Интерфейс

Интерфейс

Интерфейс — это инструмент взаимодействия, с помощью которого одна система контактирует с другой. Пользователи отдают команды устройствам и программам, которые их анализируют, выполняют действия и выдают ответ с помощью этого или уже другого интерфейса. 

Какие задачи решают интерфейсы

  • Ввод команд. 
  • Направление запроса и получение ответа в форме текста, изображения, звука.
  • Обмен информацией между программами, устройствами, системами взаимодействия человека и операционной системы.
  • Управление аппаратными комплексами, программными средствами.
  • Получение информации об ошибках и способах их исправления.

Типы интерфейсов

Пользовательские (UI, User Interface)

Позволяют человеку взаимодействовать с машиной или программой. Для реализации пользовательского интерфейса используются не только дисплей, компьютерная мышь, и клавиатура, но и рычаги в автомобиле, самолете, клавиши на печатной машинке — то есть все элементы, с помощью которых человек отдает команды машине. 

Графические (GUI, Graphical User Interface)

Позволяют взаимодействовать с устройством с помощью окон, кнопок, полей, выпадающих списков и т.д. Все основные объекты GUI выполнены в виде изображений. На том, как расположены графические элементы интерфейса, основаны принципы usability. 

Текстовые (TUI, Text user interface)

Команды отдаются устройству с помощью буквенно-цифровых символов. Известный пример — командная строка, которая предполагает ввод инструкций для компьютера с клавиатуры. Текстовый ввод до сих пор используется в Unix-подобных операционных системах, компьютерных играх и других областях. 

Голосовые (VUI, Voice user interface)

Команды отдаются без контакта, а инструментом для ввода является программа распознавания голосовых сообщений и микрофон. Например, Алиса от «Яндекса» заведет будильник или поставит песню, Салют выполнит нужное действие в сервисах экосистемы «Сбера», а секретарь Олег от «Тинькофф» поговорит со спамерами.

Жестовые (GBI, Gesture-Based Interface)

Средства ввода — устройства, понимающие команды с помощью жестов. GBI бывает контактным и бесконтактным. Жесты считываются в пространстве или на поверхности устройства. 

GBI применяется: 

  • в планшетных ПК и смартфонах с сенсорным экраном, в ноутбуках с тачпадами и других устройствах. В них реализована технология мультитач (multitouch) — считывание координат с разных точек;
  • игровых консолях, когда алгоритм преобразует жесты в команды;
  • охранных системах, реагирующих на движение. 

Программные (API, Application Programming Interface) 

Это интерфейсы, в которых программа взаимодействует с программой. API обеспечивает связь между сайтом и сервером, на котором хранятся данные. Каждый раз, когда пользователь, например, выкладывает фото в соцсети с телефона или покупает новые брюки в интернет-магазине, он работает через API. 

Аппаратные (физические) 

Обеспечивают взаимодействие оборудования и его компонентов. Реализованы с помощью кабелей, разъемов, проводов, шин и других контактных технических портов. Например, через USB к ПК подключаются принтеры, клавиатуры и мышки, флешки. Также широко применяются инструменты бесконтактной коммуникации, такие как Bluetooth или Wi-Fi. Они могут совмещаться с контактными: например, беспроводные компьютерные мыши с принимающим модулем, подключенным через USB.

Программно-аппаратные

Для взаимодействия между программами и оборудованием используются операционные системы. Они контролируют работу программ и драйверов, передают команды центральному процессору машин. Например, на смартфон установлены мессенджеры, почта, игры и другие приложения. Они взаимодействуют с устройством через ОС Android или iOS. 

Базовые принципы разработки интерфейсов

  1. Понятность — назначение элементов можно определить с первого взаимодействия.
  2. Простота — пользователь должен совершить минимум шагов до достижения цели через интерфейс.
  3. Выделение главного — внимание акцентировано на наиболее важных элементах с помощью цветов, размеров и форм.
  4. Единообразие — все составляющие интерфейса выполнены в едином стиле, ничего не выбивается ни визуально, ни по способу работы.
  5. Последовательность — интерфейс должен вести пользователя, помогать ему достигать целей, подсказывать следующий шаг.
  6. Предсказуемость — пользователь должен получить от взаимодействия с элементом то, что он ожидает, исходя из своего опыта.
  7. Эстетичность — важно, чтобы с интерфейсом было приятно работать благодаря не только удобству, но и визуальной составляющей.

Медиа Contented