Основы дополненной реальности
Дополненная реальность (AR, Augmented Reality) — технология, с помощью которой можно добавить виртуальные объекты (графику, звук, текст) к реальным. Устройства и программы для AR разрабатывают уже около 60 лет. Это одно из самых перспективных направлений в маркетинге, искусстве, образовании, индустрии развлечений и медиа.
Помните покемонов? Это базовый уровень дополненной реальности внутри мобильного.
Технологии двинулись дальше, и теперь нам доступны AR-презентации. Для архитекторов и реконструкторов это полезный инструмент. Наведите камеру на старое здание, и оно достраивается, анимируется и превращается в понятный визуал прямо на экране.
AR не равна виртуальной реальности (VR). В VR пользователь полностью отключен от реального мира и находится в виртуальной среде через VR-очки. Все объекты там созданы искусственно.
Посмотрим на основные принципы дополненной реальности и технологии.
Взаимодействие с пользователем в реальном времени и его вовлечение в продукт
С помощью AR-приложений люди сильнее вовлекаются — они сами решают, что делать с 3D-объектом, который появился в их смартфоне благодаря AR.
В сфере B2C AR — преимущество перед конкурентами. Магазины одежды и косметики, а еще мебельные салоны добавляют в свои приложения функцию примерки или тестирования продукта перед покупкой через камеру. У «Лореаль» есть опция виртуального макияжа. Загрузите селфи, подберите косметику под нужный образ, сохраните результат, если он вам понравился, а потом купите выбранные продукты.
То же самое делает косметическая компания Sephora в программе Virtual Artist. С помощью технологии AR клиенты визуализируют, как на них выглядят косметические продукты, — так проще выбрать подходящий оттенок.
Чтобы привлечь новых покупателей, бренды создают фотозоны и игры с функцией AR. Они предлагают пользователю примерять на себя новые роли или заботиться о виртуальном персонаже с помощью своих продуктов, проходить уровни, выигрывать призы и получать промокоды за выполненные задания. Получается персональный диалог между брендом и клиентом. Если человеку нравится игра, вероятность покупки возрастает в несколько раз.
Перед выходом фильма «Изгой-один. Звездные войны: Истории» магазины «Магнит» совместно с Walt Disney пригласили желающих сделать фото или видео с AR-персонажем Star Wars.
Читайте также:
Дипфейки: технология будущего или угроза для реальности
Маркерная и безмаркерная AR
Маркерная AR использует физические изображения, как правило QR-коды, для активации виртуального контента. Камера на смартфоне распознает маркер и отправляет данные в приложение. Приложение накладывает виртуальные элементы на маркер и создает дополненную реальность. QR-коды с дополнительной информацией о продукте на упаковке товара — это маркерная AR.
Безмаркерная AR работает через алгоритмы отслеживания изображений, построения карт на местности (SLAM) и анализа окружения. Камера устройства быстро изучает пространство и позволяет объектам свободно помещаться внутри реальности. Игра Pokemon GO и тестирование виртуальной мебели в квартире перед покупкой — элементы безмаркерной AR.
Компьютерное зрение
Ключевая технология для AR для анализа объектов из окружающей среды. Система обрабатывает изображения и сегментирует объекты. В случае производства онлайн-игры для улицы это будут лица, автомобили, природа, животные, магазины. Потом она учится отслеживать объекты в движении и определять, кто и что делает. А после фиксирует, в какой момент в игре должно случиться то или иное действие — например, если дверь магазина открылась, из него выйдет человек и на его плечо сядет птица.
Для разработки современных, удобных и увлекательных приложений дополненной реальности разработчики используют особые технологии. Все они работают по одному принципу: сканируют поверхности, изучают источники света и тени, различают голоса, образы и лица. Вся обработанная информация — основа для генерации объектов AR. Перечислим самые популярные и эффективные из инструментов.
- ARKit (для iOS): Фреймворк от Apple, совместимый с iPhone и iPad.
- ARCore (для Android): Инструмент от Google, который поддерживает работу с геопозицией и совместим с платформой разработки игр и приложений Unity.
- WebXR (для веба): Продукт от Mozilla и Google для интеграции AR прямо в браузере.
Это основные инструменты для приложений дополненной реальности, с которыми часто работают дизайнеры интерактивных медиа и разработчики.
