериалов в единой картине для передачи общей идеи или для вызова определенной эмоции.

Что такое фотоколлаж

Фотоколлаж – это создание единой композиции из различных фотоматериалов, зачастую даже не связанных между с собой по стилю, цвету и т.д. Сейчас это направление в искусстве имеет огромную популярность в силу своей доступности и актуальности в сфере моды, рекламы, дизайна и других отраслях. Фотоколлаж может быть создан разными способами: наложением нескольких изображений или их частей друг на друга, совмещением нескольких фотографий друг с другом, сочетанием с элементами графики или путем набора хаотичного набора множества фотоэлементов, чтобы в итоге получился пазл.

Где используются фотоколлажи

В личных целях. Фотоколлажи можно создавать из памятных фотографий, сочетать их по событию, тематике или человеку. Для одних это трогательный подарок, для других — декор в комнату. Использование фотоколлажей «для себя» ограничивается только фантазией.

Пример семейного фотоколлажа. Источник

Дизайне интерьеров. Фотоколлажи могут выступать и в качестве полноценного декора, и в качестве первого шага к реализации идеального интерьера. Прежде чем переходить к визуализации дизайна в 3D, сначала составляют коллажи из фотографий. Они должны показать общее настроение, стиль, ключевые элементы и многое другое. Это помогает с минимальными временными затратами определить общий курс направления и облегчить работу с макетом.

Коллаж дизайна интерьера содержит различные элементы мебели и декора, объединенные общим стилем. Источник

Маркетинге. Показать все преимущества товара или разнообразие услуг поможет именно фотоколлаж. Клиенту не придется бесконечно листать каталог, изучать разделы на сайте, если вынести все самое важное в единое изображение. Такой прием актуален как для электронных площадок, так и для журналов, листовок и т.д.

Пример применения фотоколлажа в качестве рекламного изображения. Источник

Оформлении социальных сетей. Фотоколлажи помогают создать и поддержать визуал профиля, привлечь внимание пользователя в ленте, показать все самое лучшее и важное в одном изображении.

Для трансляции определенной идеи. Фотоколлажи нередко используются в качестве арт-объектов. Они могут быть сатирическими, метафорическими, философскими и даже пропагандистскими. 

Пример идейного фотоколлажа от Тамары Стофферс. Источник

Правила подбора фотографий для коллажа

Тематика. Это первое, с чего начинается создание фотоколлажа. Очень важно сформулировать идею одной фразой, прежде чем искать исходники. Как правило, хватает даже одного слова: «смелость», «принятие» и т.д. Для вдохновения в маркетинге полезно изучение брендбука.

Подбор цвета. Даже если фотоколлаж не предполагает строгой сочетаемости, как, например, в дизайне, важно все равно подбирать материал, который не будет забирать все внимание от других элементов. 

Композиция. Важно учитывать композицию как самого коллажа, так и каждого фотоэлемента. Это поможет избежать визуального перегруза и создать гармоничное изображение. 

Разрешение. Каждый исходник для фотоколлажа должен быть в хорошем качестве, особенно если предполагается дальнейшая печать или размещение где-либо в широком формате. 

Размер. Данное правило актуально для составных фотоколлажей. В зависимости от выбранного геометричного разделения, важно подбирать фотографии в соответствии с ним. Например, очень сложно гармонично расположить вертикальный снимок в горизонтальной части фотоколлажа. 

Экспозиция. Не только цвет, но и свет поможет создать гармоничный и визуально приятный фотоколлаж. Создавая его через ПО на компьютере, можно подтянуть яркость и контрастность сразу в программе. 

Создание фотоколлажей требует понимания определенных принципов сочетаемости, способов передачи идеи через визуал, работы в различных графических редакторах и многого другого. Все это можно изучить на курсах Contented.

Медиа Contented