Анна Дмитриева: «Как во время учебы я основала студию интерактивного дизайна»

Анна Дмитриева: «Как во время учебы я основала студию интерактивного дизайна»

Анна Дмитриева работала в архитектурном бюро, создавала дизайн-проекты интерьеров и концепции выставочных экспозиций. Начав учиться созданию интерактивных медиа, она вдохновилась работами преподавателей и основала собственную студию STAYA bureau.


Анна Дмитриева, 28 лет
Предыдущее место работы: Архитектурное бюро «РП ПРОЕКТ», компания SOLLAB
Курс Contented: Профессия «Дизайнер интерактивных медиа»
Новое место работы: Сооснователь арт-бюро STAYA bureau
Портфолио

Что я делала раньше

Получив архитектурное образование, я, как и все начинающие специалисты, сначала искала заказы на фрилансе: бралась за презентации, брендбуки и буклеты для архитектурных и девелоперских компаний. Затем работала в архитектурных бюро — проектировала интерьеры и разрабатывала концепции урбанистического развития отдельных городских пространств. 

Проект «Трансформатор», созданный в МАРШЕ, в студии Александра Бродского. Наша группа собрала единый макет из кусков своих индивидуальных проектов. Концепция студии — создание «города» в городе. В любом городе должна быть тюрьма, и я взяла эту непростую тему для дальнейшей разработки.

Последние два года, работая в компании SOLLAB, совместно с контент-студиями разрабатывала концепции выставочных экспозиций и инсталляций различных музейных пространств.

Именно тогда я начала осознавать, что все в мире взаимосвязано: искусство — музыка или архитектура — не существует сейчас в чистом виде. Поняла, что для создания уникальных проектов нужно работать на стыке всех этих сфер. Вот этому я и захотела научиться.

Как я искала курс

Важную роль в желании пойти на курсы сыграли близкие. Родители и младшие сестры живут в том же доме, но на других этажах. Во время пандемии, когда большинство компаний перевели своих сотрудников на удаленный формат работы, мне хотелось больше времени проводить с семьей. Но когда я приходила в гости, видела, что и родители, и сестры постоянно заняты обучением. Папа учился на IT-курсах по программированию — он сейчас всерьез увлекся машинным обучением. Мама — постоянный участник книжных клубов, курсов по истории современного искусства и разбору картин. Сестры — тоже очень творческие, увлекаются живописью и картинами, тоже времени зря не теряли. Мне хотелось тянуться за ними и соответствовать.

Я начала искать курсы, где могли бы научить дизайну интерактивных медиа. К моему удивлению, я встречала только отдельные направления: интерактивный сторителлинг, режиссура мероприятия, TouchDesigner. Но разве стоит учиться маппингу (технология, которая применяется для трансляции проекционного шоу) отдельно? По-моему, нет. Хотелось освоить специальность с самого начала — с теории и азов, найти курс, в котором весь процесс собран в единый большой кейс, который можно поэтапно проходить по модулям.

Потратив пару недель на поиски, случайно вышла на курс «Дизайнер интерактивных медиа», весь вечер изучала программу, сравнивала. Утром встала и уже без раздумий оплатила учебу. Я отдавала себе отчет, что в совершенстве изучить все нюансы не получится, но получить базовые навыки я точно смогу.

Что меня вдохновило в интерактивном дизайне 

Начав учиться на курсе, я вдохновлялась работами преподавателей и кураторов. Очень нравились лекции Ксении Храбрых (ведет модули « Медиаискусство и рождение феномена интерактивности» , « Интерактивное искусство в ХХ и ХХI веке ») — как она дает материал, теорию, как рассказывает о своем бэкграунде — это впечатляло с первых недель. 

Любимым преподавателем я бы назвала Эдуарда Хаймана (модули « Среда и пространство» , « Взаимодействие в цифровой среде »). Он тоже архитектор. Мы говорили буквально на одном языке, и это завораживало.

Раньше я работала только с формой: планировки, урбанистика, городские пространства — это было привычно и понятно. Но увидев работы преподавателей и кураторов, я была поражена — это совсем иной взгляд на стандартные вещи. Смотрела на кейсы и думала: «Совсем другой подход и структура! Но это возможно! И раз кто-то смог, то и я смогу!»

Теперь и мне хочется не только показывать форму, но и передавать смысл проектов через контент, внутреннее наполнение.

К сожалению, основная работа у меня была офисная, с достаточно гибким графиком, но времени и сил учеба отнимала очень много. Было морально тяжело приходить с работы и погружаться в учебу. Но мотивация и желание учиться были настолько сильными, что долгое время мне удавалось преодолевать себя и вечерами садиться за лекции и домашние работы. Но в какой-то момент мне все же пришлось приостановить занятия.

Как я создала студию STAYA bureau

При этом курс был настолько вдохновляющим, что уже через несколько месяцев после я задумалась о создании собственного бюро. Я и раньше часто думала, что хочется больше управлять своей жизнью, быть более независимой и свободной. 