Применение AR в веб-дизайне и мобильных приложениях
Дополненная реальность (AR) расширяет возможности веб-дизайна и мобильных приложений, добавляет новые уровни интерактивности и пользовательского опыта. С AR разработчики делают контент уникальным и персонализированным. Рассмотрим основные направления и успешные примеры использования AR, а еще ключевые инструменты для ее внедрения.
«Икеа» еще в 2018 году запустила приложение для примерки мебели в пространстве — IKEA Place. Пользователь «помещает» мебель в комнату, оценивает ее размер, цвет и совместимость с другими предметами интерьера.
Были еще и модели животных: с 2014 года в мобильных телефонах от Sony был раздел, где пользователь накладывал на видео эффект с виртуальными пауками и змеями, которые бежали прямо на зрителя. А Google докрутил эту идею в системе Google’s AR Search таким образом, что вокруг этих животных можно погулять. В поисковой системе доступны 3D-модели для показа в дополненной реальности. Пользователь «смотрит» на животных или другие объекты прямо в своей комнате.
От ранних примеров перейдем к арту, который доступен сегодня. Большая часть AR-продуктов сейчас — часть маркетинговых кампаний. Вы точно видели ролики с «выпадающей» из небоскребов косметикой и шариками — брендам нравится масштаб и яркость красок. Даже спортивные клубы не остались в стороне от новой тенденции. Хоккейный клуб «Торпедо» из Нижнего Новгорода возвел виртуальный памятник в честь выхода команды в плей-офф Континентальной хоккейной лиги.
Маркетологи брендов одежды придумывают новые AR-идеи, чтобы удержать внимание пользователя и вовлечь его во взаимодействие. Например, уже привычные виртуальные примерочные работают и в обратную сторону: не покупатель примеряет платье, а сканер считывает параметры и воссоздает одежду на экране.
Что ни говори, а миром сегодня правит технологичность. В массмаркет пока не вошла фишка с одеждой, которая оживает на экране, однако для отдельных покупателей бренды создают одежду с метками, по которым открываются дополнительные возможности привычной одежды. Это как с «Растишкой». Знаете эти йогурты, на которые наводишь камеру, и Дино начинает прыгать по этикетке, петь песни и танцевать?
Ждем, когда цвет одежды можно будет поменять сразу после виртуальной примерки — мы уже работаем над созданием такого мерча.
Полина Ховрачева, преподаватель и автор проектов в креативном инжиниринге, выпускница курса Contented «Дизайнер интерактивных медиа»
дизайнер интерактивных медиа
профессия| 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Творите дизайнерскую магию: световые инсталляции, интерактивные объекты, мультимедийные презентации. Не в теории, а на практике
научиться
AR в маркетинге и брендинге
Новое поколение любит развлечения и свободу, честность, творчество и игру. AR создан для работы с такими потребителями. Компании используют площадки социальных сетей с AR-инструментами, создают собственные приложения. Все для вау-эффекта пользователя.
В соцсетях бренды запускают корпоративные маски, анимированные хештег-челленджи и игры. Успешный челлендж Mondelez TUC в TikTok сопровождал формат Branded Effect: пользователи танцевали, «раскусывая» виртуальные крекеры. В итоге участники загрузили 21,7 млн видео, а узнаваемость компании выросла на 19%.
Еще один способ привлечь аудиторию — создать фотокиоск на выставке. Креативная студия p.motion участвовала в разработке стенда Нижегородской области на Всемирном фестивале молодежи 2024, от них я узнала о таком «холодильнике». Спикерами на стенде выступили интерактивные персонажи, которые рассказывали о новом IT-кампусе Неймарк.
Подобную конструкцию можно использовать на выставке «Сказочная Персия». Дополненная реальность идеально воссоздает пространство прошлого в условиях музейных выставок.
Полина Ховрачева, преподаватель и автор проектов в креативном инжиниринге, выпускница курса Contented «Дизайнер интерактивных медиа»
О процессе работы над выставкой «Сказочная Персия» рассказывали в отдельном материале.
Не только музеи пользуются воссозданием того, чего уже нет. Бренд спортивной одежды и обуви Nike предлагает покупателям покрутить в руках продукты, которые еще не вышли на рынок.
А еще Nike и футбольный клуб «Челси» «повесили» форму футбольной команды над Тауэрским мостом. Так они решили показать гордость Лондона.
Анимацию создала видеопродакшен-компания The Berry. Специалисты собрали реалистичную модель клубной футболки через серию снимков, которую сделали при специальном освещении. В результате диджитал-копию футболки повесили на лондонский мост, и она эффектно развевалась по направлению ветра.
И еще несколько примеров AR в рекламе.
Сеть фастфуд-ресторанов Chipotle в перерыве матча NHL между «Колорадо» и «Сент-Луисом» показала фанатам AR-технологию трансляции рекламы в реальном времени. Очень реалистичный заливщик льда выкатил на арену тарелку с едой. В какой-то момент лед разрушила огромная рука, которая схватила блюдо и вилку и утащила их к себе.
Coca-Cola оживила свои баночки с помощью AR в рамках рождественской кампании, где пользователи сканировали упаковки через приложение и видели интерактивные сюжеты.
Российские креаторы тоже не отстают. «Авито» запустил в небо огромное худи на ВДНХ и поместил айфон размером с многоэтажку рядом с питерской Лахтой.
AR в графическом дизайне
Дополненная реальность популярна и в графическом дизайне. Изучим примеры применения AR в этой сфере.
AR-постеры и рекламные баннеры
Графические дизайнеры создают плакаты и баннеры, которые оживают при сканировании с помощью AR-приложения. Такие постеры нужны в киноиндустрии для продвижения фильмов. Пользователь наводит смартфон на изображение и видит трейлер, анимацию или 3D-модель персонажей.
Журналы и печатные издания
Графические дизайнеры создают обложки и иллюстрации с анимацией и интерактивными элементами.
Журналы зарабатывают с помощью технологий дополненной реальности через платную подписку с эксклюзивным AR-контентом. National Geographic реализовал эту стратегию и предоставил подписчикам доступ к статьям и материалам с AR-элементами. Они оживляют истории в новом измерении. Премиальный AR-контент National Geographic стимулировал читателей платить за подписку, увеличил доход компании и расширил базу лояльных клиентов.
А еще журналы и каталоги используют дополненную реальность для онлайн-продажи партнерских товаров — мебели, посуды, декора.
Визуальные идентичности брендов с AR-логотипами
Бренды используют логотипы и другие элементы фирменного стиля и оживляют их через AR. Так аудитория запоминает логотипы. Они становятся трехмерными, поворачиваются или меняют форму, когда на них наводят камеру.
Интерактивные визитные карточки
Дизайнеры разрабатывают визитные карточки, которые содержат скрытые AR-элементы, например 3D-модель компании, анимации или прямые ссылки на контактные данные и социальные сети. Это превращает визитную карточку в мини-презентацию в смартфоне.
А на специальном сайте можно сделать пробную визитку самостоятельно. Зарегистрируйтесь, выберите блоки информации о себе, дизайн визитки и отправляйте коллегам.
Выставочные стенды и инсталляции
На выставках графические дизайнеры создают AR-стенды, которые добавляют к статическим объектам интерактивные визуальные эффекты. Так компания предоставляет дополнительную информацию о себе и своих продуктах.
Главное о технологии AR
Дополненная реальность (AR) — технология, с помощью которой цифровая информация и объекты накладываются на реальный мир. Пользователи взаимодействуют с цифровым контентом и при этом находятся в физическом мире.
- Системы AR фиксируют окружающую среду и распознают объекты, затем процессоры обрабатывают полученные данные и накладывают цифровую информацию на реальное изображение. После чего люди видят смешанный контент через дисплеи своих смартфонов.
- Выделяют маркерную и немаркерную AR. Первая для наложения контента использует традиционные метки, QR-коды, а вторая — алгоритмы компьютерного зрения без каких-либо маркеров.
- Бренды повышают наглядность и увлекательность своих продуктов и вовлекают больше пользователей через AR. Вы заметите дополненную реальность в играх для смартфонов и планшетов, маркетинге и рекламе, образовании, продажах, искусстве и медицине.
профессия дизайнер интерактивных медиа
профессия дизайнер интерактивных медиа
Станьте генератором идей и творцом, для которого мультимедийные технологии — главный инструмент. Вы научитесь создавать интерактивные объекты, лазерные шоу, световые инсталляции, погрузившись в дизайн-среду
Научиться