обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Pantone

7 декабря, 2023
6 мин

Pantone (произносится как «Пантон») — это цветовая модель, которая разработана одноименной компанией в 1963 году. Она представляет собой стандартизированную систему подбора оттенков с цифровыми идентификаторами, которой активно пользуются дизайнеры и владельцы типографий.

Одна из палитр Pantone
Примеры палитр Pantone. Источник

Когда и зачем появился Pantone

В 1950-х в Америке сотрудник одной из типографий Ларри Герберт заметил, что клиентские замечания вроде «мне нужен красный, но не такой яркий, а чуть потемнее» доставляют слишком много проблем при выборе оттенка для печати готовой продукции. Тогда он предложил создать систему цветовых карточек-образцов, которые можно демонстрировать заказчикам. Первая партия такой продукции была отпечатана для производителей декоративной косметики: распространители смогли отказаться от демонстрации образцов помады в натуре и стали предлагать своим клиентам распечатанные цветовые палитры. Эта история показала Ларри Герберту востребованность и удобство применения стандартизированных каталогов в печатной индустрии.

Создатель компании Pantone
Ларри Герберт — основатель компании Pantone. Источник

В 1962 году Герберт выкупает типографию и переименовывает ее в Pantone. К тому времени предприятие успело создать каталог с 40 пронумерованными образцами оттенков. Продолжая развиваться, компания обзавелась штаб-квартирой в Нью-Джерси и к 1970 году успела продать более 100 тысяч каталогов. Сегодня «Пантон» является общепризнанным мировым стандартом, которым пользуются дизайнеры одежды, интерьеров, создатели отделочных материалов и текстиля, а также полиграфисты.

Зачем нужны Pantone-цвета

Для облегчения работы дизайнеров и полиграфистов. Каждый номер цвета Pantone содержит информацию о соотношении базовых оттенков из палитры CMYK, необходимых для его получения. Конечный результат печати будет одним и тем же вне зависимости от географического положения типографии. Для выбора цвета заказчику достаточно назвать его номер или выбрать один из более чем 2000 оттенков в палитре. 

Пример палитры Pantone
Классические веерные палитры Pantone. Источник

Для многих брендов важно использовать в оформлении логотипа конкретные цвета, и готовые стандартизированные таблицы помогают печатать фирменную атрибутику без изменения корпоративной цветовой гаммы. Вся информация об используемых оттенках (а также шрифтах, размерах лого и вариантах оформления печатной продукции) содержится в официальных брендбуках. Именно в них указаны и номера оттенков Pantone.

Палитры в виде небольших чипов
Палитры могут выпускаться и в виде компактных пластиковых чипов. Источник

Важно помнить, что итоговый оттенок после печати может выглядеть ярче или темнее, чем это было задумано. Дело не только в настройках монитора, но и в используемом типе бумаги. На глянцевой (coated) бумаге краски будут смотреться сочнее, чем на матовой (uncoated). По этой причине в институте Pantone предусмотрели сразу два варианта раскладок цветов — они наглядно демонстрируют конечный результат. Самый простой пример использования — корпоративная канцелярская продукция. Для глянцевой обложки блокнота нужно выбрать из палитры «Пантон» цвет с маркировкой C, а для мелованных внутренних листов — номер оттенка с добавлением U на конце.

Палитры Pantone: как они выглядят и где используются?

В отличие от больших цветовых раскладок RGB, классическая палитра Pantone напоминает обычный брелок: на металлическое кольцо или пластиковое крепление собраны полосы бумаги с образцами оттенков, их номерами и дополнительными характеристиками. Образцы оттенков на каждом листе расположены по степени уменьшения насыщенности: от максимально темного тона до максимально светлого. Такое решение удобно для заказчика: он может приложить образец цвета к уже имеющимся промоматериалам и выбирать необходимый оттенок. Представители компании Pantone рекомендуют обновлять эти палитры ежегодно, так как при постоянном использовании образцы истираются, могут изменить оттенок и выцвести. Закупка свежих экземпляров актуальна и по причине добавления большого количества новых оттенков.