Начав учиться, я поняла, что у меня есть все для этого. В первую очередь — команда. Я предложила двум однокурсницам по магистратуре в МАРШ Элине Габитовой и Надежде Ерохиной создавать собственные концептуальные проекты. Элина живет в Нью-Йорке, работает архитектором. Надежда живет в Москве, занимается урбанистикой и благоустройством. 

Элина, Надежда и я

Мы из разных сфер, но мыслим в одном направлении и вдохновляемся похожими вещами. Нам было интересно заниматься архитектурными малыми формами в симбиозе с контентом, световыми устройствами и интерактивом. Так мы основали STAYA bureau.

Все наши видео и концепции инсталляций сопровождает аудиоряд, который пишется всегда специально для каждого проекта нашим саунд-дизайнером Денисом Панфилем. Ещё на аутсорсе в нашей команде работают конструктор, специалист по сметам и моушн-дизайнер.

Что мы делаем в STAYA bureau

Первый концептуальный проект «След» мы создали для фестиваля Signal 2021. Если кратко, это проект про уникальный человеческий маршрут, который обрел визуальное воплощение: двигаясь вперед, каждый из нас оставляет свой невидимый след в отголосках памяти окружающих. 

Проект «Trace»

Мы очень дорожим нашим детищем — это не просто инсталляция, это полноценное междисциплинарное архитектурное произведение. К сожалению, «След» не прошел конкурсный отбор на фестивале, потому что мы превысили смету примерно в пять раз. Изначально хотели сделать что-то простое, а получился статичный фундаментальный проект. Но, посмотрев на другие конкурсные работы, я вновь убедилась, что нужно смотреть на вещи широко.

Другой проект — «Световой маршрут», скетч-рассуждение на тему равенства человека и энергии. Идея похожа на «След»: мы хотели показать, как разные люди, события, места остаются в нашей памяти и несут определенные последствия. 

Проект «Световой маршрут»
Проект «Световой маршрут»

Каждая новая работа в портфолио — это шаг вперед к развитию и росту. Совсем недавно у нас вышел новый проект «Перевернутый колодец» — световая аудиовизуальная инсталляция про ощущения себя «на дне колодца», которую мы разместили на Behance.

Пандемия-2020 наложила на человечество определенный отпечаток. Закрытый мир, ограниченное пространство и передвижение, искаженный информационный поток — все это новая реальность. Мы видим, что свобода близко, подобно человеку, оказавшемуся на дне колодца, нужно только протянуть руку, но выбраться совсем не просто. 


“Перевернутый колодец” — это аудиовизуальная, в полной мере перформативная инсталляция. В дневное время — это статичный арт-объект. Вся структура легкая и невесомая. Она почти сливается с окружающим ландшафтом, напоминая нам о близости свободы вокруг.

Проект «Перевернутый колодец»

«В ночное время — это аудиовизуальная световая интерактивная инсталляция, которая работает по трем сценариям. Светодиодные ленты окружают ее и встраиваются в сетку. В зависимости от программы человек, который подходит к инсталляции и входит на дно колодца, становится заложником “клетки” цилиндрической формы. Рандомно выбирается программа, которая погружает пользователя в мир его собственного “колодца”. 


Пользователь смотрит вверх, окруженный металлической сеткой и светодиодными лентами. В первом сценарии свет идет по восходящей линии, он окружает, обволакивает и ведет за пределы, поднимая со дна. Во втором сценарии светодиодные ленты загораются по спирали. Они образовывают вихрь, который символизирует искаженные информационные потоки, окружающие нас постоянно. Второй вариант этого же сценария — светодиодные трубки, установленные в сетке вертикально, которые загораются по кругу. В третьем сценарии свет загорается в хаотичном порядке, который символизирует весь мир в данном его состоянии».

Проект «Inverted Well»

Наше бюро в самом начале пути, но мы развиваемся, участвуем в конкурсах, работаем над каталогом нескольких проектов. В общем, все движется. Мы настроены на позитив, но отдаем себе отчет, что дальнейший путь требует много веры и сил. 

Что касается обучения: у меня стало больше времени, я вернулась к занятиям и сейчас уже примерно на середине курса.

Совет

Практически у каждого человека есть какие-то стремления. Например, у меня есть глобальная цель в карьерном плане в сфере медиадизайна. Я уже убедилась на собственном опыте, что не всегда легко и просто идти по намеченному плану. В этом случае нужно остановиться, выдохнуть и пересмотреть намеченные шаги.

Если я понимаю, что предстоит слишком большая работа впереди и становится тяжело выполнять все и сразу, то разбиваю задачи на небольшие этапы. Так легче видеть, что пусть медленно, понемногу, но ты все же идешь к поставленной цели. Рывками, но ты все равно движешься в правильном направлении. В итоге пусть чуть дольше, но ты своего добьешься.

Медиа Contented