Риггинг

Риггинг

Rigging (риггинг) — это подготовка 3D-модели персонажа к анимации, при которой внутри заранее отрисованной заготовки размешается риг — набор виртуальных суставов и костей, устанавливаются закономерности его функционирования и возможные трансформации. 

Где используется риггинг

Скелетную анимацию применяют разработчики компьютерных игр, а также мультипликаторы и создатели трехмерных роликов. Она дает возможность управлять движениями и мимикой персонажа за счет манипулирования отдельными костями и суставами, мышцами на лице (скиннинг). Работать с риггингом можно в Blender, Autodesk Maya и других программах для 3D-моделирования

Риггинг в Autodesk Maya от 3D-дизайнера D OS. Источник 

Как работает риггинг в Blender

Риггинг скелета

Для создания правдоподобного рига человеческого тела следует заранее спозиционировать отрисованную модель на рабочем поле так, чтобы ось ее симметрии приходилась по центру координат. Создание скелета начинается с инструментов Armature: они позволяют создавать и перемещать кости — высокие пирамиды, которые можно вращать, увеличивать или уменьшать, перемещать по телу модели. Первые кости рекомендуется установить на место позвоночника — так легче добиться правильного расположения остальных элементов скелета. Затем на основу нужно «навесить» плечи, кости таза и конечностей. 

Пример создания скелета и настройки расположения костей модели. Источник

Кости и суставы взаимосвязаны между собой. Например, локтевой сустав при сгибании увлекает кости кисти и предплечья. Чтобы настроить деформации тела при движении, модели в Blender задаются веса — части тела раскрашиваются определенными цветами. Красным — элемент, который четко следует за костью, но не деформируется, например кость плеча. Синим — детали, на которые кости не оказывают влияния при движении. Промежуточные оттенки используются для изменения цвета суставов — так в редакторе обозначаются полигоны, которые будут деформироваться при движении кости.

Пример окрашивания элементом модели для настройки деформаций. Источник

Риггинг лица (скиннинг)

На лице расположено много мышц, отвечающих за естественную мимику. Необходимо отделить глаза и челюсти от лица, сделать их отдельными объектами, чтобы мимика не была привязана к ним случайно, а потом создать лицевые кости. В Blender это можно сделать, используя дополнение Rigify с набором готовых модулей. Необходимо учитывать анатомию и расположение мышц на лице человека.

Пример риггинга лица в Blender. Источник

Что нужно знать начинающему риггеру

  • Английский язык. Blender rigging — популярный инструмент, однако большая часть информации о нем (основы, главные фишки и часто применяемые технологии) изложена в англоязычных источниках: книгах, роликах на YouTube, блогах зарубежных специалистов. При желании поверхностные знания можно получить, основываясь на русскоязычном материале, но для дальнейшей работы этого будет недостаточно. 
  • Скриптовый язык. Использование инструментария программы удобно первое время. Для профессионального риггинга необходима автоматизация. При написании скриптов, которые облегчают работу риггера, в Blender используется Python. 
  • Интерфейс и возможности ПО. На первоначальном этапе риггеру достаточно использовать несколько базовых функций. Однако для полноценной работы, в частности, для качественного риггинга лица требуется глубоко погрузиться в программу. Blender в этом плане достаточно прост, но создание сложных ригов может вызывать вопросы у новичков. 
  • Основы анатомии. Базовые знания о том, как расположены в организме кости, где и в какую сторону гнутся суставы и как функционируют мышцы, позволяет создать реалистичного персонажа. Понимание анатомических особенностей поможет быстрее избавиться от ошибок и упростит работу. 
Один из этапов создания персонажа в Blender от Anne Wieringa. Источник

Медиа Contented