Палитры Pantone ежегодно обновляются
Наглядное объяснение необходимости ежегодно обновлять цветовые палитры. Источник

Палитры Pantone популярны среди представителей модной индустрии: они позволяют дизайнерам говорить о конкретном оттенке, который актуален в грядущем сезоне, без излишних описаний — достаточно назвать цифровой код. Лаконичность и удобство использования бумажных раскладок делают эти палитры актуальными и среди представителей подрядных организаций: можно вручить клиенту несколько раскладок, чтобы он смог выбрать цвет стен и потолка в своей гостиной.

Текстильные палитры Pantone
Существуют текстильные палитры Pantone. Заказать их можно на официальном сайте производителя. Источник

Цвет года: что это и почему все следят за процессом его выбора?

В 2000 году представители «Пантон» впервые решили сделать один из оттенков своей палитры символом года. С течением времени эта традиция стала не просто приятным ритуалом, а социально значимым событием. Дело в том, что цвет года отражает экономические, психологические, экологические и социальные настроения в мире и привлекает внимание к определенным проблемам человечества. При этом дизайнеры не стараются заявить о том, что какой-то конкретный цвет будет в моде в грядущем сезоне — они стараются предложить оттенок, который уже актуален.

Подборка цветов года от Pantone
Подборка цветов разных лет. Источник

Главные цвета последних лет по версии Pantone

Устроим небольшую ретроспективу и вспомним главные оттенки последних 5 лет.

2017 — Greenery. Данный оттенок был призван вдохновлять людей, дарить им жизнерадостность и мотивировать на великие свершения. Свежий и сочный, он напоминал о лете и помогал взбодриться.

Цвет 2017 года по версии Pantone
Пример оттенка от reflexgroup. Источник

2018 — Ultra Violet. Глубокий фиолетовый представители Pantone характеризовали как драматичный, продуманный и провокационный оттенок. Этот цвет символизировал творческое начало, отсылал к космическим глубинам и напоминал людям о том, что стоит прислушиваться к своей интуиции.

Глубокий фиолетовый - цвет 2018 года
Пример оттенка от Lys Holic. Источник

2019 — Living Coral. Теплый и яркий оттенок призывал человечество восстановить баланс между природой и людьми.

Цвет года 2019
Пример оттенка от Angelina Goncharova. Источник

2020 — Classic Blue. Спокойный и глубокий классический синий цвет вселял уверенность и помогал бороться со стрессом. Примечательно, что многие партнеры компании Pantone решили предоставить покупателям возможность не только увидеть этот оттенок, но и почувствовать его: узнать на вкус, услышать, потрогать и уловить аромат.

Цвет 2020 года - классический синий
Пример оттенка от Douglas Sobierai. Источник

2021 — Ultimate Gray и Illuminating. Сочетание ярко-лимонного и нейтрального серого оттенков транслировало ощущение стабильности и надежды. Этот воодушевляющий и одновременно строгий тандем стал особенно популярным в оформлении интерьеров, т.к. цвета отлично оттеняют друг друга и не создают давящего ощущения.

В 2021 Pantone выбрал сразу 2 цвета
Пример оттенков от Tarik tkmk. Источник

2022 — Very Peri. Оттенок барвинка был впервые смиксован из двух цветов (фиолетового и красного), а не выбран из уже имеющихся в палитре. По замыслу создателей, данный оттенок характеризовал переломный момент истории: человечество активно использует новые технологии и переходит от привычных осязаемых объектов к виртуальным мирам, метавселенным и цифровому творчеству.

Цвет 2022 года
Пример оттенка от Dan Rodds. Источник

2023 — Viva Magenta. Институт Pantone уже объявил цвет грядущего года. Им стал насыщенный малиново-красный, в котором есть место мягкой дерзости, смелой грации и уверенности. Данный оттенок призван воодушевить человечество на новые свершения после затяжной трехлетней пандемии, пробудить мир от стресса после экономических потрясений и социальных волнений.

Цвет 2023 года по версии Pantone
Пример оттенка от Tarik tkmk. Источник

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент