Почему помехи — это красиво
Глитч-арт основан на принципе нарушения ожиданий, вызывающем удивление и интерес. Зритель, привыкший к определенной эстетике, внезапно видит нестандартные цвета, необычные формы или звуки, что привлекает его внимание и привносит в произведение новые неожиданные оттенки. Например, глитчи часто добавляют в реалистические картины, к изображению классических скульптур и известных на весь мир произведений искусства. Зритель улавливает хорошо знакомые образы, но в них резко вторгаются искажения, которые привносят дискомфорт и новые смыслы (например, намек на вторжение в старую эстетику новой цифровой культуры), заставляя человека иначе взглянуть на привычное.
Помехи — это красиво, потому что они формируют новые формы, оттенки, текстуры и ритмы, которые не созданы художником вручную, а появились как бы сами по себе, случайно. Они привлекательны за счет своей уникальности, неповторимости и непредсказуемости. К примеру, цифровые искажения на изображениях могут принимать множество разных форм: волны, полосы, линии, прямоугольники и др.
Глитч-арт может передавать большой пласт смыслов. Вот несколько примеров.
- Иногда он показывает, что цифровые и аналоговые средства не всегда работают так, как мы привыкли или хотели бы. Он создает эффект отчуждения, когда мы видим, что наши знакомые изображения, звуки или тексты искажаются, разрушаются или трансформируются в нечто иное.
- Он ставит под сомнение наши привычные способы восприятия, понимания и оценки цифровых и аналоговых произведений. Точно ли красиво только то, что гармонично? Или дисгармония тоже по-своему прекрасна?
- Глитч-арт раскрывает неожиданные возможности наших компьютеров, телевизоров и плееров: данные могут быть обработаны и воспроизведены сотнями разных способов, в зависимости от контекста.
- Глитч-арт выражает «эстетику непреднамеренности», за которой художники гонятся с эпохи импрессионизма. Помехи зависят от случайных или неконтролируемых факторов: сбоев цифрового сигнала, помех, шумов, воздействия на данные компьютерных вирусов и т.д.
Наконец, глитч-арт просто выражает креативность и свободу самовыражения, позволяя художникам экспериментировать, преодолевать границы разных стилей и видов искусства, выражать свои идеи, эмоции через оригинальные или провокационные формы.
Читайте также:
Главные тренды графического дизайна 2024 года
История глитч-арта
Глитч — это ошибка, сбой или помеха в цифровых или аналоговых системах. Можно сказать, что это английский эквивалент нашего слова «глюк», которое мы используем в быту, говоря о неполадке игры или программы. Считается, что впервые его употребил астронавт Джон Гленн в своей книге Into Orbit («На орбите»), написав так:
Другим термином, который мы адаптировали для описания некоторых наших проблем, был “глюк” (glitch). Буквально, глитч — это скачок или изменение напряжения в электрической цепи, которое происходит, когда на цепь внезапно подается новая нагрузка. Вы наверняка замечали, как тускнеет свет в вашем доме, когда вы поворачиваете выключатель, включаете сушилку или телевизор.
С тех пор глитч стал обозначать любые неожиданные или нежелательные результаты в работе программ, игр, аудио- и видеоматериалов, изображений и других форматов данных. Однако помехи стали использоваться в творчестве гораздо раньше появления термина. Историю этого стиля можно проследить от его первых проявлений в кино, музыке и видеоиграх до современных форм и направлений. Давайте кратко разберем основные вехи этой истории.
1935 год, фильм A Colour Box Лена Лая. Художник создал экспериментальную анимацию, нанеся хаотичные пятна краски на пленку. Несмотря на то что здесь не применялись случайные искажения, эффект фильма основан на непредсказуемой и хаотичной смене картинок и цветов, чем схож с современным глитч-артом.
1965 год, инсталляция MagnetTV Нама Джуна Пайка. Эта работа считается одним из первых примеров настоящего глитч-арта — создания предмета видеоискусства с помощью аналоговых ошибок. Художник разместил на телевизоре магнит, который преображал картинку.
1978 год, фильм Digital TV Dinner. Его авторы — Джейми Фентона и Райли Саритски. Они создают глитчи, вставляя и вынимая картриджи из игровой консоли Bally Astrocade без выключения питания, создавая причудливые паттерны. Это сопровождается характерным 8-битным звучанием мелодии из старых игр.
1993 год, проект The Distorted Barbie Марка Напьера. Автор критикует потребительскую культуру и стереотипы красоты, используя глитчи в изображениях куклы Барби. Этот проект наделал много шума и вызвал возражения компании Mattel — владельца бренда куклы, в итоге оригинал сайта был изменен.
1995 год, основание бренда 12k Кимом Касконом. Этот лейбл специализировался на экспериментальной электронной музыке, в том числе на глитч-музыке, в которой встречаются щелчки, треск, срывы, паузы и другие необычные элементы.
1999 год, проект Super Mario Clouds Кори Аркенгеля. Автор взломал игровой картридж Super Mario Bros. и удалил из него все элементы, кроме облаков. Несмотря на то что здесь нет никаких нарочитых искажений картинки, это всё равно рукотворный «глюк», который, по сути, помог создать новое анимационное произведение.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
2001 год, произведения Энта Скотта. Он вводит термин глитч-арт для описания своих работ, в которых он использует сбои в фотографии и графике. Это один из первых примеров теоретического осмысления явления.
Несколько работ с сайта Энта Скотта. Источник
2005 год, работы и манифест Розы Менкман. Художница публикует Glitch Studies Manifesto, в котором она анализирует историю, методы и последствия глитч-арта. Она также создает множество работ в разных медиа, используя глитчи, такие как The Collapse of PAL, The Vernacular of File Formats и другие.
Сайт Розы Менкман практически целиком состоит из работ глитч-арта. Источник
Читайте также:
Какие тренды графического дизайна 90-х годов вернулись в 2022 году?
Как работает глитч-арт
Про самую очевидную реакцию на такие произведения (удивление) мы рассказали в начале. Но этот эффект не единственный. Глитч-арт воздействует на зрителя множеством способов, вызывая следующие эмоции и реакции.
- Неудобство, дискомфорт. Легко заметить, что на многие произведения глитч-арта буквально сложно смотреть. У зрителя начинает рябить в глазах, он не может уловить смысловой центр композиции, яркие цвета и мелкие элементы рассеивают его внимание. Этот эффект очень важен, так как он заставляет людей перестроить свое восприятие, отказаться от стереотипов и прилагать усилия, чтобы рассмотреть и понять произведение искусства.
- Резкий эмоциональный отклик. Традиционное искусство удивляет людей все меньше и все реже способно вызывать неподдельные эмоции. Глитч-арт стремится переломить эту тенденцию, провоцируя зрителя на яркий эмоциональный отклик, пусть даже и негативный — агрессию, замешательство, гнев, испуг и т.д. Комбинация искаженных цветов, форм и текстур может создавать уникальную эмоциональную атмосферу.
- Ностальгия. Глитч-арт часто использует визуальные элементы, которые напоминают о старых технологиях, устаревших форматах и эпохах в истории медиа и коммуникаций. К примеру, в сети можно найти миллионы работ на основе 8-битных игровых консолей, с которыми знакомы все, чье детство прошло в 1990-е годы. Это может вызвать ностальгические эмоции и ассоциации, связанные с прошлым.
- Критика и ирония. Этот необычный стиль часто служит средством для обличения разрушительных тенденций современного общества, засилья новых технологий, пропаганды в медиа и т.д. Цифровые ошибки являются символом недостатков и уязвимостей современного мира, отражают перегрузку информацией и зависимость от гаджетов.
Глитч-арт в разных видах искусства
За счет относительно простого создания и сильной эмоциональной составляющей глитч-арт проник буквально во все области культуры и искусства. Давайте рассмотрим, где можно встретить такие произведения.
- Живопись и графика. В этой области используют такие техники, как пикселизация, засветы, двойная экспозиция, шум и зерно, чтобы создавать искаженные, трансформированные изображения. Например, этим известен Кори Аркенгель.
- Скульптура. Здесь выразительными средствами глитч-арта служат разные материалы: металл, пластик, дерево, стекло и другие. Они помогают создавать объемные объекты, которые имитируют или включают в себя глитчи.
- Фотография. Здесь открыт широкий простор для экспериментов благодаря манипулированию данными, программами или устройствами, чтобы создавать глитчи на фото. Яркий пример — проект Glitchometry Даниэля Темкина с геометрическими глитч-абстракциями.
Работа из проекта Glitchometry. Источник
- Графический дизайн. В этой области искажения могут пробираться в шрифты, логотипы, иконки. Их часто можно встретить на постерах и обложках музыкальных альбомов и книг.
- Видеоигры. Глитчи здесь применяют и в графике, и в звуках, и в игровом процессе. Такие эффекты часто символизируют уязвимость новейших технологий к сторонним воздействиям или угрозу, исходящую от них. Например, художник и разработчик игры Memory of a Broken Dimension использовал глитчи, чтобы передать искажения в сигнале со спутника.
Скриншот фрагмента игры. Источник
- Музыка. Это тоже широкое поле для экспериментов. В музыке нередко используют щелчки, треск, эффект обрыва пленки и другие глитч-звуки для создания неожиданных эффектов. Например, музыкант Альва Ното в своем проекте Xerrox создает электронные композиции, которые почти полностью состоят из наложенных на фоновую мелодию помех.
Интересные проекты и художники глитч-арта
Чтобы вы еще больше прониклись этим стилем, давайте рассмотрим еще несколько любопытных авторов и примеров глитч-арта.
Многие художники используют программы и приложения для обработки фотографий, чтобы создать глитч-эффекты. Один из наиболее известных и влиятельных художников в этой области — Филипп Стернс. Он представляет свои работы в виде фото- и видеоинсталляций, а еще выпускает текстиль с глитч-рисунком.
Работы Стернса можно потрогать: скатерти с глитч-рисунком. Источник
И если его работы относительно гармоничны, то что действительно некомфортно для восприятия, так это произведения глитч-арта нидерландской художницы Розы Менкман. Они резкие, искаженные, пугающие, подчас на них просто тяжело смотреть, потому что начинает рябить в глазах. Но, безусловно, это создает мощный эстетический эффект.
Несколько работ из проекта 365 Decalibration Army Розы Менкман на выставке. Источник
Роза Менкман часто выставляет свои произведения и курирует обучение студентов. За каждой ее работой стоит большой бэкграунд, а значение своих картин и видеороликов она часто подробно разъясняет.
Работа Розы Менкман A Vernacular of File Formats. Источник
Хотите сами создать произведение в этом стиле с небольшими затратами времени? Тогда вы можете попробовать мобильные приложения Glitché, GlitchCam, Glitch FX, HYPERSPEKTIV, Glitch!, Glitch Wizard и другие. Это графические редакторы, позволяющие создавать глитч-арт из готовых фотографий и видео. Обратите внимание, что не все из этих приложений бесплатные — в некоторых есть встроенные покупки.
Скриншот со страницы приложения Glitché в магазине Apple
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую